Филологические науки/9. Этно-, социо- и психолингвистика

Магистр филологии Каирова М.К.

Инновационный Евразийский университет, Казахстан (Павлодар)

Лексико-фразеологические способы репрезентации эстетической оценки глаз человека в русской языковой картине мира

 

Научный интерес к данной проблеме обусловлен тем, что среди всех типов ценностей привлекающих наибольшее внимание  - это ценности, связанные с природой человека. Восприятие красоты того или иного объекта, как правило, сопровождается оценкой его эстетических качеств как полезного/бесполезного для человека, приятного/неприятного.

Материалом исследования являются фразеологические единицы, паремии, народные сказки, народные песни и т.д., т.е. те произведения, в которых отражено не авторское, а народное видение мира. «За каждым жанром фольклора – живая история народа, глубокая диахронная многослойность, корни, уходящие в бесконечность времени, мифологическую прапамять». [1, 6]

В качестве объекта для анализа выбраны тексты устного народного творчества русского языка со значением эстетической оценки внешности человека.

Наблюдения над фактическим материалом показали, что эстетическая оценка дается общему виду человека, либо внимание представителя той или иной культуры акцентируется на отдельных частях облика. Внешний облик человека, отраженный в наивной картине мира русского народа со значением «красивый», складывается из 6 составляющих: Голова и ее части: лицо, глаза, брови, нос, зубы, волосы

Нами будут рассмотрены одна из составляющих облика человека – это глаза.

Глаза – важнейшая часть головы и лица человека, который будет охарактеризован по четырем признакам:

- по выразительности;

- по размеру;

- по цвету.

Происхождение этого слова М.Фасмер объясняет следующим образом: глаз – род.п. глаза, др.-русск. глазки стекляныи «стеклянные шарики» (Ипатьевская летопись под 6622 г. см. Срезневского). Связано, очевидно, с польским glaz «камень, скала», glazny «гладкий, ловкий». Вероятнее первоначальное значение «шар» или «камень». Значение «глаз, око» [2, 409].

Синонимический ряд данного слова с аксиологическим значением и стилистической окраской мы представим в таблице:

 

Слова-синонимы

Аксиологическое значение

Стилистическая окраска

глаза

+

Нейтр.

очи

+

Возвыш. / нейтр.

бураклы

Разг.

гляделки

Просторечн.

мигалки

Просторечн.

бельмо

Груб.-просторечн.

зенки

Груб.-просторечн.

 

Из синонимического ряда отмечаем, что  «глаза, очи» имеют аксиологическое значение со знаком «+». Очи в современном языке приобрело приподнятый несколько возвышенный характер, но в поэтической речи употребляется иногда в качестве полного эквивалента слова глаза. Например, … перед ним такая красавица, что век бы очей не отвел, все бы смотрел да смотрел! (сказка «Поди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что» с.169); [Еруслан] Лицом он был румян, … , имел очи светлые («Сказка полная о славном и сильном витязе …», с.379); Король приказал позвать служивого перед свои  светлые очи (сказка «Окаменелое царство», с.320); звездисты очи, рассыпчаты и т.д. Очи – это глаза человека, причем красивые, большие, выразительные. Именно по очам можно судить о состоянии человека, они как орган индикатор: видна печаль по ясным очам; И личиком бела и с очей весела.

В ряду синонимов в русском языке лишь стилистически нейтральное слово глаза обозначает орган зрения любого живого существа.

