С.П. Ярук

Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск)

 

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ БЕЛОРУССКОЙ ДУДКИ (в контексте национальной музыкальной культуры)

 

         Среди разнообразия музыкального инструментария Беларуси дудка является одним из старейших, но и на сегодняшний день весьма популярным, почитаемым и любимым национальным инструментом. Благодаря своим функциональным и художественно-исполнительским особенностям этот инструмент сыграл и до сих пор играет заметную роль как в истории художественной культуры Беларуси, так и в её современном проявлении. Существенной проблемой, решение которой позволит на высоком уровне осуществлять популяризацию белоруской дудки на современном этапе развития художественной культуры, является проблема изготовления качественных таких инструментов с их разновидностями [3, с. 3; 13, с. 220-229]. Значимость бытования белорусской дудки до сих пор как ведущего национального инструмента и определил объект нашего исследования, а предметом исследования стал вопрос анализа жанрово-тематической систематизации музыкальных произведений для этого инструмента.

         Результаты исследования специальной литературы (научные издания, издания методического характера, репертуарные сборники и т.п.) позволили выяснить, что так или иначе, специалистами рассматриваются различные аспекты бытования белорусской дудки, история её конструктивной эволюции и прогрессивной модификации, функциональные и художественно-технические особенности. Так, лаконичные сведения о белорусской дудке отражены в справочном издании российского исследователя А.Черныха: «Дудка, свирэль (бел.) – деревянная свистковая флейта длиной 400 – 500 мм с цилиндрическим или обратно-коническим стволом, сходная по устройству с русской сопелью и украинской сопилкой. Имеет 6 игровых отверстий, с помощью которых получается следующий звукоряд (см. пример 7)» [15, с. 21]. В этом же материале А.Черных приводит и некоторые сведения об истории появления белорусской дудки и её бытовании с упоминанием одного из популярных народных музыкантов-виртуозов на этом инструменте – Н.Астрейко. Из белорусских исследователей, в первую очередь, необходимо отметить такого специалиста, как А.Коротеев. Его труды в области исследования проблем духового искусства внесли существенный вклад в музыкознание Беларуси. Они также представляют особый интерес и для зарубежных исследователей в этой области. Так, например, он обстоятельно рассмотрел функциональные и этноорганологические особенности белорусских народных духовых инструментов, в том числе и дудки [7, с. 66-72]. Любопытный материал представлен в его статье «Фольклорные духовые инструменты белорусов в этнокультурном воспитании и художественном образовании детей и молодежи (от музыкальной игрушки до разнообразия национального инструмента)» [5, с. 87-94]. Отметим, что народные духовые инструменты белорусов как компонент национальной художественной культуры рассмотрел в своей работе другой специалист Беларуси – А.Короткевич [8, с. 162-168]. Художественно-техническим особенностям белорусских народных духовых музыкальных инструментов уделил внимание известный музыкант, мультиинструменталист и виртуоз на этих инструментах – заслуженный артист Республики Беларусь А.Кремо, который написал учебно-методическое пособие об этих инструментах, в том числе и о дудке с её разновидностями [12]. А такой специалист, как И.Мангушев, рассмотрел проблемы изготовления, реконструкции, модификации традиционных белорусских народных духовых музыкальных инструментов, в том числе и дудки, и необходимость их включения в современную исполнительскую практику [14, с. 220-229]. Вопросам бытования белорусской дудки в национальной музыкальной культуре, особенностям изучения и освоения художественно-исполнительских возможностей этого традиционного народного музыкального инструмента посвящена и одна из наших статей [15, с. 66-71]. Уникальным событием в национальной художественной культуре Беларуси является издание в двух частях авторским коллективом фундаментального учебного издания на основе научных исследований – «Школа игры на белорусских народных духовых инструментах» [3; 4]. Объективную оценку этому событию в своей статье «Неординарное явление национально-исполнительского возрождения» [10, с. 119-122] дал упомянутый нами музыковед А.Коротеев. Он справедливо отмечает, что «Издание  Школы… – это настоящая победа авторов над скептицизмом тех, кто рассуждает о «примитивизме», «архаичности» национального музыкально-инструментального духового наследия. Издание Школы… – это и настоящий праздник для всех тех, кто влюблён в этноколористическую самобытность народного духового инструментария, кто плодотворно развивает традиции исполнительского мастерства и уверенно идёт по пути этого направления, кто уверен в перспективах востребованности художественного богатства народного духового инструментария Беларуси» [10, с. 122].

