Панина Светлана Ивановна

 

Соискатель Российского университета дружбы народов, г. Москва

 

ДЕТИ КАК НОСИТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Современное развитие общества требует новых подходов к изучения феномена детства, исходя из допущения о том, что мир детства – особая социальная структура, дети – как отдельная социальная группа, а каждый ребенок активно действующий субъект. Будучи действующим субъектом, ребенок аккумулирует, адаптирует и активно использует социальную информацию, формируя собственное мнение, изучение которого позволяет получить объективную информацию не только о мире детства, но и об интересах, потребностях, целях, идеалах самого ребенка, тем самым, прогнозируя социальную позицию будущих членов взрослого мира.

«Устойчив и распространен стереотип:

детство – всего лишь подготовка к жизни,

свой мир, автономный от взрослого.

Но очень плохо мы знаем его, мало вглядываемся,

прислушиваемся к детским настроениям,

нуждам, мечтам, не часто верим в их возможности»

Э.С. Соколова, В.М. Лихачев [5; C.46]

С чего начинается изучение мира детства? Пожалуй, с допущения того, что «мир детства массивно и несомненно реален». [1; C. 221]

Если он реален, то ему свойственны все те черты, которым наделен и мир взрослых. Однако прежде чем делать выводы, имеет смысл подойти к рассмотрению мира детства с позиции научно-теоретического анализа.

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. По словам Д.И. Фельдштейна, «главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе детства и установление особенностей его движения к взрослому миру».[6;с.10]

Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир.

Речь идет об отношении мира взрослых к детству как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а «социальное явление», «развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и прочим социальным состояниям, в которых взаимодействуют дети и взрослые».[6;с.21]

Мир детства – неотъемлемая часть социальной и культурной жизни, тесно взаимосвязанная и взаимодействующая с миром взрослых и при этом имеющая свои отличительные черты. Для детей свойственна особая субкультура, характеризующая наличием собственного языка, моделей поведения, наличием определенных ролей и статусов. В мире детства существуют свои собственные правила поведения, методы поощрения и наказания. Для детей, также как и для взрослых свойственны формальные и неформальные объединения, в которых имеются свои лидеры, обладающие определенным стилем управления. Как видно, мир детей представляет собой копию мира взрослых. Социальная структура детства практически является отражением того, что происходит во взрослом мире.

Периодически взрослые даже не замечают насколько дети копируют модели поведения и переносят их в свое «детское» пространство. С одной стороны освоение социальных норм и правил общежития является неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка и процесса социализации, с другой стороны использование стериотипов взрослого поведения принимает гротескную форму в связи с тем, что по сравнению со взрослыми дети более жестки и жестоки, в то же время они в большей степени справедливы и честны.

Итак, мир детства – это отражение мира взрослых, в свою очередь дети представляют собой особую социальную группу, а ребенок выступает не как объект воздействия, а в качестве действующего субъекта.

На каких основаниях можно считать детей социальной группой? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим понятие социальной группы и ее основных характеристик.

Социальная группа – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

В качестве внешних отличительных признаков социальной группы можно выделить:

1)                 статику существования социальной группы, которая проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме;

2)                 определенный набор социальных норм, институциализацию ценностей, репродуцируемых групповым контекстом;

3)                 ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Попадают ли дети под обозначенное определение социальной группы?

Во-первых, дети – относительно устойчивая совокупность людей. Они тесно взаимодействуют друг с другом и со взрослыми и характеризуются набором определенных норм и ценностей. В зависимости от конкретного исторического периода дети аккумулируют те социальные установки и моральные императивы, которые являются приоритетными. В каждый конкретный исторический период отношение к социальному статусу детства определяется, исходя из особенностей общественного развития, социально-классовой структурой, религиозными, культурными, этническими и другими традициями. В зависимости от стадии развития общества в целом (а конкретно мира взрослых) изменяется отношение к ребенку. Если проследить исторически обусловленную модификацию отношения к ребенку, то выделяются следующие стадии: дети не признаются членами общества; дети признаются зависимыми, подчиненными членами общества; дети обладают «отсроченным» статусом, они лишь будущие члены общества; дети – ученики, воспитанники; дети – развивающиеся личности; дети – равноправные члены общества. Несмотря на различные подходы к восприятию детей, детство как социальное образование является реальностью, локализованной во времени и пространстве и обладающее специфическими характеристиками.

Во-вторых, для детей характерна определенная субкультура. Наличие игровых форм, детского фольклора, «секретного» языка, свойственного детям независимо от смены членов группы свидетельствует об устойчивых социальных нормах и институциализации ценностей.

В-третьих, наблюдение за детьми позволяет выделить ролевую структуру, характеризующую строгим упорядочиванием и требующую соблюдение этого порядка всеми членами группы.

Таким образом, можно утверждать, что дети – это особая социальная группа, члены которой являются субъектами социального взаимодействия.

