Афанасьев А.Е., к.п.н., доц., ЯГУ

Социокультурные предпосылки дифференцированного обучения в сельских школах Севера

В комплексе общих условий дифференциации образования социокультурные условия и факторы являются ключевыми для осмысления происходящих в сельском образовании процессов и выработки жизнеспособных решений.  Как отмечают авторы, использующие данный подход в исследовании школы, социокультурное – это не просто смысловой контекст, но реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы [5, с. 53].

В современных педагогических исследованиях термин «социокультурное» используется в разных аспектах – как «социокультурная сфера образования»,  «социокультурная среда школы», «социокультурная ситуация», «социокультурный контекст», «социокультурная модель» содержания образования, «социокультурный феномен» (Л.М. Андрюхина, А.П. Валицкая, Н.Б.Крылова, В.И. Слободчиков, В.С. Собкин,  И.Д. Фрумин, А.М. Цирульников и др.). Анализ этих работ показывает, что применение тех или иных понятий обусловлено задачами исследования и практического использования социокультурного подхода в разработке содержания и организации системы образования. В данном исследовании нас интересуют социокультурные предпосылки дифференцированного обучения, которые связаны, на наш взгляд, с разнообразием условий и направлений его организации и осуществления. Одним же из определяющих факторов  разнообразия, выработки дифференцированных стратегий его развития, выступает тип социокультурной ситуации. Данное понятие введено в научный оборот и используется в процессе анализа и разработки стратегий развития школы в разных регионах страны. При определенной модификации его можно использовать  и при рассмотрении социокультурных условий дифференциации обучения в сельских школах Севера.        

Тип социокультурной ситуации определяется комбинацией двух основных параметров: локальной культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня развития современного социокультурного фона (СКФ). Выделяется четыре основных типа социокультурных ситуаций в конкретной сельской местности [1, 6]:

КИТ(+), СКФ(+) - сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона (ситуация «сельская школа в культурном центре»).

КИТ(+), СКФ(-) - сохранились культурно-исторические традиции, но уровень современного социокультурного фона низок (ситуация «школа в бывшем очаге культуры»).

КИТ(-), СКФ(+) - культурно-исторические традиции отсутствуют, но уровень современного социокультурного фона относительно высок (ситуация «школа в потенциальном очаге культуры»).

КИТ(-), СКФ(-) - культурно-исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствуют (ситуация «школа в культурной пустыне»).

Как показывает практика, данная типология помогает не только диагностиро­вать типичные ситуации, в которых находятся школы, но разрабатывать и реализовывать наиболее целесообразные вариативные образовательные стратегии и модели их развития.

1. Ситуация «школа в культурном центре». Суть ситуации состоит в том, что основные социокультурные функции выполняет среда. Школа опи­рается на нее в своих образовательных программах, но у нее нет необходимости самой становиться центром. Однако появляется возможность более углубленного решения собственно школьных задач - общего образования,  индивидуа­льного обучения, выявления и развития способностей детей.

Посмотрим на эту ситуацию с точки зрения предпосылки и условия обеспечения дифференциации образования. Хотя ситуация «сельская школа в культурном центре» встречается редко, именно в ней, еще  в советский период возникали очаги дифференцированного обучения в форме специализированных физико-математических и других классов и разнообразной внеурочной деятельности.  

В Якутии ситуация «школа в культурном центре» наблюдается  в улусах и населенных пунктах со сложившимися историко-культурными традициями и развитым социокультурным фоном. Например, Татта является для Якутии по сути тем же, что для России Ясная Поляна. Это колыбель культуры, родина выдающихся общественных деятелей, писателей, сказителей-олонхосутов народа Саха, прибежище, в прошлом, политических ссыльных, ученых и учителей, много сделавших  для развития образования в Якутском крае. Данный феномен выражается в определенной культурно-исторической традиции. С другой стороны, современная Татта стала в известном смысле инновационным образовательным центром республики, здесь сосредоточено наибольшее количество региональных и федеральных экспериментальных площадок, формируются сетевые проекты, новые технологии. Таким образом, относительно Татты можно говорить как о культурно-образовательном центре республики, где конкретная сельская школа имеет совершенно другие возможности и стратегии развития [2, 3], нежели школы районов, где подобная ситуация отсутствует.    