         Обратимся к анализу репертуара для белорусской дудки. Особой популярностью у руководителей фольклорных инструментальных коллективов Беларуси пользуется сборник энтузиаста по возрождению национальных инструментальных традиций В.Грома «Заіграйце, музыкі!» [1; 2]. В музыкальных произведениях, включенных в две части этого издания, партия дудки имеется почти во всех произведениях. Так, в «Святочным вальсе», мелодию которого записала на Витебщине И.Назина [1, с. 4], используются дудки строя in C (прима) и строя in G (альт). Особый колорит при исполнении трели на ноте ля второй октавы (по написанию) исполнители на этих инструментах создадут во вступлении, а затем могут продемонстрировать свои соло после игры скрипок (3 – 6 и 11 – 12 такты) во второй и шестой  цифрах [1, с. 7-25]. Произведение «Чэрнічскія найгрышы», записанное В.Громом на Гомельщине позволит руководителю фольклорного коллектива предложить исполнителям на дудках (соответственно прима строя in C и альт строя in G) виртуозные solo во второй цифре и чередованием основной темы у скрипок, а затем у дудок в четвёртой, десятой и двенадцатой цифрах и эффектные трели у дудки-альт строя in G в пятой и шестой цифрах и совместные трели  уже двух дудок в цифре девять [1, с. 26-57]. Интересные исполнительские приёмы руководителю фольклорного коллектива можно реализовать в своей творческой деятельности, благодаря исполнителям на дудке строя in C (прима) и строя in G (альт) в «Ашмянскай кадрылі», запісанной М.Коньшыным на Гродненўіне [1, c. 5]. Во вступлении ансамблевое tutti требует зажигательного, задорного и темпераментного исполнения, и музыканты-дудари украсят общее звучании е своими синкопными репликами как во вступлении, так и во второй цифре, а также solo в третьей, четвёртой и пятой цифрах и виртуозное обыгрывание шестнадцатыми длительностями основной темы в шестой цифре [1, с. 58-78]. Интересе подход в использовании белорусской дудки отражен в таком произведении, как «Крупіцкая полька» [1, с.79-109]. Эта музыка записана В.Громом на Минщине [1, с. 5]. Если в первой и пятой цифрах дудке поручается лишь украшение в виде трелей, то в третьей, четвертой и седьмой цифрах в изложенной обработке исполнителю на дудке доверено проведение solo. Интересные художественные решения предлагаются в таком произведении, как «Купальскае шэсце» [2, с. 48-69], записанном Н.Сиротой [1, с. 5]. Здесь предлагается при исполнении этого концертного номера использовать художественные возможности дудки-альта строя in G и дудки-тенора строя in F. В первой, четвертой и седьмой цифрах анализируемой партитуры эти колоритные инструменты успешно в дуэте используются как сольные, причём, как указывает В.Гром, на эти инструменты выпадает функция имитации звучания парных дудок – старинных народных инструментов, которые бытовали в Беларуси только на Могилёвщине [1, с. 5]. Исходя из объекта и предмета проведённого нами исследования, отметим, что белорусская дудка в музыкальных произведениях партитурного варианта для фольклорных инструментальных коллективов [1; 2] дифференцируется в двух направлениях: 1) инструментальные произведения: 2) песенные произведения с аккомпанементом фольклорного инструментального состава. Если рассматривать жанровую классификацию инструментальных произведений, в которых активно используются художественные возможности белорусской дудки, то необходимо отметить такие танцевальные жанры и разновидности произведений, как полька, вальс, кадриль, наигрыш. А из песенных произведений с аккомпанементом фольклорного инструментального состава отметим свадебные, купальские, шуточные, семейно-бытовые песни.

