Содержательный анализ проблемы потребностей  в психологии

Бурыкина М.Ю.

Для понимания психологической категории «личностные потребности»,   механизмов их функционирования и проявлений  необходимо рассмотреть отношение к проблеме потребностей представителей различных  отраслей научного знания и определить сущность, механизмы и виды  потребностей как таковых.  Принимая во внимание  такие основные признаки личности, как  включенность человека в социальные отношения, его реализацию в социально значимой деятельности и в общении, мы остановимся на анализе основных положений теории потребностей.

Потребности как предмет научного поиска рассматриваются в философии,  социологии, психофизиологии, психологии. Теоретический анализ философской, социологической литературы (Ф.Ю. Гогоберидзе, А.Г. Здравомыслов, А. Зиеев, Е.В. Золотухина-Аболина, Н.В. Иванчук, В.Г. Леонтьев, B.C. Магун, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов, М.С. Каган  и другие), психофизиологической (П.К. Анохина, Н.Н. Данилова, Б.И. Котляр, А.Л. Крылова, И.П. Павлов, П.В. Симонов, К.В. Судаков, А.А. Ухтомский и др.) и психологической (К. Левин,  Г. Маслоу,  3. Фрейд, Д. О.  Хебб, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д.А Леонтьев, Б.Ф. Ломов,  К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие) показал, что в науке неоднозначно освещено понимание категории "потребности" в связи с личностным развитием человека, по-разному определяются механизмы их реализации. До сих пор остается недостаточно исследованной проблема личностных потребностей, их содержания, механизмов функционирования.

Теоретическое осмысление имеющихся в исследованиях представлений о потребностях дало нам возможность на основе   содержательного анализа провести  дифференциацию и распределить их на несколько групп. Потребности как предмет научного поиска  находятся в центре внимания многих зарубежных и отечественных исследователей  и рассматриваются  ими как энергетическая база, дефициентное начало, состояние напряжения,  как ценностная категория личности, как фактор активности поведения и деятельности,  как мотив или его компонент.  Остановимся подробнее на данных содержательных характеристиках.

Содержание представлений о потребностях, как энергетической базы, наиболее раскрыто в зарубежных ранних психоаналитических исследованиях, где  потребности являются источником энергии, движущей силой, целью и проявляются   в инстинктах, влечениях (У. Мак-Дауголл, 1929; З. Фрейд, 1932, 1989).       

Наибольшее внимание уделяется потребностям как дефициентному началу. Потребность как объективная необходимость, «нужда», дефицит начинает изучаться    в  отечественной философии и психологии в 30-е,  60-е годы ХХ века (Г. М. Гак, Г. Е. Глезерман, 1960; Д. Е. Чесноков, 1961; Д. А. Кикнадзе, 1968 и другие).  Достоинством  данных исследований, по мнению.

Н.С. Кузнецов (1992) показывает мотивирующую роль потребностей, фиксирующих объективные отношения необходимости, зависимости человека от внешнего мира. Если не учитывать субъективный аспект потребности — ее переживания беспокойства,  не­удовлетворенности,  напряженности,  страдания, что порождает действенное  отношение к миру, то  не будет раскрыта   сущность потребности (Г. В. Мокроносов, А. М. Мосоров, А. Т. Москаленко, 1960 и другие).

Потребность по дефициентному основанию рассматривается как отражение в сознании нужды (А.Маслоу, 1997); чувство неполноценности  (А. Адлер, 1926, 1998), как предмет удовлетворения нужды (В.Г. Лежнев, 1970), как внутреннее требование организма к жизненно необходимым условиям внешней среды  (Б.Г. Ананьев, 1969, 1996); дефицит, отсутствие блага или его избыток (В.С. Магун, 1983); как зависимость от чего-либо, как внутренняя программа жизнедеятельности индивида (В.А. Василенко, 1983;     Б.И. Додонов, 1984;  П.В. Симонов, 1987); как объективная необходимость (Б.Ф. Ломов, 1984); объективная нужда и  субъективный дискомфорт       (П.В. Симо­нов, 1987); нужда, запрос (Ф.Ю. Гогоберидзе, 1998);  как психический образ нужды (Л.С. Филиппов, 1999; Е.П. Ильин, 2006); переживание нехватки, недостатка чего-либо для существования и развития (Е.В. Золотухина-Аболина, 2002).   