Эстетическая оценка глаз человека в русском сознании запечатлена в следующих описаниях: Плачь неумолимую –

                               В ясны очи, черны брови (заговор);

Ай, у солнышка очи ясные, очи ясные распрекрасные (народная песня); Буйная головушка с плеча свалилася, ясны очи погубилися (былина Егорий и змей); Да княгиня подсобила. Завела под лоб ясные очи, опустила белые ручки (Сказка Звериное молоко с. 156), Голова-то как пуговка, глаза-то как луковки (Русск. эротический фольклор с.175). В этимологическом словаре М.Фасмера слово ясный имеет следующее толкование: укр. ясний, далее в польском jasny отсюда «ясная просека», «ясная звезда», в праславянском языке * (j)ĕsnъ, родственно лит. Áiškus «ясный, четкий», др.-инд. Yaças ср.р. «великолепие, пышность, блеск» отсюда явственный. Далее, ясный имеет синоним светлый – о дне, ночи и т.п. наполненный светом, сиянием солнца или луны, звезд. [3, 398] Процесс осознания себя  среди окружающей действительности и определения себя как личности человек начал с ощущений, возникающих непосредственно через органы чувств и части собственного тела. С помощью этих «инструментов» познания человек стал ориентироваться в пространстве и во времени, выражая свое отношение к миру. Касаясь народной концепции человеческого тела в русской традиции, В.Н.Топоров отмечает, что в народном восприятии человеческого тела прослеживаются элементы системы: тело-нечто целостное, его части и органы (составляющие)-элементы этого целого. Это системность, восходящая к мифологической картине мира и всему, что из нее вытекает человек отождествлял свое тело со Вселенной. Структурные элементы в модели человеческого тела имеют соответствия в макрокосмосе и тождественны им: плоть-земля, кровь-вода, глаза-светила, голова-небо и т.д.                                                               

С целью выявления семантической структуры слова произведем компонентный анализ значения слова ясный. Словами близкими к данному по значению, т.е. слова из того же семантического поля, которые могут использоваться применительно к тем же объектам и явлениям, являются: ясный, выразительный, светлый, лучистый. Выявим круг объектов, которые могут описываться с помощью отобранных слов. Как отмечает И.М.Кобозева «При этом эффективный метод состоит не в том, чтобы перечислять сотни приемлемых атрибутивных словосочетаний с данными словами, а в том, чтобы найти такие контексты, в которых та или иная единица либо неприемлема совсем, либо выглядит необычно, странно».

а) ясный (-ая, -ое, -ые) – небо, день, ум, выражение лица, глаза;

б) выразительный (-ая, -ое, -ые) – взгляд, стих, контур, глаза, черты;

в) светлый (-ая, -ое, -ые) – день, ум, кожа, глаза, волосы;

г) лучистый (-ая, -ое, -ые) – глаза;

Сравним ясный и выразительный, мы видим, что выразительный обязательный компонент значения ясный, оба выражают четкость выражения предмета.  К тому же в слове ясный есть дополнительное значение светлый (небо, день).  Сравнивая ясный и светлый, мы обнаруживаем выражение не только света, светлости, но и цвета объекта (волосы, глаза, кожа). Сравнивая ясный и лучистый, мы видим источник света (глаза), характеризующий их как чистые прозрачные, в остальных атрибутивных словосочетаниях этого  не наблюдаем. Таким образом, перечисление существенных признаков репрезентанта эстетической оценки глаз человека ясный дает возможность говорить о таких признаках как:

-    выразительность;

-    цвет;

-    источник света.

Когда речь идет о красивых выразительных глазах имеет место и описание глаз по размеру, т.к. выразительными могут быть только глаза большие по размеру.

В примере из былины «Про соловья Будемировича» находим:

Вместо очей было вставлено

По дорогу каменю яхонту;

Вместо бровей было прибивано

По черному соболю якутскому.

Яхонт-это древнерусское название некоторых драгоценных камней как рубина, сапфира и т.д. [6, 1603], в свою очередь сапфир-это минерал, голубого или синего цвета. Оценивая глаза по сходству цвета камней, неба, цветов и т.д., наверняка, представители, русской национальности имели глаза голубого и (или) синего цвета. Можно утверждать, что в силу этого в русской языковой картине мира эталоном красивых глаз являются глаза со всеми оттенками синего, голубого цвета, в современном языке существуют репрезентанты эстетической оценки глаз человека как синие глаза; голубые глаза; глаза василькового цвета, глаза, как небо (небесный цвет), цвет моря и т.д. Здесь мы наблюдаем  сравнение с объектами природы, процесс сравнения был еще присущ первобытному человеку, как отмечает М.М.Маковский, «Человек представляет себе, что его жизнь и жизнь природы - одно … Уже на наиболее ранних этапах развития человечества наблюдается тесная связь человека с природой». [7, 21]

