ЭТНОТОПОНИМЫ МАНГИCТАУСКОЙ ОБЛАСТИ,

ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ЭТНОНИМОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА

 

КГУТИ им.Ш.Есенова к.ф.н., доцент  Кошимова Б. А.

магистр Аймуханова А.А.

 

Ономастика (от греч. onomastike – искусство давать имена, названия) – это раздел лингвистики, изучающий любые имена собственные (онимы) [1, 255]. Имена собственные в лингвистике называются онимами (от греч. onoma – имя, название). К ономастическому пространству относятся следующие: антропонимы – собственные имена, фамилии, псевдонимы, прозвища людей; топонимы – все географические объекты; зоонимы – клички домашних животных; космонимы – названия небесных тел; анемонимы – названия природных явлений (ветра, циклона и др.); хронимы – названия исторических событий, праздников и т.д.

         Основая цель топонимики – определение этимологии наименований определенных объектов, а также словообразовательных способов, применяемых при их образовании.

         Ученый Б.Тлеубердиев предлагает следующие факторы, формирующие топонимы:

1.     географический фактор;

2.     этнографический фактор;

3.     историко-социальный фактор.

«Значит, наш народ издавна при наименовании географических объектов основывался на эти три признака. То есть, если на формирование наименований одной группы географических объектов повлияли географические признаки (рельеф земли, животный и растительный мир данной местности), то в основе формирования наименований другой группы лежат особенности быта местного населения, а наименования третьей группы возникли в следствие истории жизни данного народа или же социально-политических событий» [2, 30].

В ономастике названия родов, племен, народов, национальностей называется этнонимами. Географические названия, образованные от этнонимов называются этнотопонимами.

         В Мангистауской области «многочисленные географические наименования напрямую связаны  с конкретными личностями или наименованиями родов и племен. То есть, историю каждого этнотопонимического наименования можно назвать социальной биографией народа» [3, 210].

«Этнотопонимы, по возможности в качестве ценного источника информации, заставляют обращать внимание на процесс регионального формирования истории, этногенеза, быта, кочевья и стойбища родов и племен, на этническую связь с другими родами и племенами или с другими народностями. Вместе с тем часто наблюдается процесс сохранения без изменения в течение нескольких веков некоторых этнотопонимов, несмотря на исчезновение, переселение этноса, послужившего причиной его названия. Этнотопонимы, связанные с названиями родов и племен, начиная с общетюркских народов и заканчивая казахским народом, словно звезды рассыпаны по всему континенту Евразии. Безусловно, такие этнотопонимы являются доказательством многих исторических событий» [3, 485].

         В Мангистау, в котором побывали многочисленные народы, в разные исторические периоды был пристанищем многих родов и племен, которые, в свою очередь, оставили свой след в некоторых географических названиях. Место кочевых племен дах (дай) – массагет, живших на территории Мангистау еще до нашей эры, в последующих веках занимали один за другим аланы, печенеги, канглы, огузы, туркмены, ногайцы, калмаки, казахи.  

         В составе этнотопонимов Мнгистауского края наряду с наименованиями родов древних аланов, канглов можно встретить и наименования огузских, туркменских родов, родов Младшего жуза казахов.

         В связи с этим этнотопонимы данного региона можно сгруппировать следующим образом:

1.                             Древние этнотопонимы;

2.                             Этнотопонимы, образованные от названий средневековых огузских родов и племен;

3.                             Этнотопонимы, образованные от названий туркменских родов;

4.                             Этнотопонимы, образованные от названий казахских родов;

         Названиями родов и племен названы местности и водные пространства, в которых они обитали. Особенно наименования колодцев назывались названиями родов, к которым относились люди, копавшие их. Например: Бәубекқазған, Ескелдіқазған, Қарашқазған, Шолаққазған.

         К ряду древних этнотопонимов края можно отнести такие топонимы, как Аланқала, Қоңыралан, Сүмбетеміралан, Каспий, Қаңға баба.

         Алан – колодец в Центральном Устюрте. «Аланы – это род, входящий в состав племенного объединения, называвшегося сармат – савроматы, и жившего с І века нашей эры до ІҮ века нашей эры на территории от запада современного Казахстана до Днепра, Дона, Днестра, Дуная» [4, 352]. Помимо этого встречаются и другие этнотопонимы, которые называются Аланқала, Қоңыралан, Сүмбетеміралан.