Ю.В. Шаров (1970), В.С. Магун (1983) определяют связь потребности  не только с дефицитом, но и с избытком чего-то (потребность в ликвидации избытка). В.С. Магун (1983) справедливо утверждает, что чем сильнее потребность, тем большее удовлетворение будет испытывать человек после удовлетворения  этой потребности.

Проведенный содержательный анализ понятия «потребности» как исходного в категориальном аппарате философии личности позволил Ф.Ю. Гогоберидзе  (1998)  определить «потребность» как фиксатор определенного состояния, которое складывается из трех основных уровней в структуре человека: физической, психической, социальной нужды. Осмысление данной необходимости побуждает к соответствующим действиям, направленным непосредственно на объекты, «утоляющим нужду». В «психической потребности» выделяется фиксирующая объективная (физическое и психическое состояние) и  субъективная стороны (социальное состояние). Ф.Ю. Гогоберидзе (1998) отмечает, что потребность принадлежит к конкретному уровню абстракции, при котором субъект-объектные отношения определяют состояние субъекта.[2]

Потребности в контексте состояния напряжения выражают: а) необходимую связь этих систем  с вещественными, энергетическими   и  информационными   компонентами    внешней    среды, усвоение которых является условием  их существования, функци­онирования и развития; б) способность   самостоятельного,   избирательного   реагирова­ния на жизненно важные условия; в) форму проявления  противоречия   между   организмом  как но­сителем   потребности      обществе — субъектом   потребности)  и компонентами внешней среды (предметами, потребностями), раз­решаемого удовлетворением   потребности   посредством   активных действии ее носителя» (В. Н. Мясищев, 1944, 1957). [7]

Содержанием потребности в этом случае является состояние внутреннего напряжения, динамическое состояние данного момента (К. Левин, 1931; Ш.Н. Чхартишвили,1958); восстановление привычного, ожидаемого, но отклонившегося состояния  (Д. К. Макклелланд, 2007);  как состояние, в котором отражены  объекты реальности (К.К Платонов, 1972); оперативное потребностное состояние (И.А. Джидарьян, 1974; П.А.  Рудик,1976;  Е.П. Ильин, 2006); состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев,1995); специфическое психическое состояние организма и личности, выражающее зависимость их существования и развития от условий, в которых они живут и действуют. (А. Зиеев, 1999). Как специфическое состояние биологических и социальных систем   потребность направлена на обладание предметом,  познание объекта и его потребление (В. Н. Мясищев, 1957, 1995; В.Г. Иванов, 1971; А.Г. Ковалев, 1970).

Содержание  потребностей человека  как  ценностной категории личности   находится в центре внимания  социологов и философов, но не как самостоятельный объект изучения, а чаще в связи с ценностями и интересами, общественными отношениями (В.А. Ядов, 1967; А.В.Веденов, 1967; В. П. Тугаринов, 1969; Н.С. Кузнецов, 1992; В.Г.  Леонтьев, 2003;  и др.). Личностная сторона потребностей характеризуется исследователями через  установку (Д.Н.Узнадзе, 1966);  личностные диспозиции (В.А. Ядов, 1967); жизненные ценности  (В.С. Магун, 1983); как свойство всего живого   (А.Г. Здравомыслов, 1986).

