Психология и социология / 3. Современные тенденции в методологии
психологических
исследований
Доцент, к.психол.н. Чернецкая Н.И.
Иркутский государственный университет, Россия
К вопросу о целесообразности
моделирования
интегральных показателей творческого
мышления
В условиях современной психологической
теории творческого мышления создание обобщенных, интегральных показателей
видится в высшей степени целесообразным: такие показатели могут решить проблему
разрозненности тестовых параметров в некоторых методиках, усовершенствовать
критерии оценки эффективности инновационных развивающих программ, облегчить
сопоставление результативности различных психолого-педагогических технологий,
нацеленных на актуализацию творческого потенциала.
Однако при моделировании таких обобщенных,
интегральных показателей творческого мышления закономерно возникают вопросы,
во-первых, о том, насколько правомерно такое моделирование, и, во-вторых, о
том, каковы условия его конструктивной и психометрической корректности.
Правомерность создания
интегральных показателей творческого мышления кажется закономерно вытекающей из
опыта моделирования подобных коэффициентов в западной психологии. Так, например,
J. M. Smith и C.E. Schaefer еще в
1969 г. опубликовали результаты апробации своей «шкалы креативности» (creativity scale),
суть которой сводилась к созданию обобщающего балла, отражающего уровень
творческого подхода испытуемого на основе его работы с набором прилагательных.
В 1987 г. R. E. Goldsmith в British Journal of Social Psychology опубликовал результаты
моделирования обобщающего коэффициента для оценки творческого уровня и
творческого стиля (creative level and creative style), отражающие его работу по комплексной
сопоставительной оценке этих феноменов. Сопоставлению уровневых и стилевых
характеристик творческого мышления было посвящено исследование S. G. Isaksen и G. J. Puccio, опубликованное в 1988 г. Авторы указывают на
желательность обобщения шкал тестов Торренса для более удобного сопоставления
их с другими методиками (в частности, со стилевыми характеристиками личности по
M. J. Kirton «разработчик» и «инноватор»).
Стилевой подход к
творческому мышлению был продолжен, например, польским исследователем А. Strzalecki, который в 1998 г. предложил особую обобщающую,
интегральную шкальную модель творческого стиля и провел ее успешную верификацию.
Кроме того, во многих работах
последних лет, посвященных критической оценке тестов Е.П. Торренса, также высказывались
идеи относительно уместности и необходимости создания интегральных коэффициентов
творческого мышления. Так, например, B. Cramond и соавт. в
2005 г. оценили 40-летний опыт применения тестов Торренса и указали на
имеющиеся трудности, в частности на нехватку целостной оценки творческого
потенциала. K. H. Kim в 2006 г. опубликовала статью в Creativity Research Journal, где она
указывает на необходимость преодоления их «шкальной разобщенности» тестов
креативности.
Таким образом,
моделирование интегрального коэффициента творческого мышления на современном
этапе представляется уместным и целесообразным на фоне современных тенденций
практики применения тестов творческого мышления в целом и тестов Е.П. Торренса
в частности.
Перейдем к вопросу о
том, каковы должны быть условия конструктивной и психометрической корректности
интегральных показателей творческого мышления.
Во-первых, отметим,
что интегральные показатели творческого мышления могут быть линейными. Сопоставительный
анализ некоторых существующих «шкал креативности», в частности ISP (Innovation Style Profile), KAI (Kirton
Adaption-Innovation Inventory), CPSP (Creative
Problem Solving Profile),
предпринятый L. F. Higgins на базе
Центра исследований креативности и инноваций университета Колорадо, показал,
что современные коэффициенты творчества по большей части линейны, что
объясняется «накопительным» принципом диагностики при решении творческих задач.
Те же L. F. Higgins, R. E. Goldsmith и др. отмечают, что именно
линейный характер шкал творческого мышления наиболее удобен и логичен для
обработки: можно суммарно обрабатывать параллельные показатели творчества,
получая обобщенные оценки.
Во-вторых,
интегральные показатели творческого мышления должны быть
количественно-качественно сбалансированы и оптимизированы с точки зрения
диагностики, т.е. основаны на объективных, надежных, валидных и
стандартизированных тестовых параметрах творческого мышления.
В-третьих, эти
показатели должны стремиться к стабильности, вариативности и отражать
предпочтительность одних признаков творческого мышления по отношению к другим
(например, оригинальность является более существенным критерием, чем беглость).
Литература:
1.
Cramond, B., Morgan, M., Bandalos, D., Zuo, L. A report
on the 40 year followup of the Torrance Tests of Creative Thinking: Alive and
Well in the New Millennium / B. Cramond, ,
J. Matthews Morgan, D. Bandalos, L. Zuo // Gifted Child Quarterly. – 2005. –
Vol. 49. – p. 283-291.
2.
Goldsmith,
R. E. Creative level and creative style / R.E. Goldsmith // British Journal of
Social Psychology. – 1987. – Vol. 26. – p.317-323.
3.
Isaksen,
S. J., Puccio G. J. Adaption-innovation and the Torrance tests of creative
thinking: the level-style issue revisited / S.J. Isaksen, G.J. Puccio //
Psychological Reports. – 1988. – Vol.63. – p. 659–670.
4.
Higgins
L. F. A Comparison of
Scales for Assessing
Personal Creativity in
IS / L. F. Higgins // Proceedings of
the 29th Annual Hawaii
International Conference on
System Sciences. – 1996. – p. 13–19.
5.
Kim,
K. H. Can We Trust Creativity Tests? A Review of the Torrance Tests of Creative
Thinking (TTCT) / K. H. Kim // Creativity Research Journal. – 2006. - Vol. 18,
No. 1. – p. 3–14.
6.
Smith,
J. M., Schaefer, C.E. Development of a creativity scale for the adjective check
list / J. M. Smith, C.E. Schaefer //
Psychological reports. – 1969. – Vol. 25. – p. 87-92.
7.
Strzalecki,
A. Creativity as a style. General model and its verification / A. Strzalecki //
Science in society. – W-wa : 1998.
– p. 119 – 160.