История/2.Общая история

Нурлигенова З.Н., Коровина Н.Н., Калашникова Е.

Карагандинский государственный технический университет, Казахстан

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ В 50-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

С древнейших времён и до наших дней музыкальное искусство играет большую роль в духовном развитии человека. По тому, как развивалось музыкальное творчество, можно проследить изменения в общественно-политической и культурной жизни населения, проанализировать исторические события, так как в текстах песен и мелодиях отражаются темы, актуальные в определённый период, а также вопросы любви, дружбы, тема Родины, великих личностей и т. д.

Начало 50-х годов прошлого столетия ознаменовано попытками реформирования тоталитарной системы, либерализации политической жизни, отказом от репрессивной политики. Особо следует сказать о «целинной эпопее» и музыкальном творчестве именно в этот период. Широко известная песня, где глубоко отражается тема целины – это произведение  «Едут новосёлы», в которой поётся о «боевом» настрое добровольцев на большую работу по созданию совхозов в казахских степях.

О музыкальной культуре Казахской ССР 50-х годов прошлого века писали такие известные музыковеды, как Ю. П. Аравин «У истоков современного уйгурского симфонизма», «К истории песенного симфонизма», «Степные созвездия: Очерки и этюды о казахской музыке», «Куддус Кужамьяров»; А. В. Кельберг «Е. Г. Брусиловский», «Как научиться слушать и понимать музыку», «В мире чарующих звуков»; М. Ахметова «Песня и современность», «Традиции казахской песенной     культуры» и др.

В 50-х годах ХХ века музыкальная культура Советского Казахстана добилась заметных успехов. Это было связано с профессиональным ростом молодых композиторов, дирижёров, певцов, пианистов, скрипачей и музыковедов. Складывались художественные коллективы Казахской государственной капеллы, Государственного ансамбля песни и танца Казахской ССР. О подлинной зрелости казахской музыкальной культуры свидетельствовали значительные успехи в создании таких крупных жанров искусства, как опера и симфония. В Казахском академическом театре оперы и балета имени Абая сложился коллектив дирижёров, певцов и музыкантов. Особо выделялись такие мастера, получившие всеобщее призвание, как Е. Серкебаев, К. Кенжетаев, А. Круглынский, дирижёр В. Чернов, солисты балета Д. Абаров, Ю. Ковалёв, Р. Тажиева и др. [1, с. 350]

Одним из видных композиторов симфонического жанра    рассматриваемого периода был К. Кужамьяров. Исполненная на смотре в Москве его поэма для симфонического оркестра «Ризвангуль» была удостоена Государственной премии в 1950 г. Кужамьяров К. стал первым уйгурским профессиональным композитором, чье творчество получило столь высокое признание. Уйгурская музыка, столетиями существовавшая как искусство устной традиции, обрела новое направление в творчестве К. Кужамьярова, так как он сумел воплотить в ней все имеющиеся в мировой музыкальной культуре жанры, создавая сложные полотна, современные по духу и стилистике.

В казахской опере 50-х годов прошлого века явственно ощущается не только активный поиск новых интонаций, новых форм и средств выразительности, но и стремление отойти от традиционно-этнических сюжетов, приблизиться к типажам современности. На такой почве были созданы опера «Дударай» Е. Брусиловского, уйгурская опера «Назугум» К. Кужамьярова. При различии сюжетов обе оперы объединяет идея освободительной борьбы. Русская девушка Мария и юная уйгурка Назугум каждая по-своему борются за  утверждение светлых идеалов равенства и подлинного счастья, дружбы народов.

В этот период особого внимания заслуживает вклад Казахского Государственного Академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы в развитие музыкального искусства рассматриваемого периода. Первым руководителем оркестра был композитор и фольклорист Ахмет Жубанов. С самого начала работы с оркестром Ахмет Куанович проявил себя как талантливый организатор, дирижер, страстный пропагандист казахской народной музыки. Ахмет Жубанов стоял у истоков профессионального музыкального образования, музыковедения Казахстана и оказал заметное влияние на его развитие. Под его руководством и при участии народных кюйши были реконструированы домбра и кобыз и появились оркестровые их виды [2, с. 7]. В разные годы оркестром дирижировали композитор, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат Государственной премии СССР М. Тулебаев, композитор, домбрист, народный артист СССР и Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР Н. Тлендиев и др. В репертуаре оркестра насчитывалось около 2000 произведений отечественных и зарубежных композиторов-классиков: Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Ф. Шуберта, М. Глинки, П. Чайковского и др.

Музыкальное искусство 50-х гг. ХХ века богато известными личностями Казахстана, которые внесли достойный вклад в развитие музыкального творчества. Так, в 1955 году под руководством народной артистки Казахской ССР Лидии Демьяновны Чернышевой был создан ансамбль песни и танца Казахской ССР. Коллектив состоял из молодых выпускников Алматинской и Киевской консерваторий, Ленинградского и Алматинского музыкальных училищ. Концепцией ансамбля были продиктованы требования к участникам коллектива, которые должны были не только уметь танцевать, но и быть посланцами мира, дружбы и единства народов. С первых лет существования коллектив активно участвовал со своей программой в различных фестивалях и конкурсах, становился победителем Всесоюзного фестиваля и лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве в 1957 году.  

Газизу Жубанову по праву можно назвать лидером композиторской школы Казахстана. Напряженные творческие опыты вылились в скрипичный Концерт, который открыл первую страницу истории этого жанра в нашей республике. Сочинение показательно тем, что в нем ярко проявилась концепция всего последующего творчества: отклик на извечные вопросы бытия, жизнь духа, преломленные сквозь призму современного музыкального языка в органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного музыкального наследия. Широта проблем, которая проявляется в творчестве Жубановой, находит отражение и в сфере ее научных интересов: в публикациях статей и очерков, в выступлениях на всесоюзных и международных симпозиумах в Москве, Самарканде, Италии, Японии и др. И все же главным для нее является вопрос о путях дальнейшего развития культуры Казахстана. «Истинная традиция живет в развитии», - в этих словах выражена и гражданская, и творческая позиция Газизы Жубановой.

Творчество Бахытжана Байкадамова – одна из самых ярких и замечательных страниц в истории музыкальной культуры  Казахской ССР в рассматриваемый период. Байкадамов Б. оставил богатейшее      наследие – более 200 ярких и талантливых произведений, композитор старался откликаться на все то, чем жил народ, что его волновало. Его песни – это музыкальная летопись страны, в которой отражены все важнейшие события – военная тематика, казахстанская Магнитка, целина, и многие другие.

Следовательно, в 50-е годы ХХ столетия музыкальная культура Казахстана приобрела современный вид, при этом, не потеряв этнических особенностей. В произведениях исследуемого периода можно встретить как темы, отражающие события 50-х годов ХХ века, так и постановки более раннего времени. Самыми масштабными произведениями, которые получили всеобщее признание, стали «Ризвангуль» К. Кужамьярова, «Амангельды» Е. Брусиловского и М. Тулебаева, так как именно в этих произведениях нашло яркое отражение действительности исследуемого периода.

Литература

1.     Нусупбеков А. Н. История Казахской ССР. – Алматы: Наука, 1980. С. 696.

2.     Нурпеисова Г. Ласточка казахской музыки // Казахстанская правда. 2006, 16 июня.