Қаңға, Қаңға баба – место древнего поселения, крепости, расположенное на территории Тупараганского района. Сформировалось от древнего этнотопонима канлы.

         Каспийское море – это водная поверхность, расположенная в центре континента Евразии, вдали от океана. Отдельная часть сакских племен сформирована от названия племени каспи.

Этнотопонимы, образованные от названий средневековых огузских родов и племен. Одним из средневековых племен, оставивших своеобразный след в истории современных тюркоязычных народов, является огузское племя, жившее на территории Средней Азии и Казахстана.

Егдір – название колодца, местности в Мангистауском районе. Егдір – образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени игдир.

Емір – название аула, земли в Мангистауском районе. Емір – образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени имир. Емір – один из внуков Огуз хана, второй сын Тау хана.

Көгалы – название родника в Мангистауском районе. Топоним Көгалы образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени Гөклы.

Қарқын – название родника в Мангистауском районе. Қарқын – образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени. Қарқын – один из внуков Огуз хана, четвертый сын Жулдыз хана.

Қызық – колодец в Мангистауском районе. Қызық – образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени. Қызық – один из внуков Огуз хана, сын Жулдыз хана.

Шәудір – колодец в Мангистауском районе. Шәудір – образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени. Шәудір – один из внуков Огуз хана, третий сын Кок хана.

Уа – колодец в Мангистауском районе. Уа – образовано от названия средневекового огузско-туркменского племени ыва. Уа – один из внуков Огуз хана, третий сын Тениз хана.

Этнотопонимы, образованные от названий туркменских родов. «От средних веков до середины ХІХ века Устюрт и полуостров Мангышлак был заселен такими туркменскими родами, как Ерсары, Салыр, Абдал, Чогдур, Игдир, Бозаджы, Бурунджық. В ХҮІІ-ХІХ веках Мангышлакские Абдалы жили, в основном, в городе Форт-Александровск, пос.Баутино, в ущелье Кызыл-Озен» [5, 30].  

Ақша – колодец в Мангистауском районе. Ақша – один из родов племени егдир.

Алаша – название земли в Каракиянском районе. Алаша – один из предков рода сарык племени салыр.

Бозашы – местность на северо-востоке Каспийского моря. Бозашы – один из родов племени шәудір.

Бұрыншық – название земли в Мангистауском районе. Бұрыншық – один из родов племени шәудір.

Ерсарықайрақ – некрополь в Каракиянском районе. Ерсары – один из туркменских племен.

Есенқазақ – название местности, некрополя в Бейнеуском районе. С.Кондыбай писал об этнониме Есен следующее: «Есен – один из родословных предков туркмен. У Есена было 5 сыновей: Човдур (Шәудір), Игдир (Егдір), Бозоджи (Бозашы), Бурунджик (Бұрыншық), Абдал. Их называли «бес есен» [4, 226]. В данном регионе существует ряд топонимов, образованных от этнонима Есен: Есен шыңырау – название колодца, Есентүбек, т.б.

Сағыр – название колодца в Бейнеуском районе. Сағыр – один из родов племени салор.

Саржа – земля в Каракиянском районе. Саржа – один из родов племени ерсары.

Уақмола – кладбище в Каракиянском районе. Название Уақ является этнотопонимом, образованным на основе названия туркменского рода ыбақ.

Сақар – название горы. Название сақар является этнотопонимом, образованным на основе названия туркменского рода сақар (племя салыр). С.Атаниязов связывает образование этого рода с сакскими племенами [6, 101].

Этнотопонимы, образованные от названий казахских родов. Мангистауский народ, в основном, составляет род адай, входящий в состав объединения Байұлы в Младшем жузе.

         Согласно родословной у Адай ата было двое сыновей Құдайке и Келімберді. У Құдайке, в свою очередь, двое сыновей – Тәзіке и Қосай, а у Келімберді шестеро сыновей – Ақпан, Құнанорыс, Балықшы, Жеменей, Тобыш, Мұңал. Вот их, восьмерых внуков Адай ата, и называют «Сегіз арыс адай». С точки зрения этногенеза, род адай делится на несколько крупных и мелких ветвей.

Бабыққазған – название колодца в Бейнеуском районе. Бабық – потомок племени адай из рода Шегем.

Байшағыр – название земли в Устюрте. От Адай ата происходят Мұңал → Бәйімбет → Алдаберді → Райымберді → Текей → Байшағыр.