Отношение к проблеме потребностей как ценностной категории  выразили  А.В. Веденов (1967), В.А. Ядов (1967),  В.П. Тугаринов  (1969),  А.Г. Здравомыслов (1986), Н.С. Кузнецов (1992).  А.В. Веденов (1967) отмечает, что человек действует на основе потребностей всего общества, на основе требований общества и коллектива. В.П. Тугаринов  (1969) определяет ценности как предметы в качестве средств удовлетворения потребностей. Авторы характеризуют потребности через общественные отношения,  интересы  и  ценности  личности.  Механизмом  формирования  потребности   А.Г. Здравомыслову (1986) представляется переход  ценностей в интерес, а интерес в потребности, и наоборот. В этой цепи  потребность определяется как свойство всего живого,  выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды, как внутренний стимул всякой жизнедеятельности. [3]

Потребности, выражая фундаментальные отношения человека к миру,  являются основой, источником активности поведения и деятельности, первичным звеном мотивации.  Роль потребностей (особенно в безопасности) и связанных с ними глубоких социальных чувств, существенным образом мотивирующих поведение личности, стало предметом специального исследования многих пред­ставителей неофрейдизма  А. Адлера (1926, 2007), К. Хорни  (1937,1997), Г. Салливана (1965), Э. Фромма (1990). Ими определено, что человеку свойственно врожденное чувство беспокойства, «ко­ренной тревоги», в основе которого лежит потребность в безопас­ности, в удовлетворении всех своих желаний (К. Хорни, 1997). В про­цессе формирования личности у нее могут возникнуть различные типы поведения: устойчивое, устраненное или агрессивное. Ребенок рождается с потребностью в общении с людьми, эмпатии, в нежности, избегании тревоги, считает К. Хорни (1997). В результате ситуации дискомфорта при рож­дении появляется реакция беспокойства. Потребность в безопасно­сти, высокой оценки самих себя, самоуважении и в уважении со стороны других является социальной, но эта социальность включена в органи­ческие потребности с рождения (Г. Салливан, 1965).

Если потребность не удовлетворена изначально, то она не может быть удовлетворена «никогда» и вследствие этого формируется эгоизм, нарциссизм как недостаток любви, и тогда включаются механизмы «бегства». Однако, потребности в ходе исторического развития изменяются и развиваются  (Э. Фромм, 1990).  А. Адлер (1926, 2007) считал, что главным источником мотивации (потребности) является стрем­ление к самоутверждению как компенсации возникшего в ран­нем детстве чувства неполноценности [6, 336]. К. Левин (1943),  специально исследовавший потребности,  полагает, что поведение человека вытекает из жизненного пространства человека, следовательно, возможна предсказуемость его поведения, побуждаемого потребностями. [5]

Ш.Н. Чхартишвили (1958) справедливо считает потребности основным фактором активности человека, его поведения. «Нет поведения, которое не имело бы в виду потребности». Им выделено импульсивное поведение, управляемое потребностью («Я хочу»), и волевое поведение, исходящее из чувства долга («я должен»). [10]

Б.Г. Ананьев (1969, 1980) показал, что потребность реализуется в определенных объектах и ситуациях. Потребности он связывал с понятием «поведение» не столько тактически, как «приспособленные к отдельным ситуациям», сколько стратегически, «достигая далеких целей, общих идей и принципов мировоззрения».  Б.И. Котляр (1986), К.В. Судаков (1987), Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова (1997) рассматривают  потребности как особый комплекс возбуждений, который тол­кает человека к поиску специфических раз­дражителей внешней среды, удовлетворяющих эту потребность, которая  как «эмоционально окрашенное состояние» возникает на основе определенной потребности, формирующей поведение.

Потребности как источник активности организма определяют направленность не только поведения человека, но и мышления, чувств, воли (Н.И. Шевандрин, 1992);  отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения (С.Б. Каверин, 1998). Потребность является  источником побуждения деятельности, в которой порождаются новые потребности посредством их удовлетворения. (Ш.Н. Чхартишвили, 1956; В.А. Ядов, 1967;  А.Г. Здравомыслов, 1986;   Н.С. Кузнецов, 1992; А. Зиеев, 1999; и другие). Система потребностей обеспечивает направленность личности (С.Л. Рубинштейн, 1940, 1989; Б. И Додонов, 1989). Потребности, включенные в систему мотивов (А.А. Ухтомский,1966; Л.И. Божович, 1968; В.С. Мерлин, 1968, 1996; Е.П. Ильин, 2006), определяют направление поведения и деятельности человека, направленность личности и доминанту ее поведения. Устойчивое доминирование потребностей, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, формирует стержневую линию жизни.

