Ворожейкина О.И.

 к.п.н. доцент каф. «Декоративное искусство и дизайн»

Западно-Казахстанский государственный университет г.Уральск

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В настоящее время быстрое развитие компьютерных технологий и расширение их возможностей привело к тому, что компьютер стал использоваться практически во всех областях деятельности человека. В сфере дизайна, изобразительного искусства, проектной графики компьютеры активно помогают выполнять не только рутинные, трудоемкие работы, но и творческие.

В современном обществе все больше внимания уделяется проблеме преобразования среды обитания человека в условиях технократической цивилизации и оторванности его от природы. Многие аспекты этой проблемы могут быть успешно решены лишь при условии повышения общей, в том числе и эстетической, культуры всего общества. Сложность адаптации к переменам в быстро меняющемся мире, развитие новых технологий и форм искусства отразились в многообразии взглядов и оценок перспектив развития эстетики и культуры (В.В. Бычков, Й. Де Мул, В.Н. Князев, В. Конекна, Н.В. Мань­­ковская, А. Эрь­я­вец и другие). Особенно большое внимание уделяется эстетическому развитию и воспитанию молодежи (В.М. Быстров, Е.И. Замятин, Н.И. Кия­щен­ко, Е.И. Кор­­зинова, В.С. Кузин, Б.М. Не­менс­кий, О.Б. Ставрова и другие).

Компьютерное проектирование синтетическая отрасль знаний, соединяющий знание, технологию и эсте­тику рисунка, живописи, кино с компьютерными технологиями, поэтому при обучении важно поставить акцент на синтез и взаимообогащение искусства и техники. Таким образом, наряду с общими целями ставятся вполне традиционные для культурологического, художественного курса задачи развития сопереживания, отзывчивости, художественной эрудиции. Конструированию в собственном воображении художественных образов, идей объектов, а также обучение собственно художественному восприятию, представляющему обогащение созданного образа за счет его авторского видения. Так как программные средства являются средством создания произведений искусства и различных отраслей дизайна, необходимо учитывать опыт тради­ционного художественного образования то есть: развивать умение анализировать объекты; совершенствовать навыки общения по проблемам искусства и дизайна; развивать умение сопоставлять различные виды искусства, осознавать их связи;  разрабатывать и уметь использовать и воплощать собственные впечатления в профессиональный и художественный опыт; формировать умения выражать свои впечатления с помощью визуальных образов. Активизируя визуальное восприятие, развивая навык перевода визуальных образов в вербальные и их анализа, компьютерные технологии могут сыг­рать огромную роль в природосообразном развитии личностных, общеинтеллектуальных и профессиональных способностей. На кафедре «Декоративное искусство и дизайн» изучаются различные дисциплины, основанные на использовании компьютерных технологий. Есть и курс, предназначенный для более глубокого ознакомления с различными программами компьютерной графики - «Профессиональная компьютерная программа». Студенты осваивают необходимые навыки работы на компьютере с использованием современного программного и аппаратного обеспечения, а также получают необходимый теоретический материал по аспектам связанным со специализацией («Дизайн интерьера», «Графический дизайн», «Промышленный дизайн»), приобретают навыки работы с компьютерными специализированными программными продуктами, в соответствии с выбранной специальностью.

Проводимые нами исследования опираются на следующую последовательность задач раз­работки образовательной технологии по  применению програмных средств в профессиональной подготовке дизайнеров: апробирование различных форм и структур курсов компьютерной графики с точ­ки зрения достижения целей профессионального образования; апробирование созданной нами методики обучения, включающей методы обучения, те­ории и технологии профессиональных программ, изучение затруднений студентов и нахождение путей преодоления этих затруднений; создание методических пособий для преподавателей и обучающих материалов для студентов. К базовым целям преподавания относятся: развитие коммуникативных способностей; формирование критического и креативного мышления обучаемых; обучение восприятию информации с экрана, перекодирование визуального образа в вербальную знаковую систему; оценка качества информации, выработка умений избирательности при «потреблении»информации; повышение общекультурного уровня обучаемых; творческое освоение художественных возможностей средств компьютерных технологий и психологии восприятия визуальных сообщений.

Множество целей задает последовательность этапов обучения: овладение техническими навыками рисования и проектирования с использованием профессиональных пакетов программ; изучение законов создания художественного образа в произведении выполненном с применением ПК; значение теоретических основ дизайна; оценка качества визуальной информации, выработка умении избирательности, критического
и креативного мышления; развитие творческого потенциала с помощью программных средств.

Необходимость и актуальность данной технологии продиктована современной жизнью. Тематика профессионального обучения предусматривает знакомство и изучение различных программных средств, используемых в профессиональной работе, разработка проектов с учетом специфики профессии.

