Кладько Н.А., Скляр В.В

г. Краснодар

ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Современное интернет-сообщество представляет собой социально-психологическую модель развития, в которой информация из просто хранения и передачи сообщений превратилась в многоканальную сеть знания для самоорганизации и управления духовно-психологической, социальной и культурной жизни человеческого общежития с помощью и на основе личности.

Информация функционирует в ней как материальная ценность, доступная тиражированию, распространению и потреблению, подчиняющимся динамике спроса и предложения в рыночных отношениях. Этому специфическому товару, кроме всего прочего, присущи уникальные возможности расширения свободы человека и совершенствования демократических преобразований с помощью пользователей интернета. Они объединены на основе новейших коммуникационных технологий во множество информационных сетей связи субъектов взаимодействия. Так в современной культуре возник и укрепился феномен сетевого общества, функционирующего или внутри традиционно сложившихся социальных связей, или параллельно им. Сетевое общество, посредством компьютерных технологий конца ХХ века, соединивших электронными средствами интернет-пользователей, стало осознанно строиться личностями и заинтересованными в них институтами на принципе ризомы («корневища»), обоснованном французскими философами Ж. Делезом и Ф. Гваттари. Это понятие постмодернизма, указывающее на нелинейный способ организации структур, в которых отсутствует централизация («корневище» оказывается без стержня, без внешней упорядоченности), что способствует незапланированному самоконфигурированию. Именно «ризома» выражает суть сетевых технологий, не имеющих приоритетных пунктов развития и изменяющихся децентрализовано. Вдобавок, сеть, как ризома, может быть разорвана в любом месте, без ущерба для системы.

Посредством компьютерных технологий, соединяющих электронными средствами множество формально равноценных личностей и институтов, нетрудно представить себе диффузный характер сетевых структур и потоков сообщений. Их субъекты функционируют автономно: без привязанности к фактическому статусу, к профессии, к месту работы или проживания, без гендерных ограничений, этнических или поколенческих приоритетов. Личность в информационных сетях, скорее всего, это то – что ранее называлось космополитом, а сегодня – человеком в глобализирующемся мире постмодерна.

Как считает американский социолог М. Кастельс, подобные люди образуют не только специфическое сетевое сообщество, но и живут в особом пространстве и времени. Пространство для них состоит из персональных микросетей, объединённых «сообщениями» через глобальное множество взаимодействий в функциональные макросети. А время зависит от скорости и плотности движения сетевых информационных ресурсов и синергетической возможности субъектов, интегрируемых в качестве коммуникативных узлов в сети. Само же общество становится суммой социальных контактов и интеракций людей, объединённых коммуникативными «сообщениями». Как отмечает в «Вопросах философии» А.В. Назарчук, такая постановка проблемы позволяет по-новому взглянуть на привычные понятия социальной науки. Ни сложившиеся понятия личности, как и института, ни категории социального действия или традиционно понимаемых социальных отношений, не способны описать феномен сетевого общества. Оно структурируется не личностями и институтами или экономическими отношениями, не традиционными социально-психологическими действиями в культурном пространстве, но «сообщениями», технологически обуславливающими характер и формы связей в нём.

Мы полагаем, что это чрезмерное упрощение, т.к. «сообщения» даже в сети разновесны, а личности, как и институты, несут в себе и привносят в сеть индивидуализированный и легко узнаваемый ресурс авторитета и влияния.

Творческая личность, полагаем, активна как на «входе», так и на «выходе» сетевых потоков информации. Она формулирует, интегрирует и принимает решения в компьютерных пространствах и временах, обладая собственной компетентностью, негативизмом или конформностью. Личность, даже в сети, герменевтически пробивается к истине и духовно обладает внутренней, хотя и небеспредельной, защитой от манипуляций с собственным сознанием со стороны внешних для себя структур. Она способна не только заимствовать информацию из сообщений сети, но и продуцировать свою версию понимания. В этом ей помогает и опыт сетевой деятельности, конечно, если личность не интернет-зависима и живёт в реальном мире общественных отношений.

В такой деятельности чрезвычайно силён пласт виртуальности и элемент игры. Характернейшим вариантом виртуальности является специфический сетевой жаргон как гротескная реакция на множественные орфографические ошибки в интернете. В нём был изобретён сленговый язык «падонков» или «падонкаффский (олбанский) йезыг» - фонетически верный, но с нарочно исковерканным написанием и произношением слов и стремлением к использованию ненормативной и куртуазной лексики. Сюда же относится и «кащенизм» - провокационный и агрессивный стиль общения, сопровождаемый ситуационной насмешкой над собеседником. Изначально «кащениты» - это группировки сетевых «троллей», культивирующие «троллинг» (от англ. – «ловля на блесну»). В нём целенаправленно употребляются гротескные утверждения с целью инициировать конфликт с оппонентом.

В массовом сознании интернет чаще всего ассоциируется с поиском информации и игрой. Если интернет – позднее по времени достижение культуры, то игра – один из её первичных фактов. Во всей человеческой деятельности есть игровая составляющая. В ней – знания, умения, ловкость и сила, соединённые с удачей и непредсказуемостью. Игра, как и праздник, способна повышать интенсивность жизни индивида или команды, она захватывает и зрителей и участников, влияет на воображение, требует самобытности и интенсификации творчества. В ней возможность переходит в действительность, виртуальное делается реальным, а власть над игровым полем завершается катарсисом, чего так недостаёт в будничности и что компенсируется игрой, в том числе с помощью интернета и современных информационных технологий.

Виртуальный опыт, приобретённый в последних, если сузить рассуждения до игры как таковой, выбор своего игрового персонажа, избавление от гендерных и телесных характеристик, расширение круга общения, возможность экспериментировать с собственной идентичностью, как и дистанцированность от любой заданности, психологически обогащают личность и улучшают её способность к самопрезентации и пониманию себя. Если к этому добавить технико-технологические аспекты интернета, то личность приобретает в нём невиданные раньше средства развития, способные даже «сказку сделать былью».

Кстати, пользователи сети не всегда толерантны, но часто и конфликтны. Этим они не отличаются от традиционного человечества, хотя в среднем более формально информационно грамотны, обеспечены материально, урбанизированы, имеют реальные возможности непрерывного образования, что автоматически, безусловно, не влечёт за собой обострённого чувства ответственности и этической компетенции. Как известно, многознание не тождественно мудрости в жизни. Настоящая жизнь слишком во многом не похожа на интернетную, но воссозданные воображением виртуальные события, если не должны, то могут быть поняты психологически, как «намёк, добру молодцу урок». Это зависит от личности.

 

Литература:

1.     Можейко М.А. Ризома// История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с.884-888

2.     Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об интернете, бизнесе и обществе. М. 2004

3.     Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление// Вопросы философии. 2008, 7

4.     Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992

 

СКЛЯР В.В.           кандидат философских наук, профессор кафедры философии

                                Кубанского государственного аграрного университета

КЛАДЬКО Н.А.    кандидат культурологических наук, доцент кафедры педаго-

                                гики и психологии Краснодарского государственного уни-

                                верситета культуры и искусств