Приходько Г.Ю.

 

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

 

Культурологический анализ организации предметно-пространственной среды города

 

Актуальность исследования социокультурной интерпретации пространственной среды города обусловлена тем, что это ведущая организационная форма поселения, позволяющая изучить генезис, сущность и общие закономерности функционирования её составляющих – физического облика (архитектурно-планировочная структура), геокультурного образа, ментальности. Эффективность данного исследования определяется выработкой методологического подхода – теоретическое осмысление научных изысканий преимущественно задаётся совокупностью культурно-исторического материала, литературных источников, полевых исследований, а ретроспективный анализ специфики воплощения городской пространственности осуществляется с позиции реализации человеческого потенциала и социокультурного опыта, генерирующих новые замыслы.

Изменения, происходящие в универсальной культуре глобального социума, находят своё отражение в трансформации мира материальной культуры городской среды обитания человека, представленной совокупностью застройки и пространств, предметов, знаков и др., способствуют проявлению характерных специфических внутренних и внешних противоречий и вызывают необходимость их изучения и анализа с позиции целостности сложной многоуровневой структуры, характеризуемой как «культура города» [1-3]. В настоящее время проектная деятельность по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер – искусство, новая специфическая проектная структура современного общества, опирающаяся на комплекс инженерно-технических и естественнонаучных знаний, а также средства гуманитарных дисциплин философию, культурологию, техническую эстетику, социологию, психологию, семиотику и др.

В условиях России у истоков создания творчества, связанного с социально-функциональными и эстетическими проблемами формирования предметно-пространственной среды и стилеобразования, стояли известные художники и теоретики производственного искусства, заложившие основы стилей и терминологии промышленного дизайна, определившие основные принципы формообразования – учёт общих потребностей человека, соответствие объёмно-пространственной композиции требованиям технологического или функционального процесса, рациональное применение новых материалов и конструкций, использование достижений прикладных наук.

Динамичное развитие дизайна и его переход в индустриальную стадию с самостоятельным объектом проектирования, методологическим и проектным инструментарием привели к значительному расширению его предметных границ. Дизайн начал выходить в пространственную среду города, образуя новые виды проектно-художественного синтеза. При этом актуальность проблематики формулирования основной идеи проектно-художественного творчества по преобразованию среды города на различных уровнях начиная от отдельных форм предметного наполнения городских пространств, формирующих эти пространства архитектурных объектов, до города в целом – стала объектом современного исследования теоретиков и практиков дизайна [4-11]. В профессиональном лексиконе появились и нашли широкое распространение такие понятия как «дизайн городской среды», «городской» и «ландшафтный» дизайн, «дизайн города», «экодизайн».

Городская среда воспринимается людьми не только по принципу трёхмерности пространства, но и на уровне чувственном, эмоциональном – посредством воздействия архитектурных образов. Город концентрирует в себе и настоящее, и элементы прошлого, являясь не только материальной средой обитания человека, но и средой, где происходит его духовное формирование и развитие. Современный город – это материальное выражение мировоззрения и художественного мышления многих поколений живших и творивших в нём людей, олицетворённое в памятниках архитектуры. Построенные с индивидуальным подходом, своеобразные по художественному образу здания, являющиеся памятниками архитектуры, создают неповторимый колорит, определяющий особенности облика города. В то же время динамичное развитие промышленности и урбанистические тенденции диктуют превалирование утилитаризма и аскетизма в градостроительстве, что в свою очередь формирует понятие «универсальный» стиль, в котором не чувствуется «времени» – «четвёртого измерения» среды, вызывает много споров и суждений по поводу разработки функциональных составляющих современного города. На этом фоне происходит изменение самого человека и форм человеческих взаимоотношений, средств и способов их передачи в пространстве. Человек становится всё более мобильным во всех смыслах, энергично усваивает обрушившийся на него калейдоскоп информации, концепций и символов, которые размывают традиционные нормы поведения и восприятия действительности. В этой связи основной задачей средового дизайна в условиях современного города является использование всех видов проектно-художественного синтеза для создания уникальных очагов национально-территориальной принадлежности, обеспечения эстетической коммуникации, преемственности, удовлетворения индивидуальных потребностей, различных аспектов художественного формообразования. И все это во взаимосвязи с индустриальным производством и в условиях возрастающего влияния научно - технического прогресса, вызванных им социальных и экологических проблем.