Студенты всех специализаций могут использовать 3D-графику и Flash - анимацию для представления проектов на итоговых просмотрах и защитах курсовых и дипломных проектов по спец.дисциплинам. Оформление планшетов по спец.дисциплинам происходит  с использованием пакетов CorelDRAW, Corel PHOTO-PAINT, Adobe Photoshop, Ilustrator - представляется идея проекта, демонстрируются знания о правилах и приемах композиции, законах колористики, особенностях формы и конструкции проектируемых объектов.

Трехмерное моделирование применяют во многих сферах дизайнерской деятельности. С его помощью решается проблема представления объёмного изображения в пространстве. Среди множества 3D - пакетов, наиболее популярным является 3D Studio MAX. При рациональном применении новых и улучшенных средств модификаторов, дающих полный контроль над внешним видом сложной модели, можно эффективно реализовать любые творческие замыслы в процессе компьютерного проектирования интерьеров, мебели, сувениров, ювелирных изделий. Архитектурное проектирование предполагает большую самостоятельную работу с необходимой информацией: СНиПы, ГОСТы и т.д., которые помогают изучить специализированные программы. При работе над проектом студенты приобретают профессиональные навыки по оценке: потребностей заказчика, эргономических требований; функциональной нагрузки и конструктивных возможностей помещений. В программах AutoCAD, 3D Studio MAX, ArhiCAD, Architectural Destop в процессе работы над проектом студенты обучаются выстраивать технологическую последовательность автоматизированного компьютерного проектирования, приобретают умение и навыки выполнения дизайнерских проектов в постоянно обновляемых, изменяющихся версиях компьютерных графических программ. Использование компьютерных технологий в проектировании дает студентам значительно больше времени и возможностей для развития образного мышления и творческих способностей. При работе над заданием соблюдаются основные требования к проектной документации, обеспечиваются требования «заказчика» к формированию внутреннего пространства, учитываются факторы, влияющие на интерьер, такие как: местоположение здания, природный ландшафт, ориентация помещений, особенности объемно-пространственной структуры интерьера, зонирование основных помещений, наличие коммуникаций, санитарно-гигиенические требования и т.д.

Для развития навыков создания электронных приложений, учебных пособий, WEB – дизайна, изучаются основы Macromedia Dreamweaver, Macromedia Authorware, Macromedia Flash Professional. Поэтому по окончании изучения ряда спец.преметом на старших курса мы рекомендуем составлять студентам электронное личное портфолио, задачей которого в рамках профессиональной подготовки является «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, формированию мотивации достижений, «поднимает» познавательные интересы до научных образцов, а так же становится определяющим моментом при последующем устройстве на работу.

Изучение компьютерные технологий, применяемых в профессиональной рекламной деятельности предполагает освоение технологии работы с наиболее распространенными музыкальными и видео программами, такими как музыкальные редакторы - Cakewalk Pro Audio и Cubase, звуковой редактор - Sound Forge, нотная программа - Finale, программа работы с видео - Premiere. При работе в этих программах студенты могут не только с помощью нот, сэмплов и различных инструментов сочинять музыку и ролики, но и подвергать их последующей обработке (добавить эффекты, вырезать ненужные фрагменты, написать текст к своей мелодии и распечатать ее вместе с нотами, удалить шумы и т.п.).