Поскольку дети являются активными действующими субъектами и включены в непосредственное конструирование социальной реальности  отношение к ним со стороны исследователей должно претерпеть существенные изменения. При всей разноплановости и многообразии подходов к исследованию детства общим, пожалуй, является то, что всегда предпринимается попытка исследовать реальный процесс социализации ребенка, в котором неразрывно сливаются две составляющие фундаментальные величины: социум и культура. При этом необходимо отметить, что в ходе исследований непосредственный носитель основных характеристик процесса социализации – ребенок  воспринимается исключительно как объект социального воздействия. Нельзя отрицать того факта, что дети как социальная группа и детство как социальная категория активно трансформирующийся элемент общества, на который оказывают влияние агенты социализации и непосредственная структура общественных отношений. В процессе социализации неразрывно сливаются несколько факторов: общество, культура, способность родителей ввести ребенка в социум, окружающее информационное пространство – все это формирует личность, накладываясь на особое отличное от взрослого восприятие окружающей действительности.

Для понимания различий в восприятии социальных явлений обратимся к когнитивной теории развития Ж. Пиаже. Одно из предположений его теории заключается в том, что стремление ребенка к освоению новых знаний и опыта связано с их самостоятельным конструированием. Пиаже рассматривал ребенка, как конструктивиста – «организм, который действует в соответствии с информацией о новых объектах и событиях, и, таким образом, начинает понимать их существенные особенности. Детские конструкты реальности (т.е. интерпретации объектов и событий) зависят от знаний, доступных в данный момент: чем более незрелая когнитивная система ребенка, тем более ограничена его интерпретация событий».[7;c.335] Это хорошо заметно, если проанализировать высказывания детей, связанные с собственными наблюдениями или реакцией на действия взрослых.

Например,

«Бабушка (видя, как малыш играет деньгами):

-  Захар, ты, наверное, в банке работать будешь?

Трехлетний Захар, не отрываясь от своего занятия, искренне так удивляется:

-  Ты что, бабушка, я же в нее же не влезу!».

Наблюдение четырехлетней девочки:

«Если я потеряю одну туфельку, буду Золушкой, а, если две – Элли».[9]

Как видно из приведенных примеров, ребенок делает важные предположения, которые доминирует в его попытки понимания и доступны для осмысления и адаптации. Анализ подобных высказываний, порой, вызывающих у взрослых снисходительные улыбки, позволяет своевременно отследить возможные отклонения в процессе социальной адаптации и провести необходимые корректирующие действия и мероприятия, помогающие ребенку достичь когнитивного баланса.

Ребенок с позиции полноправного члена общества предстает как действующий субъект со своими потребностями, интересами, установками. В процессе своего развития ребенок аккумулирует информацию из внешнего мира – мира взрослых – и адаптирует  ее согласно своим коммуникативным и когнитивным способностям. Так или иначе, ребенок становится обладателем социальной информации, преобразованной согласно формирующейся жизненной позиции и адаптированной на основании приоритетных нравственных ценностей и моделей поведения.

В процессе жизнедеятельности, взаимодействия с другими детьми и взрослыми, влияние агентов социализации, социального конструирования у ребенка вырабатывается собственное отношение к тем или иным социальным явлениям и процессам.

Так, в работе Сары МакКрэм и Лот Хью «Как интервьюировать детей: пособие для журналистов» приводится следующий пример:

«Во время проводившихся нами опросов детей мы поразительно часто слышали такие замечания: «Впервые нас спрашивают, что мы думаем». А одна необычайно развитая и умная девочка 10 лет от роду, живущая в Северной Ирландии, сказала: «Я никогда никому не говорила, как отношусь к столкновениям в Белфасте. Ничего хорошего, думаю, от них не будет, но навряд ли кто-нибудь станет прислушиваться к словам детей».[3;с.9]

Возникает вопрос: почему же никто не предоставляет возможность детям рассказывать то, что они думают, переживают, какие выводу делают? Ведь в некоторых вопросах дети намного осведомленнее взрослых. Они лучше чувствуют и знают, почему дети становятся беспризорниками, насколько несчастен ребенок без родителей и насколько бывают счастливыми дети-инвалиды.

В большинстве случаев взрослые изначательно знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Но так ли правдивы знания взрослых о мире детей и так ли достоверна информация, на основе которой принимаются решения, спсобные улучшить жизнь ребенка?

Ребенок будучи действующих субъектом, активно вовлеченным в процесс конструирвания социальной реальности, обладает собственным запасом социальной информации, изучение которой видится как основополагающий момент не только для получения полных и адекватных знаний мире детства, но и для вопросов социального прогнозирования, поскольку сегодняшние дети – это завтрашние политики, экономисты, социальные работники, избиратели, военнослужащие.

Литература

 

1.                 Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. М., «Медиум», 1995.

2.                 Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.

3.                 МакКрэм Сара, Хью Лотт Как интервьюировать детей: руководство для журналистов и других. – Москва, 2000.

4.                 Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.

5.                 Соколова Э.С., Лихачев В.М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения // Советская педагогика. – 1990. -  №9. – С. 47-53.

6.                 Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.

7.                 Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. 976 с. С. 335.

8.                 Щеглова С.Н. Социология детства. М., 1996.

9.                 Десткий портал «Солнышко»: http://www.solnet.ee/sol/013/h_000.html