Психология и социология/2. Формы работы психолога-практика

К. пед. н. Оганесян Н.Т.

Московский городского психолого-педагогический университет, Россия

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Разнообразие разработанных и представленных в последнее время в психологии подходов свидетельствует о широте распространения практик регуляции смысловой сферы личности, регуляции психических состояний, связанных с творческими практиками и искусством; трансляции смыслов, содержащихся в произведениях культуры и искусства, восприятии и понимании этих смыслов в процессе восприятия и понимания прежде всего литературно-художественных (поэтических) произведений; организации «внутренней работы» самого субъекта, как в строительстве своих смыслов, так и в преодолении их рассогласования, противоречий и конфликтов посредством деятельности, связанной с литературно-художественным (поэтическим) творчеством. Поэтическое творчество в его психологическом аспекте выступает средством развития личности, регуляции эмоциональной и смысловой сфер личности, процесса жизнетворчества, средством самосознания и самопознания человека, рефлексии им собственных проблем.

Внимание к вопросам воздействия поэтического творчества на личность участника творческого процесса связано с актуальной потребностью в качественно новом взгляде на поэтическое творчество как на психологический ресурс развития личности участника творческого процесса. Развивающие и регулирующие свойства речевого произведения в настоящее время лишь частично рассмотрены в рамках различных научных дисциплин, в той или иной мере исследующих психологическое влияние литературно-художественного (поэтического) текста на состояние реципиента. Трудность решения проблемы объясняется сложностью системы воздействующих факторов творческого процесса и поэтического текста: лингвистических характеристик текста, особенностей личности автора/реципиента.

В настоящее время в психологии предложено большое количество различных приемов, способов, методов, психотехник и развернутых психотехнологий. Следует отметить, что среди этих вариантов практически не представлена развернутая, теоретически обоснованная технология, связанная с занятием поэтическим творчеством (особенно с точки зрения изучения поэтического творчества как специфического средства воздействия на личность). Синтез теоеретических разработок и эмпирических данных о поэтическом творчестве как психологическом феномене позволил нам разработать модель воздействия поэтического творчества на личностное развитие участника творческого процесса. Главной особенностью и отличием этого варианта психотехнологии является использование специфического средства воздействия на участника творческого процесса – поэтического творчества.

В интерактивном творческом процессе выделяется пять этапов:

1. Первый этап представляет собой психологический тренинг, в ходе которого читаются специально подобранные стихотворения, использующиеся в качестве катализатора эмоционального настроя. Цель этапа – ускорить процедуру знакомства группы и решить сопутствующие проблемы, связанные с общением.

2. Второй этап представляет собой выбор поэтических произведений и идентификацию участников с этим выбором. Цель этапа – предварительное ориентирование в предстоящей творческой деятельности.

3. Третий этап. На этой стадии участники осуществляют анализ поэтических произведений с руководителем, выявляют механизмы и средства воздействия поэтических произведений на эмоциональную и смысловую сферы личности. Осуществляется подход к тексту поэтического произведения как к специфическому средству, которое способно оказывать влияние через глубинный (смысловой) и поверхностный (формальный) уровни на состояние эмоциональной и смысловой сфер личности. Цель этапа – осмысление на теоретическом уровне психологических средств и механизмов воздействия поэтического творчества на личность субъекта творчества.

4. Четвертый этап. Содержание основного этапа поэтической мастерской заключается, с одной стороны, в стимулировании эмоциональной активности реципиентов, с другой – в понимании и переработке смысла стихотворений. Цель этапа – практическое овладение правилами и приемами анализа, понимания и интерпретации поэтических произведений для осознания и выражения собственных эмоций, личностных смыслов и жизненных проблем.

5. Пятый этап – рефлексия. Цель этапа – осознание степени практического овладения освоенными ранее на теоретическом уровне приемами анализа, понимания и интерпретации поэтических произведений и осознание развивающего и регуляционного эффекта этого процесса.

В целом, характеризуя выборку испытуемых по завершении работы в русле данной психотехнологии, можно отметить следующие изменения: снижение уровня тревожности, высветление эмоционального фона, изменение эмоциональных стереотипов, расширение репертуара эмоциональных состояний. Более выраженными стали проявления эмпатии, сопереживания, самоотдачи, чувствительности по отношению к другим. Появилась уверенность в своей способности вызывать уважение и симпатию окружающих, ощущение ценности собственной личности. Произошло расшатывание смысловых стереотипов; преобразование, расширение смыслового репертуара; трансформация смыслов. Повысилась осмысленность жизни за счет осознания целей и направленности жизни. Жизнь в большей степени стала восприниматься как интересный, творческий, эмоционально насыщенный процесс, более позитивной стала оценка прожитой части жизни. Участники проявили способность к проектированию жизненного пути и стремление к изменению жизненных стереотипов.

Литература

1.     Оганесян Н.Т. Библиотерапия: самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: Изд-во «Ось-89», 2002.