2. Ситуация «бывший очаг культуры». Характерна для маленьких, некогда процветавших городков, бывших райцентров и центральных усадеб в сельской местности, находящихся в глубинке, на Севере. В рассматриваемой ситуации культурно-исторические традиции еще живы, история местности, культуры, образования порой уникальны, но современный социокультурный фон крайне беден, реальная среда школы – жестка и деструктивна. Например, в Якутии подобного типа ситуации фиксируются в северных улусах, которые можно назвать «бывшими промышленными зонами» и составляющими сегодня около 25% районов республики. Эти районы представляют собой сложное, противоречивое явление. Бывшие зоны ГУЛАГа. Бывшие промышленные зоны, с остановленным производством, разрушенной инфраструктурой. В то же время, в этих районах имеется ряд населенных пунктов с глубокими культурными традициями.  При этом общий социокультурный фон (не зарастающие следы ГУЛАГА, бывшей промзоны, грядущее «второе пришествие» промышленности, с той же психологией временщиков, еще более жестким вахтовым методом работы, грабительской практикой добычи ископаемых, и как следствие, экологическими катастрофами) остается деструктивным и разрушительным.  

В ситуации подобного типа просматривается ряд образовательных стратегий. Одна состоит в том, что школа пытается поддержать, сохранить угасающие традиции, противостоять деструктивной действительности. Практика показывает, что при этом проблемы смягчаются, но, в конечном счете, не разрешаются. Происходит отсрочка культурной, духовной деградации.

Другая стратегия связывается с выявленным и описанным нами  феноменом «социального наследования». Данное явление выражается в устойчивых социокультурных характеристиках местности, особенностях уклада и образа жизни населения, доминирующих видах его деятельности, которые передаются от поколения к поколению. В этом смысле, «социальное наследование» не сводится к локальной традиции прошлого, но есть, в нашем понимании, сквозной культурно-исторический механизм, продолжающий и приумножающий традицию, и тем самым, оказывающий определенное влияние на современный социокультурный фон школы. Во всех этих случаях, опираясь на феномен «социального наследования», школа и сообщество пытаются выстроить собственные культурные образцы жизнедеятельности. Это не приводит к коренному изменению ситуации, но позволяет ввести в контекст негативной действительности, положительные ценности и ориентации, сделать школу не одинокой в социуме.

Наконец, существует еще одна  стратегия  - сохраняя и поддерживая традиции, менять сам характер социокультурного фона. Решить эту проблему одна школа не в состоянии. Это задача, на наш взгляд,  уровня территориально-региональных программ, использования сетевых и сферных форм организации образования, задача взаимопроникновения  разных общественных практик.

3. Ситуация «потенциального очага культуры». В этой ситуации традиции практически отсутствуют, но современный социокультурный фон достаточно высок. Такая картина характерна для некоторых групп поселков-новоселов. В подобной ситуации находятся многие российские деревни, которые приходится сегодня и придется еще в большей мере в будущем - возрождать, осваивать заново. В Якутии ситуация такого рода возникает, например, когда делается попытка восстановления брошенных, разваленных сельскохозяйственных производств, где инициаторами перемен выступают разные силы, но хозяйственно-экономическая и культурно-образовательная составляющие непременно присутствуют. Изучение опыта Якутии показывает, что в этой ситуации сама жизненная нужда заставляет людей вступать в добровольную кооперацию. В результате возникают компактные расселения, а внутри них – общинные школы. В данной ситуации школа выполняет, по меньшей мере, три основные функции. Во-первых, является своеобразным механизмом укрепления общины. Во-вторых, в силу динамичности социально-хозяйственных преобразований, школа не может быть закостенелой, а напротив реализует инновационную функцию. И, в третьих, в этой ситуации школа активно способствует формированию свободных демократических отношений между детьми и взрослыми, развитию общественных начал в управлении разными сторонами жизни сообщества.

4. Ситуация «культурной пустыни». Это наиболее сложная ситуация, в которой, по сути, отсутствуют и культурно-исторические традиции, и современный социокультурный фон. Характерна для преобладающего числа сельских школ России и других стран СНГ. Исследования показывают, что обычные школы, традиционные образовательные стратегии тут ничего не дают. Нужны принципиально неординарные решения.