В.А.Маслова пишет «поскольку 80% информации о мире приходит через глаза, они считаются важнейшим из органов», поэтому  им приписывается таинственная магическая сила. В.Даль в словарь пословиц и поговорок русского народа включил некоторые суеверия и приметы. черный глаз опасный, бойся черного да кариего глаза; Глаз не чист, не хорош, черен; Избави нас, боже, от лыса,  коса, кривоноса. На Руси «дурным»  глазом считался косой, черный  глаз, поэтому в народе говорят, Черный глаз, карий глаз-минуй нас!. Вера в дурной глаз родилась тогда, когда мир, по представлениям древних был населен духами. Однако до сих пор при плохом самочувствии мы говорим: это сглаз, кто-то сглазил, не добрый глаз поглядел.

 Характеризуя глаза по признаку источник света, необходимо указать на то, что древние считали небесные светила, солнце и луну, глазами на челе божества [7, 210], поэтому в описании глаз имеет место имплицитное сравнение со свойствами солнца и луны, которое  манифестируется словосочетанием лучистые глаза, ясные глаза т.е. глаза, которые излучают свет, яркость, прозрачность, ясность. Эти признаки имеют аксиологическое значение со знаком «+». А оценка глаз, репрезентированная в лексеме мутный, имеет знак «-», т.к. теряет свои положительные эстетические качества например: Мутно его око помутилося, его царско сердце разгорелося  (Грозный царь Иван Васильевич, с.226); Как тут ясные очи замутилися, белые ручки опустилися (Михаил Скопин-Шуйский, с.278).

Далее, обязательным атрибутом красивых глаз являются брови, ресницы Брови соболиные, очи соколиные, ... (похоронное причитание, 119)

Кругло, горбато, кругом мохнато (загадка, 124), Правда, княгигня была красавица черноброва, да уж не кстати спесива (Звериное молоко, 156); Брови соболиные, очи соколиные; Очень миленький хорош-чернобров, душа пригож (крестьянская песня) т.е. положительно эстетичными считаются черные, густые брови. В свою очередь черный цвет в языковой картине мира русских репрезентируется в следующих сравнениях: черен как сажа, как уголь, как смоль, как ворон, как ночь, как земля, чернее грязи, сажи, угля и прочее.

Таким образом, обрабатывая фактический материал, мы пришли к выводу, что в русской наивной картине мира независимо от пола лица красивыми являются большие, выразительные, ясные, по цвету голубые  и (или) синие глаза с черными, темными густыми бровями.

Итак, каждый язык отражает определенный способ восприятия и устройства мира, или языковую картину мира. Проблема осмысления языковых единиц как структур представления знаний, отраженные в языке, дают возможность судить о ментальной модели действительности. Именно через лексику языка мы полно познаем национальную и языковую картины мира.

 

Литература:

1.      Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис: монография/Под ред.З.Кабдулова.-Алматы: Қазақ университеті, 1999.

2.      Этимологический словарь Фасмера. Москва, 1968.

3.      Словарь синонимов русского языка в 2-х томах, Академия наук СССР Институт русского языкознания гл. редактор А.П.Евгеньева.

4.      Топорова Т.В. О древнеисландских формулах хаоса и конца мира и их индоевропейских соответствиях // Вопросы языкознания, 1994-№4.

5.      Кобозева И.М. Лингвистическая семантика-М.: Едиториал УРСС, 2004 (новый лингвистический учебник).

6.      Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова.-М.: Советская энциклопедия, 1989.

7.      Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов – М.:Гуманитарное издательство, центр ВЛАДОС, 1996.

8.      Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Прогресс. Универс, 1994.

9.      З.К.Темиргазина. Оценочные высказывания в русском языке, Павлодар, 1999.