Дается обучающий обзор по принципам работы в пакетах прикладных программ наиболее часто используемых в практической деятельности по отраслям. В которых можно сконструировать  и оформить средовой дизайн (ландшафт, интерьеры, архитектура и планировка индивидуального жилья), выполнить моделинг и дизайн объектов, осуществить раскрой, составить смету и график заказов, разработать конструкторский модуль, поработать с богатыми библиотеками готовых изделий. Проектирование мебели, одежды, дизайн интерьеров: Planit Millenium BRW 7.0, Базис-конструктор-мебельщик 6.0, K3 мебель 5.1, Kitchen, Kitchen-Draw 4 3D, Лира 9.0, АССОЛЬ-ДИЗАЙН, Novart Pro, Pro 100, B-cad 3.8 (мебельщик, салон), Adasoft Room Arranger v3.7, Outline3D 4.5, 3D-FLAT, 3D-CONSTRUKTOR. Для проектирования окон, дверей, сантехники: OptimaWin 3.0, Fenster Designer 1.6, Супер Окна 5.0 + 1CD готовых макетов, Reynal, Маэстро; программы оптимизации раскроя листовых материалов: Woody 2.0 + Sawyer, Cutting2, Bestcut, Astra-d, 2d-place, Раскрой v6.30.96. Программы расчета работ и составления смет: АВК-3 вер. 2.1.1, 1C:РАРУС-мебель (склад), Зодчий 2.10, TDMS, Тендер Контракт 4.11, Гранд Смета. Конструирование лестниц: StaireCase Compass 9. Проектирование шкафов и шкафов-купе: Конструктор шкафов-купе, Furniture 2.0, eXponentR Furniture Designer 1.05.1, расчёт и проектирование шкафов 1.0.2.12. Для архитектуры, строительства, дизайна экстерьеров и ландшафтов: К3-КОТТЕДЖ, ArCon+ 4.02 Plus, Home Plan Pro v4.5.17, 3DHome Architect Deluxe RU, Autodesk Architectural Desktop, МОНОМАХ 4.0, Наш Сад 6.0 Омега, FloorPlanR 3D Design Suite v8.0, Пруск 2.0, СпИн 2.0, Варкон 2.0, Profilmaker 5.1, Speedikon A6.0. Расстановка, визуализация и расчет освещения помещений и фасадов зданий: Lightscape 3.2. Так, широко используемая для дизайна обуви, одежды и мебели программа «Ассоль-Дизайн» – инструмент для дизайнера на производстве – позволяет по одной только фотографии модели создать виртуальный каталог этого изделия в других тканях. Виртуально поменять цвет или рисунок обивки модели, сохранив полную иллюзию реальной фотографии.  Исходным материалом служат изображение моделей, а также фотографии или сканированное изображение рисунков тканей и кож.  Можно создавать библиотеки моделей и тканей, добавлять к ним технические характеристики, цены, которые закладываются предварительно, автоматически общитываются и выводится стоимость изделия. Предварительная обработка фотографии модели выполняется всего один раз и включает обводку отдельных деталей модели и нанесение основных направляющих трехмерной сетки. Также можно на имеющейся форме изделия нарисовать и декоративные членения деталей.

Учебно-профессиональная деятельность студентов по учебно-методическому обеспечению графического об­разования имеет развивающий характер, потому что она содержит творческие идеи, реализация которых требует от студентов нетривиальных поворотов мысли, обдумы­вания, умственной самостоятельности. Личностно ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов, представляющей учебно-познавательную ценность, выводит ее на позицию личной значимости для каждого из них, а это, в свою оче­редь, способствует повышению активности и творческого начала, проявляющегося в любой форме деятельности.

С графической подготовкой также успешно могут ас­социироваться курсовое проектирование, подготовка к олимпиадам и конкурсам, опытно-конструкторская работа. В ходе исследования по совершенствованию обуче­ния студентов графическим дисциплинам нами замечено, что включение элементов исследовательской работы в определенные виды учебных занятий, учебно-методическая, опытно-конструкторская работа, а также специальные творческие задания способствует развитию креативных способностей студентов.

В целях расширения кругозора и углубления знаний в течение учебного года организуется работа студентов с разработанными нами авторскими электронными учебниками по работе в различных профессиональных программах, успешно внедрены разработанные нами обучающие материалы нового поколения – мультимедийные электронные учебники «История, теория, методика, практика дизайна», «Реклама – теория и практика», «История материальной культуры», «Современный дизайн», «Учебно-методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ специальности «Дизайн» и «Декоративное искусство»» и др., организуется посещение интернет-конференции и форумов по компьютерной графике и дизайну, готовятся доклады и сообщения на научно-практических конференциях.

Подготовленные нами студенты на престижных 2-ой и 3-ей Международных (спонсоры Autodesk, Softline) и 15-ой и 16-ой Всероссийских олимпиадах по компьютерной графике в г. Нижний Новгород,  заняли: в 2005 г. - 2 место в номинации «Компьютерный дизайн» - получен диплом международного авторизированного центра УНЦ КГГ и приз университету - лицензионное программное обеспечение AutoCAD; 5 место в номинации «Виртуальное моделирование (3 D MAX)”- получен диплом международного авторизированного центра УНЦ КГГ, личное благодарственное письмо за руководство и подготовку команды от ректора НГТУ; в 2006 г. - 1 место в номинации «Галерея исскусств (3 D моделирование)»- международной диплом Autodesk, диплом Всероссийской олимпиады и приз университету - лицензионное программное обеспечение 3 Ds MAX; 5 место в конкурсе «Виртуальное моделирование (3 D MAX)» - диплом международного авторизированного центра УНЦ КГГ; 5 место в конкурсе «Архитектурное моделирование в программе ADT» - диплом международного авторизированного центра УНЦ КГГ. личное благодарственное письмо за руководство и подготовку команды от ректора НГТУ.

Осуществляется плодотворное сотрудничество по разработке, использованию программных средств в профессиональной подготовке, автор осуществляет преподавание в филиале Международного обучающего центра мультимедийных технологий АРТЕСН (Индия).

Перечисленное подтверждает актуальность выбранной нами темы правомерность методики практического использования программных средств в профессиональном дизайнерском образовании.