“Филологические науки” 9. Этно-, социо- и психолингвистика

 

Д.ф.н., профессор Н.В.Дмитрюк

Международный Казахско-турецкий университет  им. А.Ясави, Казахстан, Чимкент

 

Язык как механизм трансляции

этнического сознания и самосознания

 

Этническая природа языкового сознания обусловлена пониманием феномена человеческого сознания, функционирующего в интракультурной среде, где отличия «своего» и «чужого» социокультурного опыта проявляются наиболее явственно. Проявление такого, этнически отличного от других, самосознания (самоощущения) обеспечивает адекватную деятельность психических и ментальных систем представителя определенной этнической общности, развитие его когнитивных способностей, а также его взаимодействие с окружающим миром с целью приспособления к нему, своеобразной адаптации или его изменения согласно личным представлениям человека о нормах и условиях совместного проживания. В результате такого «приспособления» сформированные в этническом сознании «картины мира», «образы сознания» могут трансформироваться, корректируя отражение реального мира в «зеркале» собственных внутренних ощущений и понятий,  как бы «раскрашивая этот реальный мир в соответствии со своим мировидением в разнообразные этнокультурные цвета» [Мельникова 2003].

В этой связи возникает вопрос: когда, на каком этапе движения от мысли  (образа) к слову мир понятий «одевается» в этническую форму?

Без сомнения, именно язык как основной этнодифференцирующий признак любого этнокультурного сообщества с помощью системы своих значений и ассоциаций создает этническую неповторимость, именно язык «раскрашивает мир в этнокультурные цвета».

Вместе с тем, язык хотя и основной, но не единственный компонент этнической культуры. Феномен этноса заключается и в поведении его членов, его психологии и ментальности, в поступках и взаимоотношениях, что отражается и закрепляется в национальных традициях (устойчивых элементах культуры), обычаях (традициях в соционормативной сфере культуры), в быте и повседневном поведении (принятых в определенном социуме нормах общения), в национальном искусстве и проч.  При этом, «язык и культура не могут быть причиной этнической общности, они служат лишь ее  индикатором»[Фесенко 1999, 48].

В контексте речевой деятельности вербальные формы рассматриваются как специфические формы закрепления в языке содержания мыслительных образов, в силу чего язык иногда называется косвенной формой отражения реальности.

Движение от мысли к слову обусловлено активизацией целой системы компонентов, обеспечивающих в форме образов, схем, символов, фреймов и пр. - чувственное отражение реальной действительности в сознании, реализуемое в интенциях речевого высказывания, в формировании замысла речевого сообщения. Этот процесс свойственен представителям любого языкового (этнического) коллектива, ибо он имеет надэтническую природу. Этнокультурную выраженность трансформируемая мысль приобретает в процессе вербализации.

 Таким образом, язык служит основным отправным моментом движения мысли и способом ее выражения; язык опосредует также контроль за процессами самосознания и самоощущения. Следовательно, язык не только соотносится с мыслительными процессами, но и обусловливает субъективные состояния языкового сознания и самосознания.

С помощью языка расширяются сферы познания человека; язык – инструмент порождения, хранения и трансляции нового знания; одна из его главных функций и заключается в трансляции смысла, представляющего собой «основное измерение человеческого бытия и сознания» [А.Н.Леонтьев 1975, 86]. Сознание представителя определенной этнической общности воспринимает окружающий мир соответственно сложившимся в этой общности правилам и нормам.

Понятие «этнического сознания» необходимо дополняется понятием этнического самосознания, трактуемого нами как осмысленное восприятие людьми отличительного положения своей этнической общности в системе отношений с другими этносами, осознание своей принадлежности к данному этносу и пониманию его интересов. «Этническое самосознание, безусловно, связано с процессом выделения этноспецифических элементов духовной и социальной культуры, и, фиксируя этнопсихологические характеристики, оно определяет психологическое противопоставление одной этнической общности другой» [Фесенко 1999, 49].

Потребность ощутить себя в некотором «своем» пространстве, физическом и социальном, есть потребность самоидентификации с социумом, где жизнь любого индивида регулируется одними и теми же нормами, теми же привычками и условностями. Такая потребность может носить и надэтнический характер (ощущение принадлежности к определенной макроструктуре общества – государству), но коренится такая потребность в природе архаического этнического сообщества, в глубинах истории развития человеческого общества и сохраняется на разных этапах его развития.

 Этническому сознанию свойственна универсальность отражения этнического бытия, охватывающего все формы его осознания и отражения.

Таким образом, язык, ориентированный на описание ментальных процессов, является одним из основных механизмов трансляции этнического сознания и самосознания личности и этноса в целом.

 

Литература

1.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.

2.     Мельникова А. Язык и национальный характер. – СПб, 2003.

3.     Фесенко Т.А. Этноментальный мир человека: опыт концептуального моделирования. – Автореф. дисс. … докт. филол. наук. – М., 1999.