Психология и социология/12 Социальная психология

 

Преподаватель Чурсинова О.В.

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

Репрезентация образа агрессивного поведения на телеэкране

 

Наиболее острой проблемой современного телепространства является репрезентация образов агрессии и насилия. Современное телепространство перегружено негативной информацией. Криминальная тематика пронизывает многие сериалы, авторские программы, информационные выпуски большинство художественных фильмов.

В экранной репрезентации насилия воспроизводится в той или иной степени логика становления, процесс и условия социального взаимодействия. Содержание большинства фильмов, в том числе изобилующих сценами насилия, строится на существующей между героями социальной связи, в реальной действительности являющейся предпосылкой совместной жизни людей. Сама эта связь возникает из пространственного контакта между, по крайней мере, двумя индивидами, которые посредством взаимного наблюдения устанавливают имеющиеся друг у друга черты, разного рода ценности и на основе пространственного контакта возникает психический контакт в том случае, когда появляется односторонняя или взаимная заинтересованность.

В фильмах изобилующих сценами насилия, обмен ценностями, как правило, заменяется их присвоением посредством физического принуждения или уничтожения одного из действующих лиц.

Психологический анализ телепрограмм позволил выявить специфику жанров. Так, фильмы ужасов отличаются особенно натуралистичным изображением насилия, серьезностью и масштабами причиняемого физического и психического вреда. Сюжет фильмов ужасов обычно построен на убийствах, изображении мучительной смерти (например, тело жертвы рубят топором, распиливают бензопилой, разрывают когтями или клыками и т.д.). Все эти действия в отношении жертв сопровождаются показам крови, льющейся фонтанами, вырванных внутренних органов, оторванными и отрезанными конечностями. При этом, субъектами насилия по отношению к людям в фильмах данного жанра могут выступать: хищники невероятных размеров – акулы, крокодилы, ящерицы, змеи, пчелы («Челюсти», «Крокодил», «Динокрок», «Смертельный рой», «Анаконда» и др.); ожившие мертвецы («Мумия: принц Египта», «Ночь живых мертвецов», «Кошмар на улице Вязов», «Кладбище домашних животных» и др.); маньяки («Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Ганнибал», «Красный дракон» и др.).

          Для боевиков характерна высокая степень концентрации спецэффектов и основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. п. Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис «добро должно быть с кулаками». Главные герои этих фильмов наделены исключительной способностью убивать, установкой на достижение цели посредством насилия. Главными ориентирами их действий являются месть, возмездие. При этом действия по принципу «око за око, зуб за зуб» не только не осуждаются, но и всячески популяризуются как проявление силы духа и жизненной стойкости. Они обычно очень хорошо владеют боевым искусством, виртуозно владеют холодным и огнестрельным оружием, внешне привлекательны, имеют крепкое телосложение (стальные мускулы). Эти герои бесстрашны, агрессивны, уничтожают своих врагов с предельной легкостью и быстротой. Они воспринимаются подростками, особенно мальчиками, как воплощение идеального воина [5].

Нередко у главного героя имеется прекрасная спутница, которая также владеет боевыми искусствами и оказывает неоценимую помощь в борьбе с врагами.

Герои боевиков часто поставлены в такие условия, что, действуя на благо, они вынуждены совершать ряд противоправных действий (например, грабить оружейные магазины или угонять транспортные средства), а иногда и вступать в прямой конфликт с представителями власти, не успевающими за ходом развития событий. Они никогда не наказываются за уголовно-наказуемые деяния, даже когда совершают бесчисленные убийства. Примером могут являться фильмы с участием таких актеров как А. Шварценеггер, Ж.- К. Ван Дамм и др.

В триллерах наибольшее внимание уделяется самому преступлению (его антуражу), совершенному часто с особой жестокостью, или серии преступлений. Героями триллеров становятся полицейские, либо же обычные люди, поставленные в ситуации жизни и смерти [4]. В триллерах герои обычно уничтожают врага и его планы, а не расследуют преступления. Часто сюжеты триллеров строятся на предотвращении серийных или массовых убийств, глобальных катастроф. Жизнь героя в триллере всегда под угрозой и для этого жанра типично наличие жестокости. При этом победа над опасностью во многих фильмах не бывает окончательной и убедительной (например, герои думают, что уничтожили змею и ее кладку, но одно яйцо остается целым). В роли убийц обычно выступают психически ненормальные люди, жертвы неправильного воспитания, инцеста, каннибалы и т.д. Они обладают огромной физической силой, выносливостью, садистскими наклонностями. Характерные черты обстановки жилья убийц: кровь, части человеческих тел, всевозможные инструменты убийства (пилы, топоры и др.). В качестве примера можно привести такие фильмы как «Поворот не туда», «Попутчик» и т.д.

