Нурмаганбет Е.Т. старший преподаватель кафедры

уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

КазНУ им.аль– Фараби

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В КАЗАХСТАНЕ

 

События, происходящие в мире, постоянно заставляют нас задумываться о терроризме и религиозном экстремизме. Но трактовка точного понятия "религиозный экстремизм" до сих пор остается нечеткой. Как можно определить грань между листовками просто религиозного характера и листовками экстремистского направления? Где найти правильный ответ и кто может его дать? Приподготовке данной статьи, я задал себе вопрос: что такой экстремизм вообще? Есть ли точное научное толкование данного термина? Пролистав и изучив большое количество книг, включая толковые словари, современные и не очень энциклопедии, я к своему удивлению обнаружил только одно определение "экстремизма". Приверженность к крайним взглядам и мерам (особенно в политике). И все. А о религиозном экстремизме не упоминается вообще. Получается так, что к экстремистам можно отнести очень многих людей, недовольных жизнью и правительством.

Религиозный экстремизм - понятие неясное. В Коране действительно есть суры о джихаде (священной войне). Но это необязательно кровопролитная, насильственная война. Ведь уговорить человека принять другую веру можно и по-другому: словами, например. И поэтому при теологической экспертизе нельзя руководствоваться тем, что, к примеру, джихад - это война: войны бывают разные. Надо знать очень много по той или иной религии прежде, чем делать какие-то выводы. Времена, когда Казахстан называли оазисом спокойствия и стабильности канули в лета. Знакомясь с передаваемыми по СМИ материалами об очередных громких преступлениях, невольно содрогаешься. Население устало постоянно бояться сексуальных маньяков, разбойников и рэкетиров. Сегодня, такие привычные слова как «бандит», «убийца» и «преступник» потеснили новые, более современные термины - «шахиды», «моджахеды», «террористы» и «экстремисты».

По официальным данным, в Казахстане функционируют около 4 тыс. религиозных объединений, представляющих более 46 конфессий и течений. По стране зарегистрировано 2182 культовых сооружения. При этом реальный показатель намного превышает сведения властей [1]. А теперь задумайтесь: как можно проводить теологическую экспертизу на экстремистскую направленность, если вообще еще нет точного и широкого определения термина "экстремизм"? А между тем корни религиозного экстремизма находятся не там, где взрывается транспорт, здания и гибнут сотни людей, а где-то гораздо глубже. Меня в последнее время все больше волнует вопрос: "Почему сейчас верующих людей, а особенно мусульман, приписывают к террористам или экстремистам, не имея на то причин?". Проще говоря, мировые события подводят к тому, что всех "гребут под одну гребенку". Религиозную литературу причисляют к листовкам с насильственными призывами.

В СМИ очень часто встречаются материалы, содержащие порой грубые высказывания антисемитского, антимусульманского и антихристианского толка. И по большей части они не имеют под собой основы, а точнее научного объяснения. Получается, что порой неоправданно вторгаются в духовную сферу жизни человека, несправедливо обвиняя его. Бывает и так, что виновных отпускают только потому, что не в силах доказать его преступные умыслы. Поэтому именно сейчас появилось такое понятие как теологическая экспертиза. Именно она и должна помочь определить и показать ту грань, ту тонкую линию между религией и терроризмом, между листовками, призывающими к насилию и войне, и религиозной литературой, между образом жизни человека и состоянием его души и разума.

Уголовной кодекс Республики Казахстан все предусматривает преследование за экстремизм. Осудить преступников можно по статье 164 "Возбуждение социальной, национальной, расовой, родовой и религиозной вражды". Но проблема в том, что в истории нашей страны еще не было опыта возбуждения дел по экстремизму и терроризму. Поэтому ситуация в этом плане довольно скользкая. Особенно с появлением и распространением листовок религиозной организации "Хизб-ут-тахрир". По мнению экспертов, большая часть текстов листовок, распространяемых как в нашей республике, так и других республиках Средней Азии, составляется за границей. Многие послания не имеют никакого отношения к среднеазиатским государствам, но тем не менее распространяются и в них. А главная проблема в выявлении такой преступной деятельности в Казахстане выражается в том, что некому судить, может ли определенный факт относится к экстремизму. Специалистов, которые могли бы достоверно и стопроцентно определять черты религиозного экстремизма в той или иной стране практически не существует.

Здесь необходимо учитывать не только научные объяснения, но и суть и смысл самих вероисповеданий: как они могут оправдать или осудить поведение человека, как террориста, дать объяснение тому, что в листовках не содержится призыва к насилию. Многие считают, что законодательная база, регулирующая взаимодействие органов власти и религиозных объединений слаба и нуждается в доработке. Теологическая экспертиза это нужный шаг в борьбе, а точнее в профилактике экстремизма в РК. Но, к сожалению, на данный момент в Казахстане нет специализированной теологической экспертизы, которая была бы стопроцентно верной. Существуют просто другие анализы, которые, так или иначе, проверяют литературу на наличие экстремистского содержания.