В этих условиях формулировка концепции обретающей свои формы средовой проблематики – область специального научного и художественного поиска, анализа взаимодействия формы с окружающей предметной средой, отражающей социальные, нравственные и эстетические отношения людей. И наиболее перспективной «средовой концепцией» представляется выдвигаемая современными теоретиками и практиками дизайна (В.Р. Аронов, Е.В.Асс, А.В.Боков и др.) «мыслить город как единый в стилистическом отношении ансамбль». При этом для выработки новой методологии требуется также поощрение научно-исследовательской деятельности по созданию образов «среды будущего» городских ландшафтов, направленной на постановку и решение проблем устойчивого экономического и социально-культурного развития общества, а также реализации потребностей городского жителя в новизне, разнообразии, переменчивости, в поиске удивительного и необычного, что стимулирует организм на борьбу с монотонностью, делает жизнь психически и духовно более богатой. Комплексный междисциплинарный подход в решении данной задачи является основным методологическим принципом в проектно-художественной деятельности и общем художественно-стилевом решении городских территорий.

Таким образом, концептуальной основой для решения средовой проблематики дизайн-проектирования городских ландшафтов интегрального уровня, наряду с частными художественными задачами обеспечения взаимосвязи отдельных комплексов или подсистем, является формирование целостности художественного и эстетического облика города по средствам системного включения в исторически сложившийся контекст объектов новой коммуникативной среды.

 

Литература

 

1.                  Глазычев, В.Л. Изменения в культуре города: проблемы и парадоксы. 2008 [Электронный ресурс] // http://www.glazychev.ru/habitations&cities/ 2008-03-11_city.htm (дата обращения 12.02.2012).

2.                  Глазычев, В.Л. Город на все времена. – 2001 [Электронный ресурс] // http://www.glazychev.ru/habitations&cities/gorod_na_vse_vremena.htm (дата обращения 23.01.2012).

3.                  Кантемирова, Т.А. Социокультурные особенности формирования городской среды в России [Текст] / Т.А. Кантемирова // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. – 2002. – № 1. – С. 120-124.

4.                  Аронов, В.Р. Дизайн в культуре XX в.: Анализ теоретических концепций: автореф. дис. … д-ра искусств. – М., 1995. – 38 с.

5.                  Генисаретский, О. И. Дизайнерское проектирование [Текст] / О.Г. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий // Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы: переиздание. – М.: Школа культурной политики, 2004. – С. 150-179.

6.                  Михайлов, С.М. Постиндустриальный дизайн: новые виды синтеза [Текст] / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2009 - № 4. – С. 229-236.

7.                  Асс, Е.В. Дизайн в контексте городской среды [Текст] / Е.В. Асс // Некоторые теоретические и творческие проблемы. Проблемы дизайна городской среды: Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 29, 1981. – 130 с.

8.                  Хан-Магомедов, С.О. Две концепции архитектурного пространства на этапе становления современного дизайна[Текст] / С.О. Хан-Магомедов // Тр. ВНИИТЭ. – Сер. Техническая эстетика. Проблемы дизайна городской среды. – М., 1981. С.95–111.

9.                  Крашенинникова, Е.С. Архитектоническая культура человека в формировании городского ансамбля: автореф. дис. … канд. филос. – Нижний Новгород, 2005. – 32с.

10.              Безмоздин, Л. Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, Ленингр.отд., 1987. — С. 163-167.

11.              Михайлов, С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект [Электронный ресурс] // Design-Review: [сайт]. [2010]. URL: http://design-review.net/index.php?show=articles&author_id =2 (дата обращения 12.12.2010).