В.П. Зинченко (1983), А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский (1998), Б.Г. Мещеряков (2004) отмечают, что потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности.

 Д.Н. Узнадзе (1949, 1966) и С.Л. Рубинштейн (1940, 1989) связывают  потребность с установкой как позицией личности, которая заключается в определенном отноше­нии к стоящим целям или задачам и выражается в избира­тельной мобилизованности и готовности к деятельности. По мнению С.Л.  Рубинштейна (1940, 1989), потребность рассматривается как установка, готовность к определенной активности, что позволяет перераспреде­лить значимость различных моментов, по-особому расста­вить акценты и интонации, выделить существенное и все представить в иной перспективе. С. Л. Рубинштейн (1940, 1989) ввел понятие «динамическая тенден­ция» развития личности для характеристики направленности потребности,  которая включает два связанных между собой момента: предметное содержание (направ­ленность на что-то) и напряжение, которое при этом воз­никает. С.Л. Рубинштейн (1940, 1989) рассматривал потребности как активно-пассивное состояние, имеющее субъективно-объективный характер. Потребность свидетельствует о наличии  нужды в чем-то, что находится вне человека, во внешних предметах или в другом человеке (существо страдающее, и в этом смысле пассивное),  что  про­является  в связи человека с окружающим миром. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности. [8]

Именно потреб­ность и наличие ситуации Д. Н. Узнадзе (1949, 2001) назвал необхо­димыми и вполне достаточными условиями для возникно­вения установки.   При этом  подчеркивается, что деятельность порождается не самой по себе потребностью, а ее встречей с ситуацией. Потребность – это то, что нужно, но чем в данный момент  человек  еще не обладает. Эти две позиции ведущих отечественных психологов позволили нам потребность рассматривать как динамический, развивающийся феномен,  а человека как    «предмет нужды» для другого человека. [9]

По мнению многих исследователей, потребности и мотивы могут находиться  в разном соотношении друг к другу.  Л.С. Выготский (1926, 1989)  стоял на той позиции, что побудителем мыслей человека является мотивирующая сфера сознания, которая включает в себя влечения и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции. А.А. Ухтомский (1931), С.Л. Рубинштейн (1940, 1989), Л.И. Божович (1968), А.Г.Ковалев (1970), К.К. Платонов (1972), Б.И. Додонов (1984), Д.А Леонтьев (1999) и другие придавали мотивам и потребностям равнозначность и приравнивали эти две категории. На преобразование потребности в мотив после ее опредмечивания  указывали А.Н. Леонтьев (1970), Б.В. Зейгарник (1981) и другие. Побуждение как функция потребностей в связи с мотивацией выделено Д. О. Хеббом (1949), К. Левиным (1943, 1970), П.В.Симо­новым (1981). Независимо от содержания потребностей их самостоятельное место в структуре мотивации определено через механизм формиро­вания цели. Потребности, по мнению В.Г. Асеева (1976), В.И. Ковалева (1982), В.Д. Шадрикова (1996), Р.С. Немова (1999), обусловливают мотивацию вместе с целями, мотивами, уровнем притязания и идеалами, стремлениями, интересами и  намерениями. Потребности как компонент мотива  рассматриваются В.А. Иванниковым (1983), Е.П. Ильиным (2006). [4]

Исследуя проблему смысловой реальности, Д.А. Леонтьев (1999) обратил внимание на формирование и развитие потребностей, предшествующих мотиву,  и преобразующихся в него после опредмечивания потребности. Потребности может соответствовать целый класс мотивов, а мотив может входить в разные потребностные классы. Мотивы позволяют уточнить конкретную специфику предметного содержания потребностей, выявить  источник смыслов (Д.А. Леонтьев, 1999). Сложные формы деятельности побуждаются несколькими потребностями, определяя полимотивированность деятельности. (Л.С. Выготский, 1982;  А.Н. Леонтьев, 1970; К.К. Платонов, 1972; Б.Ф. Ломов, 1984; Д.А. Леонтьев, 1999; Г.А. Суворова, 2003;  Е.П. Ильин, 2006  и другие).

