Г.В. Слепухина

Магнитогорский  государственный университет

Особенности ценностных ориентаций современной

молодежи

Переход от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда сопровождается большими трудностями. В первую очередь эти трудности связаны с изменением норм и ценностей (не только социально-экономических, но и психологических), моделей поведения, приводящих к успеху в современных условиях. Изменения экономических и социальных условий жизни повлекли за собой так же переоценку социально желательных качеств личности и признаков социальной успешности.

То, что недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, начинает либо полностью отвергаться, либо вызывать сомнение в их «полезности» и значимости. Д.А. Леонтьев отмечает, что для современного российского общества характерен ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие социальные патологии, возникающие в связи с разрушением ценностной основы [9]. Утрата веры в старые ценности приводит человека к негативным переживаниям, к тому, что окружающий мир воспринимается как чуждый и враждебный.

Именно в этих условиях проходит личностное становление современной молодежи. Ко всем возростно-психологическим трудностям, которые испытывают молодые люди, добавляются трудности, обусловленные сложной социальной ситуацией развития. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что молодые люди с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Социальные преобразования привели к тому, что ценностные ориентации, свойственные старшему поколению, оказываются недейственными в современных условиях. С одной стороны, это связано с тем, что изменились представления о социальной успешности и значимости, а с другой стороны, представители старшего поколения не воспринимаются как авторитетные субъекты идентификации. Причиной низкого авторитета может быть то, что сформировавшись как личности в советский период они не приобрели потребности самим выбирать собственные жизненные ценности, самим строить свои жизненные планы, при этом готовы некритично принимать как истинное, как необходимое, как свое то, что дается откуда-то сверху. Абулия (отсутствие воли) была мало заметна во времена, когда ценности и цели навязывались сверху, более того, она создавала определенный внутренний комфорт. В постсоветский период, когда старая система ценностей оказалась разрушенной и ушло само «навязывание» целей и ценностей, возникли трудности, прежде всего психологические, связанные с несформированностью потребности и способности к самостоятельной постановке жизненных целей, осуществлять личный, свободный выбор. Выступая как родители, такие взрослые привели к появлению среди молодых людей, тех, которые «ничего не хотят» или «не знают, чего хотят» [2].

В этой ситуации молодежь уже не может в готовом виде принимать ценности, транслируемые старшим поколением. На первый план начинают выходить ценности, транслируемые средствами массовой информации (телевидение, видеофильмы, газеты и журналы для молодежи, Интернет), ближайшим социальным окружением (друзья, сверстники), литературой и искусством. Это обусловило появление ряда особенностей психологических характеристик ценностных ориентаций современной молодежи. Наиболее значимыми среди них выступают:

- заземленность желаний и мечты, которые носят прагматичный характер;

- отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам;

- будущее представлено прагматически;

- в ценностных ориентациях не выражены такие личностные качества, как стремление принести пользу обществу, бескорыстие, взаимопомощь.

Поскольку ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений, то кризис слыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей, ведущий к кризису идентичности, нередко сопровождается духовным вакуумом. Результатом этого является деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, перспектив будущего и ответственности, позитивных представлений о субъекте идентифицирования.

Такую ситуацию определяют как нахождение человека в бифуркационном поле. В период жизни общества, когда образовались «ценностные бифуркационные поля», на которых сходятся разнонаправленные ценностные слои, неизбежными являются метания человека в поисках социокультурного ориентира, часто приводящие к растерянности, опустошению, нигилизму. Это может являться одной из главных причин возникновения иррациональной агрессивности, привязанности к силовой модели взаимодействия, которые выступают как защитные модели поведения, суицидальные настроения [1].