Бахтизина Д.И.

Сибайский институт Башкирского Государственного университета

 

Трансцендентная сущность музыки

 

 Жан Маритен, назвавший человека животным, которое питается трансцендентным, выявил самое существенное в его личности. Действительно, человек, прочно стоя на земле, тем не менее, мыслью всегда устремляется в небо. Будучи по рождению существом биологическим и подчиняясь этой своей природе, он живет иными интересами, иногда весьма далекими от эмпирического мира.

Человек наделен не только той силой, которая обеспечивает его биологическое существование, но и сверхсилой, предназначенной для реализации его высшей сущности. В этом проявляется особенность предназначения человека, та скрытая программа, которая и определяет его истинно человеческий облик. Ее можно охарактеризовать как своеобразную вертикальную координату его существования, выражающуюся в постоянной устремленности вверх, преодолении косности витального начала. Она заставляет человека жить мечтой и, во имя этой мечты, подчас жертвовать своими удобствами и комфортом, то есть той стороной существования, которая определяется его базовыми потребностями. В этом отношении интересна мысль Ф. Ницше, который сказал, что только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать -  вверх (4, с. 456).

 Устремленность к высотам человеческого духа является отличительной чертой человека как духовного существа. Она является той  божественной искрой, которая и созидает в человеке человека. Процесс преодоления «земного притяжения» для человека является весьма трудным.  «Как трудно смертному стать Человеком!» – восклицал индийский поэт и мыслитель мирза Галиб ( 5, с. 401). Г. Гессе подчеркивавший мучительность процесса «очеловечивания», отмечает, что «человек в высоком смысле», «царственный человек» - это не просто данность от природы, а «цель долгого пути» (1, с. 71).

В этом проявляется творческая природа человека. Для того, чтобы стать истинным человеком, ему необходимо почувствовать себя творящей частью Вселенной. Чтобы сотворить нечто достойное, человек должен, прежде всего, изменить свою сущность. Один из героев романа Г. Гассе «Игра в бисер», мастер,  размышляя об истине и наставляя своего ученика, говорит ему: «…стремиться надо… вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной     живут, ее не преподают» (2, с. 257). Творение для человека ценно в первую очередь  тем, что в его процессе преображается, совершенствуется сама его личность.  Самое ценное для личностного роста человека творчество – это творение им самого себя.

Все, что создает человек, отмечено печатью его духовности. И в первую очередь это относится к музыке, которую Гегель определил как дух и поставил выше всех видов искусства за ее способность  наиболее совершенным образом отразить высшее начало в человеке – его духовность. Духовность приближает человека к миру трансцендентных сущностей.

Музыка трансцендентна, так как  в ней воплощены высшие духовные достижения человечества, та сила, которая создает особую атмосферу чистоты и красоты, как устремленность к Абсолюту. Приобщение к истинной музыке означает для человека прикосновение к высшей силе, к Абсолюту, который в музыке получает свое чувственное воплощение как идеал Красоты, Добра и Истины. Истинное произведение искусства является творением гения. В нем ощущается влияние той силы, которая приобщает человека к некоему высшему началу. По словам В. Медушевского «гениальность, выражающая бесконечность духа, всегда возвышает. Отсюда всеобъемлющий катартический эффект всякой чудесной музыки» (3, с.70).

Переживание катарсиса для человека всегда благотворно, так как заставляет его мобилизовывать в себе такие духовные силы, которые в обычном состоянии не используются. После катарсиса человек испытывает состояние обновления, очищения, в результате чего меняется само его отношение к миру. Музыка, подарившая человеку столь сильное  переживание, пробуждает  в нем внутреннее зрение, раскрывающее перед ним новые, прекрасные стороны мироздания. Человек обретает более добрый и внимательный взгляд на мир. Катарсис пробуждает дремлющие силы человека, направляет его духовную сущность на активную жизнь.  Таким образом, катарсис приближает человека к его истинной сущности.

Духовную наполненность и силу музыки можно сопоставить с внутренним «я» человека, которое выявляет себя наиболее полно в сложных жизненных ситуациях. Музыка – это напряжение, созданное усилиями творческой личности. Это усилие требует понимания и сопереживания. В процессе сопереживания у слушателя открываются не известные ему самому духовные силы.

Мир музыки – это сфера свободы, той области, где присутствует подлинная жизнь духа. Наиболее естественно она проявляется в порыве вдохновения, при котором музыкант переживает состояние слияния с Абсолютом.  Вдохновение, хорошо знакомое как творцам, так и слушателям, дарует человеку необыкновенный подъем всех  его духовных сил.

 Для композитора оно является важной составной частью творческого процесса. Произведение, созданное  в порыве вдохновения, отличается цельностью и стройностью формы. Все, что композитором обдумывалось заранее, в этот момент внезапно выливается в четкий образ. При этом творец переживает состояние трансцензуса, которое поднимает его над обыденным, эмпирическим миром и заставляет коснуться «иных миров». Трансцендируя, композитор преодолевает собственную ограниченность, становится выше того, чем он является в обычной жизни. Восторг, испытываемый им в момент творения, очищает и преображает его душу. Состояние трансцендирования испытывают и исполнители, когда замысел реализуется так, как они хотели бы, а иногда даже лучше. Такое же возвышенное состояние переживают и слушатели. Таким образом, прекрасное творение дарит минуты восторга многим людям, которые, под его воздействием преображаются и совершенствуются духовно.

Маркетто Падуанский, высказавший мысль от том, что законы Вселенной –  это законы музыки, сумел уловить важную сторону музыки как духовного явления. Суть ее состоит в способности отражать в себе наиболее универсальные закономерности  мироздания, такие, как процессуальность, системность, периодичность. Данное качество музыки обнаруживает  особое положение, которое она занимает в жизни человеческого духа, ее трансцендентную природу.

  Трансцендентность музыки является метафизическим основанием ее бытия, тем качеством,  в котором наиболее  полно выражается  ее сущность. Она превращает музыку из привычного явления в явление экстраординарное, наполненное высшим смыслом. В этом значении музыка выступает как проявление сущности Абсолюта, как воплощение в чувственно-прекрасной форме закономерностей мироздания.

 

Литература

1.                          Гессе Г. Степной волк // Герман Гессе. Степной волк. Игра в бисер. – М.: Гудьял-Пресс, 1999.

2.                          Гессе Г. Игра в бисер // Герман Гессе. Степной волк. Игра в бисер. – М.: Гудьял-Пресс, 1999.

3.                          Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993.

4.                          Таранов П.С. Фридрих Ницше // Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный      мыслями. – М.: Эксмо, 2004.

5.                          Таранов П.С. Мирза Галиб // Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004.

 

Сведения об авторе

Бахтизина Дильбар Исмаиловна

Место работы – Сибайский институт Башкирского Государственного университета, кафедра музыки

Ученая степень и звание – кандидат философских наук, доцент

Место жительства – Башкортостан, г. Сибай, ул. Маяковского 33-33.

Контактный телефон – 8 927 238 39 12.

Muzsudilbar@mail.ru

Мансурова Лилия Рифовна

Место работы – Сибайский институт Башкирского Государственного университета, кафедра музыки

Старший преподаватель