Отношение исследователей разных отраслей науки к содержанию понятия  «потребности» имеет  много общих позиций.  Потребности   неотделимы  от  условий жизни человека, его развития и социального самочувствия. Они находятся в единстве с общественным развитием, которое регулирует процессы взаимодействия индивидуального и социального. Так как потребности человека удовлетворяются, развиваются и формируются только в про­цессе общественных отношений, социализации личности и при помощи исторически конкретных средств, исследователи справедливо утверждают, что все человеческие потребности социальны. Однако  явно прослеживаются и различия позиций многих исследователей. Содержание потребностей трактуется  исходя из преобладания физиологического или личностного основания и рассматривается как самостоятельная категория или связывается  с мотивами,  ценностями и другими компонентами личности.  

На основании взглядов К. Левина (1941),  В. Н. Мясищева (1957),  Ш.Н. Чхартишвили  (1958), И.А. Джидарьяна (1974),  Е.П. Ильина (2006) за рабочее определение мы примем представление о потребностях как динамическом состоянии напряжения, которое возникает вследствие переживания необходимости во внешних или внутренних стимулах и является источником активности личности.   Потребности изменяют свое содержание и формы проявления на разных этапах  личностного развития. На наш взгляд, данное определение понятия «потребность» отражает содержательные  и динамические характеристики личности   как социального развивающегося существа со всеми присущими ему характеристиками возраста.

В заключение отметим, что нельзя не согласиться с В.К. Вилюнасом (1983)  в том, что  спецификой  основных положений теории потребностей является  положение о предметности потребностей, о недостаточности их трактовки как энергетического начала,  о процессах смыслообразования, о способности потребности придавать пристрастность  обстоятельствам, если от них зависит ее удовлетворение. [1]

В связи  с вышеизложенным  выделим несколько важных характеристик  функционирования потребности. В механизме  формирования потребностей главными являются моменты их осознания  «встречи» со стимулом и своевременное ее удовлетворение, адекватное трансформирование потребности в мотив посредством стимула.   Если потребность  долго не удовлетворяется, то нагнетание напряжения перерастает в психическую напряженность. Чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Потребностное напряжение не влияет на изменение активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию внешних раздражителей. Активность вызывается лишь стимулами и наличными способами действия с ними.  

На наш взгляд, потребностное напряжение имеет границы и может переходить в запредельное состояние, с которым человек, в случае своевременного неудовлетворения  потребности, самостоятельно справиться не может. В этом случае организуется поиск новых способов удовлетворения возникшей потребности, часто замещенных  и не соответствующих ей. Например, неудовлетворенная соответствующими способами потребность в принятии другими может формировать замещающее поведение в виде лжи, совершения  действий, противоречащих принятым в обществе нормам. В результате формируется замещающий потребностный опыт отрицательной направленности.

Литературв

1.          Вилюнас, В.К. Психология потребностей: шаги к реальности [Текст]  / В.К. Вилюнас // Вопросы психологии.- М., 1985. - №2.- с. 11

2.          Гогоберидзе, Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности [Текст]: Автореф.   дис.  канд. фил. наук / Ф.Ю. Гогоберидзе.- Карачаевск, 1998.-23 с.

3.          Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности [Текст]/ А.Г. Здраволыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

4.          Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

5.          Левин, К. Намерение, воля и потребности [Текст] / К. Левин.- М., 1970.- с. 36-56.

6.          Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] /. - М.: Смысл, 1999. - 487с.

7.          Мясищев, В.Н.  Психология отношений [Текст] / В.Н.Мясищев.-  М.- Воронеж , 1995.- 348 с.

8.          Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.2. – с. 42-168.

9.          Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. –  СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

10.       Чхартишвили, Ш.Н. Проблема мотива волевого поведения [Текст] / Ш.Н. Чхартишвили. – Тбилиси, 1958. – 216 с.