Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия, Республика

Башкортостан

 

Принципы создания и раскрытия характеров  в романе Г.Гайнуллина «Ветер в спину»

Тематика, проблематика, система образов романа, концепция личности и истории, сюжетно-композиционная структура  позволяют отнести роман «Ветер в спину»[1] к социально-исторической разновидности большого эпического жанра. Основу сюжета составили большие и малые события, произошедшие в жизни башкирского народа почти за полстолетия – с начала ХХ века и до конца Великой Отечественной войны.

В романе нашли отражение такие события истории, как русско-японская война 1904-1905 годов, первая русская революция, столыпинская реформа, первая мировая война, события 1917 года, гражданская война, коллективизация, сталинские репрессии, Великая Отечественная война. При этом сверхзадачей автора является изображение судеб героев на этом большом историко-социальном фоне, формирование их характеров под воздействием среды, показ  взаимообусловленности частного и общего, личности и истории. Поэтому роман временами приобретает черты историко-документального, хроникального повествования, которое сменяется трогательно написанными страницами о частной жизни героев, чья жизнь, судьба совпали с переломными моментами истории. Весь путь, пройденный героями из народа, начиная с первых стихийных выступлений в годы первой русской революции и до Октября 1917 года, мыслится и изображается автором как путь очищения, путь к свободе и счастью. На страницах романа показана беспощадная борьба классов, и поэтому основным композиционным приемом является антитеза, проявившая себя еще в начале повествования. Уже первые страницы, посвященные жизни башкирского села, изобилуют картинами и образами-антиподами, создающими атмосферу социальной напряженности, тяжелого, беспросветного существования бедноты и сытой, праздной жизни баев.

Художественная структура первой части романа определена стремлением писателя воссоздать дореволюционную жизнь башкир. Среди многочисленных персонажей выделяются образы бедняка Курбана и Вильдан-бая. Выпукло, колоритно нарисован образ бая. В его лице автор создает тип эксплуататора, ради личной славы и богатства не гнушающегося ничем: ложью, шантажом,  интригами, убийством. Своими руками или при помощи наемников он расправляется со всяким, кто вздумает идти ему наперекор, осуждать его поступки и действия. На его совести смерть отца и матери Курбана, плотника Байгужи и его семьи, а также других жителей деревни Карагул.

На другом полюсе жизни – Курбан, образ которого воплощает черты той части крестьянской бедноты, которая после длительного и нелегкого пути к осознанию своего истинного положения поднялась на борьбу с эксплуататорами и обрела свободу ценой многочисленных потерь и жертв. Курбан, оставшись сиротой, батрачит у Вильдана. Безвыходность положения заставляет его терпеть унижения, оскорбления, побои, глумления бая, молча и покорно нести бремя байского слуги. Кровожадность, жестокость, бесчеловечность Вильдана особенно ярко проявляются в эпизоде, когда он за небольшую провинность отрезает подростку Курбану ухо. Не случайно Вильдан уподобляется черной грозовой туче, темным силам, несущим людям страх, разрушение, страдания и гибель. Его литературная родословная - в образах помещиков-самодуров, созданных русскими и другими писателями. В башкирской литературе ярким воплощением такого типа является образ Ниязгола из романа «Иргиз» Х.Давлетшиной.

Страницы, посвященные Курбану и другим представителям народа, вводят читателя в духовный и материальный мир простого человека с его тревогами и надеждами, страданиями и печалями, скромным бытом, наполненным каждодневным тяжелым физическим трудом, заботами о куске хлеба. Эти места романа пронизаны мотивами безвыходности и тоски, авторским сочувствием к героям. Несколько раз дается описание домашней обстановки крестьянской избы. Вот покосившийся, почти сросшийся с землей дом вдовы  Байгужи: прохудившаяся соломенная крыша, низкий потолок, земляной пол. В доме почти нет мебели, в углу грязная постель, воздух наполнен тяжелым запахом, а на крылечке убитая горем вдова и дети-сироты. И словно коршун, здесь появляется Вильдан, чтобы рассчитаться с ней за работу мужа. Хитрый бай преподносит честно заработанное плотником как проявление своего милосердия, как милостыню, жестоко обманывая и обирая осиротевшую семью. Чтобы ярче показать жестокость, алчность, цинизм бая, автор доводит эти его черты до гиперболизации, создавая обобщенный социальный тип.

На примере жизни и судьбы своих героев автор показывает, как отзвуки больших исторических событий доходят и до отдаленного башкирского села. Люди наслышаны о выступлениях рабочих против царя, крестьян против помещиков, про Кровавое воскресенье. Основная масса людей, как видно из повествования, еще не понимает сути происходящих событий и готова поддаться провокациям. Стихийные выступления бедняков Вильдан использует в своих корыстных целях, направляя гнев и ненависть народа против своего соседа-соперника – русского помещика Тимофея. А в дальнейшем сам же выдает зачинщиков в руки прибывших карателей.

Изображая жизнь конкретной семьи, исследуя конкретный характер, писатель приходит к обобщениям, показывает различные тенденции в жизни, в психологии людей. Путь простого бедняка к осознанной борьбе против социального угнетения, к активному общественному протесту наиболее ярко изображен через образ Хайбуша. Батрак Вильдана, не выдержав издевательств,  уходит в город, становится рабочим-большевиком, активным подпольщиком. По заданию партии возвращается в родное село Карагул, где распространяет листовки, проводит агитационную работу среди односельчан. Первые уроки политической грамотности от него получает и Курбан.