Изучение опыта обнаруживает ряд возможных подходов. Реализация одного из них имела место в 70-80 гг. в форме так называемых школ-комплексов,  пытавшихся взять на себя все основные функции, отсутствующие в среде. В таких школах были созданы условия для более полноценного развития детей, однако общей ситуации в селе эти школы-комплексы не изменили.

В то же время, анализ немногочисленных удачных опытов показывает, что одной из главных причин успеха в ситуации данного типа, являлось использование совершенно другой стратегии. Суть ее состояла в том, что не школа превращалась в «комплекс», а предпринимались специальные усилия, редко – всей школы, чаще – отдельных учителей и заинтересованных людей, по формированию, складыванию духовного центра культурного сообщества и преобразованию самой этой, кажущейся безнадежной социокультурной ситуации [5, c. 51].

В последние годы ситуация «школа в культурной пустыне» приобрела еще более жесткие, ярко выраженные черты. Существует большое количество населенных пунктов, само существование которых напрямую зависит от школы. Являясь единственным юридическим лицом, школа умудряется не только спасать висящий на волоске населенный пункт, но путем собирания сообщества становиться, по сути, домом для многих сельских детей.

В Якутии, как и в других регионах страны, вышеописанные ситуации, безусловно, имеют свою специфику. Проведенное нами исследование показывает, что в национальных улусах и наслегах, где, как правило, сохраняются локальные культурно-исторические традиции, историческая память, свойственные этносу способы мышления и деятельности - практически не встречается ситуация «культурного вакуума» С другой стороны, определенные формы организации образования (сети, кооперация, социальное партнерство) создают условия для перехода ситуации из одного типа в другой, с большими шансами на успех. Отдельно взятая сельская школа находится в ситуации «культурной пустыни». Но в условиях сетевого взаимодействия, активного обмена культурно-образовательными инициативами, в контексте всего «культурно-исторического улуса» и его современного места как инновационного образовательного центра республики, оказывается, что маленькая, удаленная сельская школа находится скорее в ситуации сконструированного культурного центра. Принципиально, что в этом случае изменяется само понятие «культурного центра»: традиционное представление о нем как о единственном, статичном трансформируется в представление о множественности и подвижности центров, дистантно-сетевом характере деятельности, в более широких рамках которой могут быть решены и проблемы организации дифференцированного и профильного обучения в сельской местности.  

Вообще, следует подчеркнуть, что современные задачи модернизации системы образования в целом и сельской школы, в частности, неправомерно рассматривать вне конкретного анализа условий ее деятельности, типа социокультурной ситуации, в которой она находится. Так, реструктуризация  образовательных учреждений в сельской местности должна иметь разные подходы в ситуации «культурного центра» и «культурной пустыни» Следует помнить о катастрофических последствиях закрытия малых школ. В то же время, чтобы решить задачи, например, введения профильного обучения, вовсе не обязательно осуществлять укрупнение, концентрацию ресурсов в едином центре – на практике существуют десятки разных форм и моделей решения этой задачи  с помощью сетевой организации образования [5], выездной школы, соединения стационара с элементами заочного и дистантного образования, использования блочно-модульной системы, индивидуальных образовательных программ и многих других, уже показавших себя на практике форм и методов обучения.

Как свидетельствует опыт работы с разными педагогическими  и управленческими коллективами, корректная диагностика ситуации и использование адекватных стратегий и средств способствует, порой, эволюции самого типа социокультурной ситуации школы в направлении к более перспективной. Мы разделяем точку зрения, состоящую в том, что априори безнадежных ситуаций нет, и от самой школы и ее окружения, партнеров, образовательного сообщества, во многом, зависит состояние и перспективы развития образования в конкретном районе и населенном пункте.

Наряду с этими, основными типами ситуаций, существует множество «смешанных», «промежуточных», сложных.  Применительно к сельской местности зафиксированы и описаны ситуации «мимикрии культурного центра», «социокультурного разлома», «герметического новаторства», «неопознанного педагогического объекта», «сельской школы - центра социально-экономических инициатив» и другие [7, c. 53-57].