  Варианты исполнительских форм и жанровое разнообразие произведений  для белорусской дудки представлено и в уже упомянутой нами «Школе игры на белорусских народных духовых инструментах» [3; 4]. Так, например, для сольного исполнения на белорусской дудке музыкантам предлагаются популярные белорусские народные песенные и танцевальные мелодии: «А ў полі ніўка», «Антон маладзенькі», «А хто ў нас харошы», «Пайшоў Ясь на лужок», «Вясельны марш», «Янка-полька», «А ў полі вярба», «Крыжачок», «Талака» и другие [3, с. 52-54]. Отметим, что жанровое разрнообразие отражено и в произведениях для такой разновидности белорусской дудки, как парные дудки. Так, среди белорусских народных песенных и танцевальных мелодий для этого уникального белорусского инструмента отметим такие произведения, как «Ой, красна, красна каліна ў лузе», «Гусанькі», «Купалінка», «Ехаў Ясь на кані», полька «Рах-чах-чах», «Ох, і сеяла Ульяніца лянок», «А ў бары зязюлька кукуе» и другие [3, с. 65-68]. А для еще одной специфической разновидности белорусской дудки – поршневой дудки, учитывая особенности звукообразования и звуковедения на ней, предлагаются только песенные мелодии: «Павей, ветру», «Зорка Венера», «Шумныя бярозы», «Ты запей, запей жавароначак», «А я ў полі жыта жала», «Свецяць, свецяць зорачкі», «Ой, пайду я на ту гору» и другие [3, с. 79-81]. Важным условием популяризации белорусской дудки является не только сольное исполнение, но и её включение в различные составы ансамблей: 1) одноимённые ансамбли; 2) родственные ансамбли; 3) смешанные ансамбли. Так, из репертуара для одноимённого ансамбля дудок следует отметить такие произведения, как белорусские народные песни «У нашым сяле свадзьба будзе», белорусский народный танец «Забалела ды мая галованька», «Свяці, месяц», «Кацілася чорна галка» [4, с. 25-26]. Из репертуара для родственного состава ансамбля дудок следует отметить такие произведения, как  «Зязюлька»,  «Дудары» из «Палескай сюіты» Е.Глебова в инструментовке А.Кремко, «Менуэт» И.Мангушева, «Контраданс» В.Козловского в инструментовке В.Грома,  «Полонез G-dur» М.-К.Огинского в инструментовке А.Кремко,  белорусские народные песни «А ў полі вярба» и «А дзе была, Купалачка?» в обработке и инструментовке В.Грома,  «Дударыкі» А.Широкого, «Полонез G-dur» и «Полонез C-dur» М.Радзивила, «Менуэт рококо» Й.Гайдна в обработке В.Грома [4, с. 27-66]. А из репертуара для смешанных ансамблей, в составах которых удачно использованы белорусские дудки, отметим композицию В.Грома «Дзве песы на купальскія тэмы» («А дзве была, Купалачка?», «Як на Йвана дужа рана»), а также такие произведенгия, как «Танец у старадаўнім стылі» С.Тихоновича в инструментовке В.Грома, «Казка» И.Мангушева, «Слуцкая полька» в обработке В.Грома, части «Святочны паланэз», «Баль у маёнтку Агінты», «Гавот-пастараль» и «Скакуха» из Сюиты И.Мангушева «Галасы мінуўшчыны» [4, с. 152-212].

Таким образом, рассмотрев и проанализировав художественный репертуар, в произведениях которых использована белорусская дудка, необходимо отметить, что жанрово-тематическая систематизация таких произведений охватывает довольно широкие параметры как по содержанию, так и по разновидностям исполнительских форм (solo, ансамбль, капелла).

Проведенное исследование по изучению особенностей различного репертуара для исполнителей на белорусской дудке позволяет сделать следующие выводы:

I.           С целью обеспечения целенаправленного процесса подготовки исполнителей на белорусской дудке, необходимо формировать информационно-тематический банк данных, который будет включать как учебно-педагогический репертуар для формирования индивидуальной исполнительской техники музыкантов, так и художественно-концертный репертуар для его подготовки к концертным выступлениям (solo, выступление в составе ансамбля или капеллы).

II.        Активно популяризировать художественно-выразительные особенности белорусской дудке с использованием различных форм её популяризации (концертные выступления; научные и научно-практические конференции; семинары-практикумы, творческие лаборатории; мастер-классы т.п.).

III.    Для членов Белорусского Союза композиторов, с целью привлечения их внимания к уникальному художественно-техническому потенциалу белорусской дудки, следует организовать творческие встречи и семинары с ведущими профессиональными исполнителями и лучшими музыкантами-любителями на белорусской дудке с целью активизации процесса создания широкого репертуара для  этих исполнителей.   

Литература:

 

1.     Гром У.М. Заіграйце, музыкі!: Рэпертуарны зборнік для фальклорных катектываў. – У 2-х частках.  – Мн.: Чатыры чверці, 1998. – Ч. 1.  – 111 с.

2.     Гром У.М. Заіграйце, музыкі! : Рэпертуарны зборнік для фальклорных катектываў. – У 2-х частках. – Мн.: Чатыры чверці, 1998. – Ч. 2.  – 155 с.

