Абдикадырова Н.Ж.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова, Казахстан

Этнокультурные традиции в живописи Южного Казахстана

 

         Этнокультурные традиции казахов оказали глубиные воздействие на профессиональное изобразительное искусство Казахстана в целом и Южном регионе в частности. В творческой практике художников разных поколений традиционные ценности, критерии и идеалы были трансформированы, интерпретированы и адаптированы к новым формам художественного самовыражения.

         Знаменательность данного процесса подчеркивается условиями становления и формирования профессионального искусства в Казахстане. Социо-культурный вектор, существовавший  в период интенсивного появления и  развития живописи в 30-е годы, во моногом приводил нациоанльные культуры к позиции отказа от собственных традиций. Общая европеризация мирового культурного констекста, усиление западного влияния в большинстве регионов востачного мира в ситуации советского Востока усуглублялись существованием идеологического режима социологического государства. Тем не менее, процесс взаимообмена влияниями, даже состоявшисьв условиях жесткого перссинга власти, происходил в соотвествии с общими закономерностями развития культуры и не исключал разнообразного действия в ней механизмов преемственности.

         Изучение проблемы художественного видения в Южном Казахстане в аспекте взаимодействия с  традиционным сознанием определило константный фактор связи  современных произведений живописи с миром духовных ценностей, приоритетов и предствалений казахов. Инновационнная для Казахстана профессиональная живопись возникла в Южном регионе в 30-е годы на определенной культурной почве, обусловленной географической средой обитания этноса, исторической судьбой, типом хозяйства, социальным укладом, религией и психологией.

         Можно сказать, что профессиональная живопись сформировала в Шымкенте среду, где начался особенно интенсивный взаимообмен духовными, идейно-нравственными, эстетическими ценностями, где открылся бесконечный путь художественных взаимовлияний, взаимообогощений, взаимоотрицаний. Сформировалась среда, где извечный диалог Запада и Востока продолжался в атмосфере наколенной социальными, идеологическими перегибами, где и был создан феномен казахской национальной художественной школы. Сформировавшись в течении нескольких десятилетий конца 20 века, школа живописи Южного Казахстана отразила самобытную систему ценностей и создала узнаваемый изобразительный язык. В результате плодотворной деятельности нескольких поколений живописцев  превратились в художественное явление, адекватное этнокультурной традиции казахов, выражающие своеобразие духовного опыта народа.

         В специфике трансформации традиции в станковой живописи отразилась динамика сознания разных генераций художников, осваивающих вечно новую действительность в сверке со шкалой «старых» ценностей. Критерии времени, идеи и идеалы, переживаемых нацией жизненных ситуации и периодов всякий раз находили  свое воплощение в живописи в непрерывном диалоге с устойчивыми традиционными воззрениями. Вся эта сложная картина не упращалась и параллельноведомым диалогом с классическими традициями мировой живописи, а на данный период и инновациями мирового искусства.

         Обращение к традиционному мировоззрению народа, как к духовной почве, имело в живописи Шымкента свои узнаваемые черты и особенности. В живописи возникли и укрепились сквозные темы, проявились специфические архетипы сознания, сложлась своеобразная художественная поэтика в организации пространства холста, где претворились самобытность традиционного уклада, мышления, душевного склада и мировосприятия казахов.

         При этом не только тематика, но и духовная проблематика современной живописи укоренена в традиционном сознании. Свойственная ему сакрализация бытия, осуществлявшаяся через ощущение сопричастности обыденной жизни высшим , космическим сферам, трансформировалась в живописном искусстве в потребность в широкомасштабном обобщении, тяге к универсальной постановке проблем, поискам экзистенциональной  сути существования, образном  синкретизме. Все эти факторы породили в живописных полотнах наших художников особое художественное пространство, где временной фактор играет ведущую роль, а стериотипы  традиционного художественного мышления, эстетических канонов, норм и взглядов проявились в условно-метафорических, знаково-символических формах.

         В предыдущих десятилетиях закодированные в культурном наследии этноса, традиционные духовные понятия не были ментально и инетеллектуально вычленены.

         Процесс сохранения и возвращения, как самих  традиционных предствалений, так и обостренного интереса к нм, в казахское изобразительное искусство нового века, начат и продолжен именно творческими видами деятельности, в том числе и живописью.

         Нами были сделаны выводы: особенности интерпретации пространственных представлений и специфики мировосприятия в творчестве Южно-Казахстанских живописцев находятся в определенной зависимости от социально-исторического, индивидуально-творческого фактора, а также от уровня национальной художественной школы.

         Была сделана попытка рассмотреть профессиональные методы и способы построения живописного пространства на современном периоде как органичный этап развития национальной культуры, сохранающей, несмотря на свою инновационность и социальные потрясения века, глубинную преемственность со своими древнейшими истоками, самобытным художественным видением и системой духовных ценностей народа. Мы считаем, что выдвинутая концепция мировоззренческой связи современной казахской живописи традиционным сознанием как с духовной почвой профессионального искусства, абсолютно верна.

         При всей пластической формальной разнице в методах построения пространства у всех художников Южного Казахстана действует механизм внутренней, духовной, мировоззренческой преемственности и, именно он способствует сохранению и развитию самобытной национальной культуры казахов на разных витках ее развития.

 

Литература:  

1.     Алехин А.Д.  Изобразительное искусство. Москва 1984 г.

2.     Грачев Г. Жизнь художественногосознания. Москва 1972г.

3.      Сергей Калмыков Альбом. Текст. Алматы: Өнер, 1991.

4.     Васильев С. Теория отражения в художественном творчестве. Москва. Прогресс 1975.