Так, ситуация социокультурного разлома достаточно типична для современной системы школьного образования с ее усиливающимся расслоением, социальной сегрегацией. Она характерна для той ямы, которая сегодня все более углубляется в образовании разных слоев населения - бедных и богатых, сельских и городских, центра и национальной окраины, и сама по себе таит большую опасность. Необходим углубленный анализ этой ситуации, выработка возможных стратегий выхода из нее. Примечательно, что в некоторых частных случаях решения находятся. Так, действующие в областных и районных центрах гимназии и лицеи, по сути, «отсасывают» одаренных детей из сельской местности, что приводит к еще большему обеднению и деградации социальной среды села и сельской школы. Практика, однако, показывает, что это далеко не единственный способ решения проблем талантливой молодежи.  В Якутии государственная программа развития детской талантливости предполагает десятки и десятки разных направлений и форм работы с детьми, включая, деятельность физико-математического Форума «Ленский край», мощное развитие олимпиадного движения, творческих мастерских и летних лагерей, заочные формы обучения, индивидуальные программы развития и т.д. Причем,  та же областная или райцентровская гимназия может выступать и выступает в качестве ресурсного, консультационного и научно-методического центра, способствующего развитию разных форм образовательной деятельности талантливых сельских школьников.     

В последние годы в образовании в разных районах страны складывается ряд новых социокультурных ситуаций, которые нуждаются в углубленном анализе и осмыслении. Например, сельская школа как центр культуры (ситуация 70-80-х гг.),  оказалась затем, середине 90-гг., едва ли не единственным центром занятости населения, в начале же 2000-х - начали проявляться признаки новой ситуации, которую можно назвать «школа – центр социально-экономических инициатив» Ее суть состоит в том, что в условиях продолжающейся миграции сельской молодежи, с одной стороны,  и изменения, с другой - представлений о качестве образования обостряется необходимость создания рабочих мест, развитой инфраструктуры села. Ее формирование и  образовательное обеспечение  школой и сообществом  - выступает одной из ключевых, жизненно необходимых задач современной социально-образовательной практики. В ряде регионов страны решению этой задачи придается исключительное значение. Например, Концепция обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) предусматривает открытие отделений и мастерских с национальным уклоном, обеспечивающих раскрытие духовного потенциала народа, формирование различных групп вплоть до индивидуальных форм обучения под руководством народных умельцев [7, c.8]. В Якутии народные мастера стали одной из естественных и ключевых фигур образовательного процесса.

Вместе с тем, чрезвычайно важно, что социально-экономические и другие социокультурные инициативы сельской школы не осуществляются в одиночку, они взаимодействуют с экспериментальными площадками, инновационным сообществом, разными государственными и общественными институтами. Именно в этом современном контексте могут быть найдены пути и средства выхода из наиболее трудных социокультурных ситуаций школы, сформированы и реализованы новые стратегии развития образования.

Итак, разным типам социокультурных ситуаций сельской школы соответствуют дифференцированные стратегии ее развития.  Формирование и выбор тех или иных образовательных стратегий, адекватных типу социокультурной ситуации, с одной стороны, и  имеющимся в науке и практике, современным средствам и методам решения образовательных задач, с другой, - выступает фундаментальным основанием конкретной педагогической технологии организации школы в контексте ее социокультурного развития.

 

Список использованной литературы

1. Аверкин В.Н., Цирульников А.М. Управление вариативными образовательными системами. В.Новгород, 1999, с.37-40.

2. Восхождение. Из опыта экспериментальной работы Хара-Алданской школы Таттинского улуса Республики Саха(Якутия). - Якутск, 2004.

3. Восхождение: шаг за шагом. Хара-Алданская средняя школа. - Якутск, 2006.

4. 10 лет Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха(1991-2001). - Якутск, 2001. - С.8.

5. Российское образование. Сетевой подход. - С-Пб., 2003.

6. Цирульников А. М. Вариативная организация и развитие сельской школы. М., 1994, с.56-60.

7. Цирульников. А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. - С-Пб., 2007. - С. 53-57.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Фамилия: Афанасьев

Имя: Афанасий

Отчество: Егорович

Организация: Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Должность: Доцент кафедры методики преподавания математики Института математики и информатики Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.

Ученая степень: кандидат педагогических наук.

Ученое звание: доцент.

Поощрение: Отличник образования Республики Саха (Якутия)

Паспортные данные: 98 02  537175, выданный 11 декабря 2002 года УВД г. Якутска

Место проживания: 677016, г. Якутск-16, ул. Ойунского 24/2, кв. 98.

Домашний телефон: 32-06-42.

E-mail: afanegaf@mail.ru