К.п.н. Хмара Е.В., Шеркожухова А.А.

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, Россия

Роль занимательных задач в обучении информатике.

В школьном курсе информатики в отдельную группу можно выделить различные нестандартные средства обучения, такие как кроссворды, игры, ребусы, занимательные задачи.

К сожалению, мало кто из учителей в настоящее время использует  занимательные задачи, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели. Занимательность при этом проявляется либо в нестандартном представлении данных или способе решения, либо в необычно поставленном вопросе или завуалированных связях между данными.

Занимательные задачи следует отличать от задач с занимательным наполнением. В последних занимательность проявляется либо через сюжетную линию, когда обычные данные облачаются в необычную форму (стихотворная форма, рассказ от первого или третьего лица, реальные жизненные ситуации) или обычными данными следует оперировать в необычных условиях, либо через использование в формулировке условия задачи элементов историзма.

Решение занимательной задачи строится на рассуждении без применения математических выкладок.

Можно выделить четыре основных типа занимательных задач:

1.   Задачи-рисунки - представляют собой рисунки-схемы каких-либо объектов, сделанные в необычайных ракурсах (т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы, как правило, не наблюдаем). На рисунках отображаются только видимые части объектов. Необходимо определить объект и ответить на вопрос: «Что за объект изображен на рисунке?».

Пример 1: Какой объект компьютера изображен на рисунке?

Словесные подсказки.

1) Прямоугольный или квадратный.

2) На нем можно просматривать различную информацию.

Ответ. На данном рисунке изображен монитор (вид сверху).

2.                 Логические мини-задачи - короткие по формулировке задачи, состоящие обычно из одного предложения, вопроса, в котором ключевые данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа.

Пример 2: Какую системную программу  лучше всего применять для набора текстов:

- текстовый редактор,

- табличный процессор,

- систему управления базами данных (СУБД)?

Анализируя условия задачи, обучаемые должны прийти к выводу, что решение зависит от того, для каких видов данных предназначена каждая программа. Табличный процессор предназначен для ввода документов в виде таблиц, СУБД - ориентированны на работу с запросами, формами, модулями. Поэтому лучше всего применять текстовые редакторы, так как они предназначены для набора и редактирования текстов.

3.       Задачи-шутки - задачи с завуалированными некорректно поставленными вопросами, ответы на которые можно дать лишь при определенном уровне знания материала. Обычно такие вопросы базируются на игре слов или многозначности ключевого слова. К задачам этого же типа можно отнести и задачи, в формулировках которых уже заложен правильный ответ.

Пример 3: B 1996 гoдy жypнaл «Koмпьютeppд» пиcaл, чтo «извecтны cлyчaи oпpыcкивaния дискeт бaктepицидными aэpoзолями». Для чeгo?

4.            Задачи с неполным условием. В таких задачах предусмотрен набор данных, помогающих в той или иной степени решить задачу, но часть данных по возможности скрыта от отгадывающего. Большой потенциал для обучения скрыт в задачах именно этого типа. Такие задачи эффективно решать на уроках повторения изученного материала.

Вступив в диалог с учителем, ученику путем задавания вопросов следует получить данные или дополнительную информацию для установления связей между данными. Вопросы ставятся таким образом, чтобы учитель имел возможность давать либо односложные ответы типа «да» или «нет», либо нейтральные ответы типа «вопрос задан некорректно» или «не имеет значения». Ориентируясь на ответы, отгадывающему необходимо выяснить и объяснить описанную ситуацию.

Пример 4. Встретились несколько молодых людей и завели следующий разговор:

- У моей 83, и она дребезжит.

- А у моей 105, но она слишком прыгает на столе.

- Зато у моей 107 и она бесшумная, поддатливая, всегда понимает меня с полуслова.

- А моя — красивая, серебристая.

О чем была беседа?

Ответ: о клавиатуре.

Самый главный вопрос, на который необходимо теперь ответить учителю - когда и где целесообразно применять рассмотренные  виды занимательных задач.

Для этого надо помнить, что занимательные задачи не являются основным стимулом в обучении информатике, средством актуализации знания и повторения материала, отдельными заданиями в самостоятельных и контрольных работах при проверке уровня знаний обучаемых. Как правило, такие задачи используют для эмоциональной разгрузки учащихся.

Перед применением занимательных задач, необходимо определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; ее направленность; как она согласуется с намеченными целями урока; соответствует ли занимательный материал уровню подготовки учащихся.

Применение задач-рисунков дает наибольший эффект в начальной школе, что связано с наглядностью представления данных, а в этом возрасте наглядно-образное мышление учеников доминирует над словесно-логическим. Задачи-рисунки дают положительный эффект в старших классах при обработке навыков построения пространственных объектов, развитии творческого и пространственного мышления.

Логические мини-задачи и задачи-шутки также можно применять уже в начальной школе. В V-IX классах доля задач-шуток постепенно снижается, а в старших классах из этих двух типов задач на уроках применяются только логические мини-задачи.

Задачи с неполным условием наиболее уместны тогда, когда ученики рассматривают ситуацию, где можно выделить несколько причин события. От них требуется предварительная оценка ситуации и выбор наиболее подходящего варианта развития действий, с опорой на ряд критериев, позволяющих сузить зону поиска, сделать его более сокращенным, избирательным.

В начальной школе перечисленные умения начинают только формироваться, а в старших классах они находятся в стадии своего завершения. Поэтому в указанных классах применение задач с неполным условием должно присутствовать, но цели их применения различны: в начальной школе – выработка перечисленных умений, в старших классах – их отработка и закрепление.

Основной объем работы с задачами с неполным условием приходится на среднюю школу – возраст, в котором формируются выделенные умения и навыки.

Подводя итог, заметим, что в настоящее время недостаточно разработок, касающихся занимательных задач по информатике, в основном это небольшие статьи, публикуемые в методических журналах. Это объясняется неоднозначным отношением к их применению и отсутствием строгого обоснования их педагогической эффективности А ведь использование подобных задач на уроках информатики, безусловно, оказало бы положительное влияние на процесс обучения этой дисциплине, сделало бы школьную информатику более привлекательной.

Исследователи-теоретики не верят, что использование занимательных материалов не только активизирует деятельность обучаемых, помогает закреплению знаний о кодировании информации, но и способствует развитию логического мышления, воображения, творчества, умения мыслить нестандартно.

Можно с уверенностью утверждать, что занимательные задачи являются очень эффективным средством побуждения учащихся к учению и значительно оживляют уроки информатики.

Литература

1.          Зубрилин А.А. Занимательные задачи и ребусы в обучении информатике // Информатика в школе (приложение к журналу «Информатика и образование». 2007. №3

2.          Зубрилин А.А., Чаткина И.А. Занимательные задачи в базовом курсе информатики (методологический анализ) // совершенствование учебного процесса на основе новых информационных технологий: Межвуз. сб. науч.-метод. трудов. Вып. 6. Саранск: Мордов. гос. пед. Ин-т, 2006.