3.     Гром У.М, Крамко А.Я., Мангушаў І.А. Школа ігры на беларускіх народных духавых інструментах: Вучэб.-метад.  дапам. – Мн.: Бел. дзяр. ун-т культуры і мастацтваў, 2005.  Ч. 1. Сольнае выкананне – 259 с.

4.     Гром У.М., Крамко А.Я., Мангушаў І.А. Школа ігры на беларускіх народных духавых інструментах: Вучэб.-метад. дапам. – Мн.: Бел. дзяр. ун-т культуры і мастацтваў, 2005. – Ч. 2. Ансамблевае выкананне – 217 с.

5.     Коротеев, А.Л Фольклорные духовые инструменты белорусов в этнокультурном воспитании и художественном образовании детей и молодёжи (от музыкальной игрушки до разнообразия национального инструментария) / А.Л. Коротеев //  “Этнашкола» ў сучасным адукацыйным працэсе: вопыт станаўлення і перспектывы развіцця (да 10-годдзя існавання) / Уклад. І навук. рэдакт. праф.  І.І.Сучкоў. – Мн.: Бестпринт, 2004. – С. 87-94. 

6.     Коротеев, А.Л.  Функциональные и этноорганологические особенности белорусских народных духовых инструментов / А.Л. Коротеев // X  Мiжнародныя Кiрыла-Мяфодзiеўскiя чытаннi, прысвечаныя Дням славянскага пiсьменства i культуры; Мiнск, 24-26 мая 2004 г.; Бел. дзярж. ун-т культуры i мастацтваў /  Рэдкал.: М.А. Бяспалая (адк. Рэд.) i iнш. – Мінск, 2005. – С. 66 – 72.

7.     Короткевич А.О. Народные духовые инструменты белорусов как компонент художественной культуры / А.О.Короткевич //Научные труды Республиканского института высшей школы. Философские, гуманитарные науки. – Ред.кол.: М.И.Демчук [и др.]. – Минск: РИВШ 2006. – С. 162-168.

8.     Караткевіч, А.А. Аб некаторых метадычных падыходах да навучання ігры на дудцы (пачатковая ступень музычнай адукацыі) белорусов/А.А. Караткевіч  //  “Этнашкола» ў сучасным адукацыйным працэсе: вопыт станаўлення і перспектывы развіцця (да 10-годдзя існавання) / Уклад. І навук. рэдакт. праф.  І.І.Сучкоў. – Мн.: Бестпринт, 2004. – С- 229 – 237.

9.      Карацееў, А.Л. Капыльскiя музыкi  / А.Л.Карацееў // Мастацтва Беларусi. 1989. № 1. С. 72-73.

10.  Карацееў, А.Л. Неардынарная з’ява нацыянальна-выканальніцкага адраджэння / А.Л.Карацееў // Веснік БДУ культуры і мастацтваў. 2005, № 5. – С. 119-122.

11.  Крамко, А.Я. Беларускія народныя духавыя інструменты: вучэб. дапам./ А.Я. Крамко. – Мінск:Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2005. – 34с.

12. Кремко, А.Е. Особенности формирования учебно-педагогического и концертного репертуара в вузе для исполнителей на белорусских народных духовых инструментах / А.Е. Крамко // Актуальные проблемы современного гуманитарного образования: материалы 3 респ. науч. конф. молодых ученых и аспирантов, Минск, 29 нояб. 2006. /РИВШ; редкол.: В.И. Дынич [и др.]. – Минск, 2006. – С. 72-77.

13.  Мангушаў, І.А. Праблемы рэканструкцыі, вырабу і ўкаранення ў

 сучасную музычную культуру старажытных фальклорных духавых інструментаў беларусаў  //  “Этнашкола» ў сучасным адукацыйным працэсе: вопыт станаўлення і перспектывы развіцця (да 10-годдзя існавання) / Уклад. І навук. рэдакт. праф.  І.І.Сучкоў. – Мн.: Бестпринт, 2004. – С. 220 – 229.

14. Черных, А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник  / А.Черных. – М.: 1989. – 320 с.

15.  Ярук С.П. Белорусская дудка в национальной музыкальной культуре (на примере изучения и освоения художественно-исполнительских возможностей народного инструмента) / С.П.Ярук  // Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. “Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2007». – Одесса: Черноморье, 2007. –  История, геология, государствнное управление, искусствоведение и архитектура, туризм и рекреация, физическое воспитание и спорт. – С. 66-71.