К.Е.Ибраева, к.п.н., доцент Казахской Национальной Академии Искусств  им. Т.Жургенова г.Алматы, Республика Казахстан

 

   

МУЗЫКАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА  В  СИСТЕМЕ  ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Общеизвестно, что во все времена вопросы и образованности общества были главными в контексте приумножения интеллектуального, нравственного потенциала страны, который становится решающим фактором развития в XXI веке и рассматривается как главное условие вхождения Республики Казахстан в число наиболее передовых и процветающих государств мира. Диалектическое взаимодействие образования и различных видов искусств – одно из главных условий функционирования культуры как социального феномена, внедрения новых технологий.

Характер преобразований в современном обществе во многом определяется переосмыслением нравственно-этических ценностей. В документах последних лет (Концепция непрерывного образования педагога новой формации РК,  Послание Президента РК народу Казахстана и др.) указывается, что именно образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции  в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере всегда остается педагог – компетентный специалист, способный формировать менталитет личности в духе общечеловеческих ценностей, толерантности и сотрудничества. Именно учителю, в руках которого будущее государства, отведена особая роль в возрождении культурного компонента жизнедеятельности общества учителю.

Необходимость поиска оснований как личностно-индивидуального бытия, так и общества в целом, обусловливает особую значимость разработки проблемы формирования музыкальной культуры будущего учителя, как составной части его общей и профессиональной культуры.

Для рассмотрения теоретических подходов к проблеме формирования музыкальной культуры будущего учителя необходимо осмысление сущности понятия «музыкальная культура» через философское понятие «культура».

Понятие культуры относится к числу фундаментальных понятий, интерес к которым возрастает с каждым годом. Различия в уровне подходов, аспектах анализа, отражающих разные стороны, фиксируют чрезвычайную сложность, противоречивость, многогранность этого понятия. Поэтому к данной проблеме обращаются философия, эстетика, педагогика, психология, методика, а также такие специальные области знания, как антропология и этнография. В этих исследованиях под культурой, соответственно,  имеют в виду любой исторический выработанный способ человеческого существования, возникший на биологической основе, но не зависящий от нее; фиксацию общего качественного своеобразия человеческой жизнедеятельности; цивилизацию.

          В отечественной науке сформулированы различные варианты, определяющие понятие «музыкальная культура общества». Авторы едины во мнении, что музыкальная культура общества, как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания. В понятие музыкальной культуры общества входят различные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, эмоции, переживания, чувства, оценки, вкусы, взгляды и др.). Кроме того, в структуру музыкальной культуры общества входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

          Согласно трактовке искусствоведов, музыкальная культура – сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны – типы музыки, принадлежащие к разным эпохам и мировым культурам; факторами развития этой системы выступают взаимодействие элементов и единство музыки с контекстом культуры, в предназначение характеризуется социальной полифункциональностью, воплощением ценностных ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека.

          Музыкальная культура личности является выражением художественной культуры человека на уровне конкретного вида искусства – музыки. Многочисленные исследования генезиса музыкальной культуры подчеркивают деятельную, практически духовную сторону музыкальной активности человека, в которых музыкальная культура личности рассматривается как результат деятельности творящего существа, субъекта производимых во вне и одновременно в себе преобразований.         

          В педагогической науке учеными представлены разнообразные компоненты музыкальной культуры личности различных возрастных групп:

- музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкальное творческое развитие школьников (Л.В.Школяр);

- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого являются «музыкальные развитости» (любовь к музыке, эмоциональное отношение, потребность в музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке и др.) (Ю.Алиев);

- аудиовизуальное восприятие, эмоциональное переживание, музицирование (М.Савинова);

- музыкальная деятельность и музыкальное сознание (Р.Тельчарова).

          В работе Л.А.Тарасовой исследуется формирование внутренней музыкально-эстетической культуры личности на уровне художественно-эстетического сознания, а также художественно-образного, абстрактного мышления и других компонентов,  которое происходит в результате целенаправленного «перехода» музыкально-эстетической культуры общества в музыкально-эстетическую культуру личности в процессе музыкальной деятельности путём восприятия музыкальных произведений /1/.