Детективы, несмотря на отсутствие большого количества сцен насилия востребованы зрительской аудиторией в качестве альтернативы боевикам. Основной конфликт в фильмах данного жанра заключается в том, что частный сыщик, выступающий главным героем, с одной стороны способствует раскрытию преступлений. С другой стороны, в процессе расследования он зачастую может нарушать должностные инструкции, допускать или провоцировать совершение одного акта насилия, в целях предотвращения другого. Кроме того, мотивы действий детектива могут быть весьма разнообразны: корыстные побуждения, месть за нанесенный ему или его родным и близким людям ущерб. Стилистически, детективный жанр может подразделяться на множество более узких категорий: драма, триллер, мистика, и т.д.

          Главные киногерои внешне привлекательны, бесстрашны, сильны, мастерски владеют боевыми искусствами, выходят живыми и невредимыми из любых опасных для жизни ситуаций, с легкостью расправляются со своими врагами. При этом они агрессивны, наносят вред окружающим, совершают убийства, ограбления. Однако такое их поведение оправдывается необходимостью уничтожить «злодея» и никак не наказывается. В результате у юных телезрителей формируются представления о допустимости подобных форм поведения, о ненаказуемости насилия, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Восприятие насилия в фильмах и телепередачах вызывает у зрителей эмоции троякого рода: положительные (восхищение, восторг, интерес и др.), негативные (беспокойство, тревога, страх и др.) и нейтральные (равнодушие) [4].

Негативный эффект воздействия неизбежно индивидуализируется, поскольку порождается не столько самим фильмом, сколько его декодировкой и интерпретацией в индивидуальном сознании зрителей.

Наименьший провоцирующий эффект возникает в том случае, когда агрессия на телеэкране наказывается, демонстрируются ее негативные последствия, и агрессивный персонаж показан отрицательно; максимальный же - в случае, когда агрессия поощряется, не имеет негативных последствий и социально одобряется. Способствует агрессии просмотр актов реального, а не мультипликационного насилия [1].

Таким образом, аудиовизуальные образы насилия в реалистическом и фантастическом воплощении, как сами по себе, так и в контексте жанровых конструкций, взаимоотношений персонажей, использования спецэффектов являются факторами риска в плане имитации на уровне поведения, формирования ложных представлений о действительности и притупленного отношения к насилию в жизни.

Литература

1.     Латынова Т.Ю. Насилие в средствах массовой информации и агрессивное поведение // Познание. Общество. Развитие. - М., 1996.-С. 162-171.

2.     Петренко В. Ф. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования / В. Ф. Петренко, Е. Е. Пронина // Психологический журнал.- 1989.- № 3.- С. 62-70.

3.     Рондели Л. Д. Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы / Л. Д. Рондели // Социологические исследования. – 1997. - № 4. – С. 136-138.

4.     Тарасов К. А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры.- М.: НИИ киноискусства Агентства по культуре и кинематографии, 2005. – 384 с.

5.     Тарасов К. А. Насилие в фильме и предрасположенность юных зрителей к его моделированию в жизни / К. А. Тарасов // Кино: реалии и вызовы глобализации / под ред. М. И. Жабского.- М.: НИИ киноискусства, 2002.- С. 122-164

6.     Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров. - Таганрог: Кучма, 2004. – 414 с.

7.     Шилова В. А. Телевидение и насилие / В. А. Шилова // Народное образование.- 2002.- № 5.- С. 214-216.

8.     Юдина Е. Насилие в документальной телереальности / Е. Юдина // Высшее образование в России.- 2002.- № 3.- С.76-82.

9.     Bandura A., Ross, B. Imitation of film-mediated aggresive models // Journal of Abnormal and social Psychologe,1965,vol. 63.

10.  Gerbner G., Gross, L. Living with television: The Violence profile // Journal of Communication 26, 1967, P. 172-199.