Всего их 43, но экспертизы, связанной именно с религиозным экстремизмом пока еще нет. Этот вопрос в ближайшее время будет решаться на уровне. А потом потребуется время для того, чтоб такого рода экспертиза начала работать в полную силу. Должны появиться люди, умеющие определять экстремиста или листовки с призывами к насилию не по кофейной гуще, а по фундаментальным признакам. Возможно, именно для этого к теологической экспертизе необходимо привлекать не только экспертов по юриспруденции и правоохранительные органы. Государство и исполнительная власть должны поддерживать отношения с теми религиозными объединениями, которые открыты и традиционны. Ведь они могут помочь с определением религиозного экстремизма. Только эти ценные указания и советы не могут быть однобокими, они должны быть объективными по отношению ко всем религиям и конфессиям.

На сегодняшний день в стране официально запрещена деятельность таких экстремистских и террористических организаций как «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движения «Талибан», «Боз Гурд», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайиба», «Общество социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «АУМ Синрикё» и «Хизбут-Тахрир» [2]. Однако, в стремлении любыми средствами придать существующему режиму некий «демократический оттенок» руководство государства ограничивается половинчатыми мерами в этом направлении, а если точнее оставляет все на самотек.

К сожалению, за двадцать лет независимости политическая элита независимого Казахстана немало поработала для воспитания экстремизма. Рядовыми солдатами террора стали десятков тысяч выходцев из аулов и малых городов, на протяжении 20 лет в поисках лучшей доли мигрирующие в города. Здесь они столкнулись с множеством трудностей и несправедливостей. Но, ни официальная светская власть, ни официальное духовенство не оказали им духовной поддержки, прежде всего в силу корыстолюбия и поверхностных знаний мулл, их вовлеченности в мирские политические и экономические дела.

Зато экстремистская идеология, исходящая из «противопоставления мусульман и немусульман», оказывается очень созвучной настроениям этих молодых людей, которым легче ответить на вопрос «Кто виноват?», чем «Почему?». Чем и активно пользуются неофициальные, как правило иностранные проповедники, являющиеся авторами и распространителями нетерпимости в отношении других религий или внутрирелигиозных направлений.

Мощную идеологическая и религиозную экспансию в общественную и образовательную сферу Казахстана, прежде всего Южного, осуществляют Турция, Саудовская Аравия, Кувейт, Тунис и других стран, имеющих свои традиции и системы исламского образования. Но не поиск духовного родства, а богатства казахских недр обусловили их активность. Так, Турция открыла на территории Казахстана 22 лицея (один из них для девочек – в г.Павлодар) и два университета в Алматы и Туркестане с филиалом в Шымкенте. Саудовская Аравия и Кувейт на протяжении нескольких лет содержали различные образовательные учреждения. В Шымкенте филиал «Общества социальных реформ» (Кувейт) на протяжении нескольких лет поддерживал Южно-Казахстанскую гуманитарную академию, детский дом «Мирас», а также Казахско-Арабский университет, «Ыклас» – молодежное общественное объединение, Центр изучения Курана Карима имени Дар Аль-Аркам ЮКО и т.д.

Чему в них обучают десятки молодых людей – всем известно. Так, еще в 2000 году в Шымкенте были осуждены и амнистированы в зале суда миссионеры организации «Братья-мусульмане» граждане Египта и Иордании. Они обвинялись в организации летних лагерей, где преподавалась экстремистская литература. У учеников подобных организаций очень ограниченное мировоззрение, отсутствуют элементарные светские образовательные навыки, умение уважать точку зрения собеседника, отличную от своей собственной. Зато очень сильны традиции беспрекословного подчинения авторитетам, абсолютной групповой лояльности.

Результат не заставляет себя ждать. В апреле месяце штурм спецназом забаррикадированной квартиры в Алматы закончился убийством двух экстремистов, арестом одного и ранением 11 спецназовцев. В итоге власти арестовали известного казахстанского кикбоксера Долкуна Мамедова, факелоносца недавних Азиатских игр. 30-летний Мамедов, чемпион страны по кикбоксингу 1999 года, чемпион мира по тайскому боксу 2003 года, сегодня обвиняется в связях с неназванной группировкой религиозных экстремистов, причастной к совершению пяти убийств в 2008-2011 годах. Сам Мамедов уже признался в причастности к одному убийству.

Сторонники религиозно-экстремистских организаций наглеют. В работе по расширению своих рядов главари экстремистов делают ставку на мигрантов, прибывающих в Казахстан. Им даются обещания более выгодных условий трудоустройства, а также обеспечивается защита от произвола местных оргпреступных группировок и коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. Лидерами религиозно-экстремистских организаций проводятся  «даваты» (проповеди), даже в среде лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях страны, которые после выхода на свободу тут же пополняют ряды их сторонников.

Возможно, наши власть имущие надеются использовать «пламя и огонь» религиозных экстремистов забрасывая их в соседние с Казахстаном страны. Вероятно, надеются своим покровительством откупится от террористов, или, на худой конец спрятаться от них, в современных «Царских селах» и «Гатчинах». Но куда деваться простым, законопослушным гражданам нашей страны, когда уже ставшие привычные слова «бандит», «убийца» и «преступник», все более активно вытесняют современные термины – «шахиды», «моджахеды», «террористы» и «экстремисты»?! [3]

Появляется вывод: как нелегко становится жить в Казахстане из-за безнаказанно распространяющего религиозного экстремизма…

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. http://www.geokz.tv

2. http://www.gazeta.kz

3. http://www.vesti.ru/doc.html?id=390046.