          По мнению М.А.Фадеевой,  музыкально-эстетическая культура личности подростка состоит из музыкально-эстетического восприятия, музыкально-творческой активности, музыкального опыта и музыкальности /2/.       

          Теоретическими основами исследования музыкальной культуры личности учителя явились труды, посвященные: изучению культуры личности (Л.Н. Коган, Е. Визитей, Н.Б. Крылова, А.Н. Сохор и др.), профессиографии труда учителя (Н. Гоноболин, Н. Кузьмина, В.Сластенин, А. Щербаков и др.),  вопросам профессиональной подготовки  учителя музыки (Ю.Алиев, Б.Асафьев, Д.Кабалевский, А.Гордийчук, Р.Тельчарова, Л.Школяр и др.).

          Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что, во-первых, воспитание музыкальной культуры занимает важное место в развитии целостной личности будущего педагога, во-вторых, эффективность музыкально-эстетического воспитания зависит от развития музыкальных способностей человека, дающих возможность ему наиболее полно охватить, понять, осмыслить природу музыки, доставляя тем самым человеку эстетическое наслаждение, в-третьих, результативность воздействия музыкального искусства на всестороннее развитие человека зависит от его умелого использования в педагогическом процессе, т.е. успех процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя опосредуется уровнем его педагогического обеспечения.

          Несмотря на имеющиеся в современных исследованиях различные подходы к определению понятия «культура личности» и своеобразие теоретических концепций к выявлению сущности субъективного уровня культуры (М. Каган, Л. Коган, У. Суна и др.),  незыблемым остается признание деятельной сущности человека, согласно которой личность формируется в деятельности, в результате которой изменяет среду, изменяет и развивает себя как субъекта.

          Исходя из вышеизложенного, мы определяем музыкальную культуру будущего учителя как норму, способ, меру развития его музыкально-деятельностных сил в процессе их реализации и совершенствования. Таким образом, по нашему определению музыкальная культура будущего учителя – сложное динамическое образование, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим опытом, управляемой музыкально-эстетическим сознанием, с целью формирования у школьников основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры.

          Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования музыкальной культуры личности   позволяет сделать следующие выводы:

1.                 музыкальная культура – феномен духовной культуры, социальная деятельность человечества в сфере производства, распространения и потребления результатов творческой деятельности, художественными ценностями которой являются произведения музыкального искусства;

2.                 различные виды музыкальной деятельности, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей и деятельность различных учреждений, связанных с музыкальным образованием и воспитанием, музыкознанием, подготовкой кадров – образуют музыкальную культуру общества;

3.                 музыкальная культура личности – сложное динамическое образование, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, направленной на овладение выработанным человечеством музыкально-педагогическим опытом, управляемой музыкально-эстетическим сознанием, с целью формирования у школьников основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры.

4.                 Формирование музыкальной культуры будущих учителей – это сложный процесс, осуществляющийся на основе взаимодействия социальных и природных факторов развития личности и выражающейся в особенностях внутренних преобразований личности будущего учителя, на становление которой влияет музыкальное воспитание в педвузах.

          Таким образом, образование рассматривается как мощный фактор культуры, который должен способствовать самореализации личности, ее потенциальных возможностей и способностей. Сегодня личность сама должна быть ответственна за свой образовательный потенциал и социальную траекторию. Профессиональное образование становится процессом, в котором рождается личность специалиста, обладающая творческим типом мышления, развитой музыкально-эстетической культурой, высоким профессионализмом и нравственными ценностями, обеспечивающими его реальную конкурентоспособность.

 

Литература:

1.     Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дисс.…докт.пед.наук. – М., 1997. – Т.2. – С.23.

2.     Фадеева М.А. Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: Автореф. дисс. …канд.пед.наук. – Саратов, 2000. – С.10-11.