Балықшы – название колодца в Бейнеуском районе. Балықшы – потомок племени адай из рода Келімберді.

Бәубекқазған – название колодца в Центральном Устюрте. Бәубек – потомок племени адай из рода Тобыш.

Бегей – название фермы в Тупкараганском районе. Бегей – потомок племени адай из рода Тобыш.

Дәулетжары – название колодца в Бозашы. Дәулетжары – потомок племени адай из рода Мұңал, один из представителей рода Жары.

Ескелдіқазған – название колодца в Бейнеуском районе. Ескелді – потомок рода Мұңал, который, в свою очередь, происходит из рода Жаулы.

Жаңай – название колодца в Устюрте и земля близ аула Жыңғылды. Жаңай – потомок рода Зорбай, который, в свою очередь, происходит из рода Тобыш. По сведениям родословных записей, Адай → Келімберді → Тобыш → Жайық → Әлменбет → Зорбай → Жаңай. В Бозашы имеется также и источник под названием Жаңайқазған.

Жеменей – некрополь в Мангистауском районе. Жеменей – потомок племени адай из рода Келімберді.

Зорбай – овраг в Мангистауском районе. Зорбай – потомок племени адай из рода Тобыш.

Келімберді – земля в Мангистауском районе. По сведениям родословных записей, у Адай ата было двое сыновей: Құдайке и Келімберді. Келімберді – название рода племени адай.

Кенжеқазған – колодец в Бозашы. Адай ата → Келімберді → Бұзау → Айтумыс → Өрдек → Кенже.

Қарашқазған – название колодца в Бейнеуском районе. Адай ата → Келімберді → Тобыш → Ораз → Шегем → Қараш.

Қосқұлақ – название колодца, некрополя в Бейнеуском районе. Адай ата → Келімберді → Мұңал → Жаулы → Қосқұлақ.

Қыдырша – название колодца, земли в Мангистауском районе. Адай ата → Келімберді → Мұңал → Бәйімбет → Алдаберді → Райымберді → Текей → Әнет → Қыдырша.

Қырықмылтық – кладбище в Тупкараганском районе. Қырықмылтық – Адай ата → Келімберді → Мұңал.

Медет – название земли в Мангистауском районе. Адай ата → Келімберді → Мұңал → Бәйімбет → Сабытай → Медет.

Сарышоңай – название колодца, некрополя в Бейнеуском районе. Адай ата → Келімберді → Тобыш → Ораз → Жайық → Әлменбет → Шоңай. Сарышоңай – человек из рода Шоңай.

Тұяқарым – местность в Мангистауском районе. Адай ата → Келімберді → Мұңал → Жаулы → Жары → Назар → Тастемір → Тұяқ.

Шалбарқазған – название колодца в Бейнеуском районе. Шалбар (Мәмбетқұл) – один из прадедов, происходящих от рода Туркменадай.

Шегемқазған – название колодца в Бейнеуском районе.

Шолаққазған – название колодца. Жеменей – один из прадедов, происходящих от рода Келімберді. От него происходят – Жомарт, далее – Қожамсүгір (Шолақ).

Алашақазған – название колодца в Бейнеуском районе. Одним из основных родов внутри Байұлы, входящего в Младший жуз, является Сұлтансиық. Алаша – один из потомков Сұлтансиық. 

Названия, образованные от этнонимов, связаны с таким этническим процессом, как кочевье народа. На этнотопонимической карте Мангистауского региона можно встретить топонимы, образованные как от названий казахских родов, так и от названий народов, проживающих в этом регионе в данный момент.

 

Использованная литература:

 

1. Словарь по языкознанию. Тіл білімі сөздігі. Алматы, 1998.

2. Ә.Аяпбекова. Батыс Қазақстан аймағының ландшафт ерекшеліктерін анықтайтын топонимдер бірлестігі. Геогр.ғыл.канд.дисс. Алматы, 2002.

3. А.Сейдімбеков. Қазақтың ауызша тарихы. Астана, 2008.

4. С.Қондыбай. Есен-қазақ. Алматы, Үш қиян, 2002.

5. К.Н.Аманиязов. Туркмены Мангышлака. Алматы, 2004.

6. С.Атаниязов. Словарь туркменских этнонимов. Ашхабад, 1988.

7. А.Меңдалыұлы. «Адай шежіресі». Алматы, «Информ-А», 2002.