Г.П.Глушкова

                                               Курский государственный университет

                                                                  кан.пед.наук

 

Воплощение идеи народности воспитания в образовательном процессе

Наш век — век информации. Её потоки всё с но­вой силой обрушиваются на нас, а мы, порой не имея времени не то что окунуться в эти потоки, но даже совершить в них лёгкое омовение, жадно продолжа­ем следить за новыми и новыми сведениями — как бы не отстать, не сбиться с новейшего курса, не упу­стить что-либо важнее.

У англичан есть талант создавать оре­ол традиции даже вокруг самых обычных вещей. Казалось бы, что может быть естественнее, чем попить чаю между обедом и ужином. Но сделать из этого ритуал «файв-о-клок» додумались толь­ко жители Туманного Альбиона. Не уди­вительно, что в России многие очарова­ны «английским стилем жизни». Ведь он позволяет в современном бешеном рит­ме двигаться без суеты, с достоинством, не теряя ощущения ценности каждого момента.

Для того чтобы жить в «английском стиле», совсем не обязательно переез­жать в Англию. Потому что важно не где жить, а как жить. Это самое «как» созда­ётся из  множества деталей, среди кото­рых нет неважных или второстепенных.

В период научно-техниче­ской революции информация становится синонимом научного прогресса.

Действительно, появление всё новых научно-тех­нических понятий, реалий, фактов требует опера­тивного умножения словесных наименований. Если многие слова и выражения, связанные с традицион­ным бытом, веками жили в народной речи почти без изменений, то терминология современной техники и науки меняется буквально на глазах.

Вот почему столь велика роль специальной терминологии в науке и технике. Вот почему многие уверены, что основная функция язы­ка— номинативная, назывная, терминологическая.

К.Д. Ушинский впервые указал на такую сторону род­ного языка, как народность. Он писал, что «в языке оду­хотворяется весь народ и вся его родина». Называл родной язык лучшим выражением народа. Поэтому считал, что лучшее и верное средство проникнуть в характер народа — это усвоить его язык. Связь языка с народом, по его мне­нию, настолько велика, что «когда исчезает народный язык, — народа нет более».

Родной язык занимает особое,   центральное    место    в педагогической системе К.Д.Ушинского. «Наследуя слово от предков наших, — писал он, — мы наследуем не только средство передавать наши мысли и чувства. От всей жиз­ни народа это единственный живой остаток на земле, и мы — наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа».  Чувство ответ­ственности за состояние и развитие родного языка и речи должно владеть каждым его носителем и обществом в це­лом.

Между тем русский язык переживает сейчас не луч­шие времена, что связано с социальными изменениями в стране. Две опасные тенденции наблюдаются в настоящее время: волна заимствований, бесконтрольно хлынувших в речь, и поток сниженной, жаргонной лексики, грозящей перейти в разряд общеупотребительной. В силу этих обсто­ятельств основной, богатейший словарный фонд языка ста­новится  всё менее     востребованным,    суживается объем лексики в активном употреблении. В разряд редких и за­бытых переходят народно-поэтические слова, старославя­низмы, придающие речи высокую, торжественную окрас­ку, названия реалий народного быта.

Тревожная ситуация  и в школе: дети с трудом понимают язык фольклора, худо­жественных произведений прошлого века. В этих условиях следует по-новому оценить роль и место уроков родного языка и литературы, чтобы не прервалась связь между нынешним и прошлыми поколениями, осуществляемая пре­жде всего через слово. На помощь должны прийти учеб­ные книги К. Д. Ушинского, использование которых, в чи­сле прочих положительных результатов, даёт возможность обогатить словарный запас школьников, привить им лю­бовь к родному слову, почувствовать вкус к народной речи. Книги для школьников, составленные великим педаго­гом, являют собой образец системного подхода к изучению лексики, чего, к сожалению, недостаёт современным учебникам.

Достоинством книг Ушинского является сочетание об­разовательного и воспитательного элементов. По мнению нашего соотечественника, обучение в чистом виде вненационально и аморально, «обучение само по себе, вне вос­питания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не прино­сящая. Поэтому обучение должно служить не только пе­редаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нрав­ственному развитию чувств и воли человека». Всё это в русле сформированного в государстве исторического и на­ционального характера.

«Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши, — обращался русский педагог к детям. — Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими во­дами, выучила своему языку, как мать, защищает и бере­жёт нас от всяких врагов, и, когда мы уснём навеки, то она же и прикроет наши кости. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у че­ловека родная мать — одна у него и родина».

Возрождение русской школы немыслимо без использо­вания учебных книг Ушинского, в которых так актуально звучат вопросы и ответы о воспитании у учащихся любви к родине, к своему народу, к его историческому прошлому, о формировании их духовности на лучших традициях на­родной культуры, средствами родного языка народного творчества, отечественной истории.

Ещё один английский принцип – всему своё время. Есть время для работы и время для отдыха. На работу оно как-то само находится, а вот отдыхать современ­ный человек и не умеет. Чаще всего вече­ра он проводит на диване перед телевизо­ром. В этом нет ничего плохого, если отдыхать так иногда, для разнообразия. Но как следу­ет расслабиться, зарядиться энергией, получить хорошие эмоции на диване невозмож­но. Для этого нужны и физи­ческие нагрузки, и друже­ские встречи, и маленькие домашние праздники с их традициями и обычаями. Чтобы соседство игр, физических упражнений и производственного труда, что составляет сущность образовательного процесса, ребёнок получил дома, а то, чего он недополучил в образовательном учреждении, может компенсировать внешкольное образование.

Это тоже очень по-английски. Англичане уверены, что у каждого человека  должно быть дело для души — его хобби. Это позволяет ему самовыражаться, развивать творческие способности, постоянно развиваться и открывать в себе новые грани.  Человек должен попробовать себя в разных областях и найти свой талант. 

«Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях, — писал Ушинский...—иде­ал этот у каждого народа определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием» [Т. 2, с. 122].

«Воспроизведение идеала» в современном подрастаю­щем поколении проявляет комплекс проблем, связанных как с созданием условий для систематического самораз­вития ребёнка, так и с развитием творческого мышления, совершенствованием профессионального мастерства, лич­ности педагога. Развивающиеся сегодня учреждения допол­нительного образования пытаются создать условия для развития у каждого ребёнка не только функциональной грамотности, умения адаптироваться к изменяющимся ус­ловиям жизни, но и обрести тот творческий потенциал, который соответствует его возможностям, научиться этот потенциал расходовать.

Процесс социализации будет более эффективным, если решить проблемы профессиональной подготовки и совер­шенствования деятельности будущих педагогов.

Не секрет, что педагогические институты, колледжи, да и университеты готовят в основном педагогов-предметников, ориентирован­ных на образовательную школу. В учреждения же допол­нительного образования дети приходят часто после труд­ного школьного дня, и поэтому организация работы в круж­ке, секции, студии требует от их руководителя не только знаний педагогики, методики воспитательной работы, но и психологии, умения создать на занятиях активную твор­ческую обстановку.

Многие учителя и воспитатели, основываясь на принципе народности, взятом  у великого русского педагога К.Д.Ушинского, ведут воспитательную работу  с учётом русских народных традиций, обычаев и обрядов.

Педагогическое наследие основателя русской народной школы остаётся наглядным пособием и научным руководством для многих научных исследований и методических рекомендаций. Вот только необходимо нам всем не забывать об очень важном принципе обучения, выдвинутым К.Д.Ушинским, принципе народности, чтобы мы сами не забывали, кто мы, откуда и в каком государстве живём, и в нужной степени донесли это до наших воспитанников.