Если в первой части романа события носят более локальный характер и сконцентрированы вокруг деревни Карагул, то во второй части они обретают все большую масштабность и широту. Герои включены в водоворот исторических событий - первой мировой войны, революции, гражданской войны. Реалистически, порой с элементами натурализма воссозданы картины бескомпромиссной, беспощадной борьбы двух миров – старого и нового. Концентрированным выражением этого является эпизод смертельной схватки двух кровных врагов: Вильдана и Курбана. Смерть бая от рук его бывшего безропотного слуги, ставшего на путь борьбы за свое счастье, призвана символизировать победу светлого над темным, гнетущим, зловещим, воплощением чего выступает Вильдан. Автор не упрощает ситуацию, показывая, что жестокое время не щадит ни правых, ни виноватых. На глазах сына  зверски убивают Курбана, на полях гражданской войны погибает его близкий друг, наставник Хайбуш. Так в романе через трудную судьбу героев отражена сложность, противоречивость общественно-политической ситуации той эпохи.

Дальнейшее повествование сосредоточено вокруг личности сына Курбана Юаныса, молодость которого пришлась на годы коллективизации. В его облике автор рисует своего рода башкирского Павла Корчагина, бескомпромиссного, целеустремленного, требовательного, порой даже беспощадного к себе и другим. Став во главе комсомольской ячейки села, затем вожаком молодежи своего уезда, он находится постоянно в гуще событий. Здесь автор вновь прибегает к приему антитезы. Полной противоположностью, антиподом Юанысу является Ильяс, друг его детства. Дальнейшее раскрытие их характеров идет в плане противопоставления. В Ильясе писатель рисует социальный тип приспособленца, карьериста и подхалима, ищущего везде свою выгоду, ради этого готового предать даже любимого человека. Благодаря своей изворотливости, Ильяс занимает руководящие посты; даже потерпев очередное фиаско, вновь пробирается к цели. С его образом в романе связана тема сталинских репрессий. Став офицером НКВД, Ильяс подвергает арестам, пыткам даже близких ему людей. Хотя этим страницам романа присуща некоторая прямолинейность, публицистичность и тенденциозность в изображении характеров,   но зловещая атмосфера тех лет передана правдиво и убедительно.

Серьезным испытанием моральных качеств и физических сил героев стало их участие в войне. Автор ставит их почти в одинаковые экстремальные условия, ситуации выбора, в которых те или иные качества героев проявляются с наибольшей полнотой. Например, во время атак врага Ильяса охватывает  ужас и страх, герой теряет самообладание. Спрятавшись на дне окопа, он молит бога о легком ранении и, получив его, стремится, во что бы то ни стало, продлить свое пребывание в госпитале, всячески препятствуя заживлению раны. Окончательную утрату героем истинных человеческих качеств автор показывает тогда, когда он опускается до членовредительства с целью получения инвалидности.

Война застала Юаныса на Дальнем Востоке. Он добровольцем отправляется на фронт; участвует в сражениях под Москвой, Сталинградом, Курском. За проявленный героизм, отвагу становится кавалером двух орденов Славы. Будучи тяжело раненым, не долечившись, он вновь просится на фронт.

Конечно, военные эпизоды в романе занимают незначительное место, показаны фрагментарно. Главное для писателя не создание захватывающих батальных сцен и картин, а характеристика героев в ситуации нравственного выбора. Описание их поведения и действий в этих условиях стало последним штрихом в создании их образов, психологических портретов. Так, внешне привлекательным, но внутренне пустым и ничтожным проходит через страницы романа Ильяс, в облике которого автор рисует тип карьериста, морально нечистоплотного, корыстного и малодушного, постепенно деградириующего человека.

Параллельно с нравственным падением Ильяса происходит возвышение личности Юаныса, продолжателя дел своего отца, при любых обстоятельствах остающегося верным своим жизненным принципам, - честным, самоотверженным, человечным. Действия, поступки героя соотнесены с его внутренней жизнью, убедительно мотивированы. Это видно в эпизоде, когда Юаныс принимает решение закрыть грудью фашистскую амбразуру. Автор не доводит своего героя до этого шага, но вся логика его характера, его душевный строй говорят о том, что это не сиюминутный порыв, а естественный для него, обдуманный поступок.

Роман Г.Гайнуллина примечателен незамысловатостью сюжета, задушевностью, простотой рассказа о людских судьбах, о чаяниях, надеждах людей из народа. Автор обнаруживает хорошее знание жизни, обычаев, бытового уклада простых людей. Запоминается описание праздника сабантуй.  Средствами художественной изобразительности хорошо передана атмосфера всеобщего веселья, радости, азарта. Вместе с героями читатель следит за главным видом состязаний – конскими скачками, переживает за Курбана, участвующим в них со своим любимым конем. Органической частью рассказа о героях стали пейзажные описания, создающие картины малой родины, дополняющие и расширяющие психологические характеристики персонажей. Роман содержит языковые обороты, взятые из крестьянской речи, что выступает эффективным средством характеристики героев. Следует также отметить, что, отдельные главы романа несколько растянуты, не лишены черт натурализма, что, видимо, объясняется стремлением автора более подробно, детально обрисовать обстоятельства, условия жизни, повлиявшие на судьбу, на формирование характеров героев.   

                                     Примечания

          1. Гайнуллин Г. Ветер в спину (на башк. яз) // «Агидель». - 1998.- № 2.- С. 31-78;  № 3.- С .68-112;  № 10.- С.1-1-140;  № 11.- С. 99 -145.