Филологические науки / 2. Методика преподавания языка и литературы

 

К.ф.н. Усманова Е. Г.

Ямальский нефтегазовый институт, Россия

Школьное экзаменационное сочинение как одна из форм письменной итоговой аттестации учащихся, или не так страшен черт, как его малюют

         Как известно, перед учащимися 11 классов стоит нелегкая задача – сдать Единый государственный экзамен по русскому языку и получить сертификат с высоким баллом: только так теперь можно поступить в избранный, зачастую престижный  университет и стать студентом. Чтобы получить желанное «отлично», необходимо, прежде всего,  справиться с частью С -  заданием высокого уровня сложности, которое гласит: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором  текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тесту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то работа оценивается нулем баллов».

         Можем с уверенностью сказать, что большинство выпускников средней школы боятся писать сочинения, воспринимают их как национальное бедствие, а указанная формулировка вводит их в полное смятение. Школьников смущают многие факторы: во-первых, то, что часть С – это задание высокого уровня сложности, с которым даже учителя не всегда справляются, во-вторых,   то, что не каждый из них  умеет последовательно  отстаивать собственную позицию, приводить корректные аргументы, демонстрируя свой читательский опыт и не умаляя позиции автора.  Поддаваясь общему паническому настроению, учащиеся заранее обреченно ставят крест на своих творческих способностях и «плачут» над прочитанными текстами.

         А в самом деле, так ли уж сложно выпускнику средней школы выполнить подобное задание?  Уверены, нет! Ведь оно ничуть не труднее тех, над которыми ученики работали каждый день, готовясь к урокам литературы и русского языка. Выполнение третьей части требует от учащегося следующих умений: осмысленно читать текст; выделять его проблематику; видеть в тексте автора и его отношение к тому, о чем он пишет;  находить языковые средства выразительности и определять их роль; давать оценку тексту и аргументировать ее; создавать собственное высказывание на основе прочитанного; оформлять письменную речь в соответствии с нормами литературного языка.  Но ведь названные умения уже выработаны в каждом ребенке, подошедшем к сдаче ЕГЭ. Согласны, что в условиях трехчасового экзамена после выполнения  заданий  первой и второй части ученику непросто написать сочинение-рассуждение по предложенному небольшому тексту, но ведь и оцениваться работа будет не в целом, а по определенным критериям. Значит, необходимо учить школьников создавать свои работы в соответствии с экспертными требованиями. А это уже задача учителя.

Раскроем наше понимание сущности сочинения-рассуждения и разработаем методику подготовки к нему. Словарь С. И. Ожегова так трактует понятие «рассуждение»: «Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме».  Итак, рассуждение – это уже размышление о чем-либо или о ком-либо, оно строится на основе убеждения, поэтому, чтобы рассуждать, нужно, прежде всего,  выработать определенное мнение о том общественном явлении, по поводу которого предстоит рассуждать. Без твердых, сложившихся убеждений нет и не может быть рассуждения. Это достаточно сложный, логически обоснованный вид монологической речи, который состоит из трех композиционных элементов: тезиса или высказанной мысли; аргументов или доказательств; вывода.  Фактически, эти части составляют и структуру школьного сочинения.

Чтобы работа над частью С была успешной, предлагаем памятку, которая поможет школьникам исследовать текст и изложить собственные мысли по поводу прочитанного:

1.      В первую очередь следует еще раз перечитать текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?

2.     Необходимо сформулировать тему текста (это то, о чем идет речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения), его проблематику (круг вопросов, совокупность проблем; проблема – это основной вопрос, который поднял автор) и записать основные положения в черновике. Эти положения могут быть переданы своими словами или процитированы по исходному тексту. Необходимо помнить, что тема может быть основной, философской, актуальной, вечной, общечеловеческой, глубокой, главной, общественно значимой, частной, фоновой сквозной, излюбленной полностью исчерпанной, обусловленной мировоззрением автора, лирической, полностью исчерпанной, а проблема бывает злободневной, острой,  важной, серьезной, назревшей, основной,  неразрешимой, наболевшей, главной, сложной и т.д.

3.     Определить идею текста и позицию автора (идея – это то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка). Найти высказывание, которое отражает позицию автора. Идея может выступать через систему художественных образов, углубляться, восприниматься читателями, воздействовать на наше сознание, сливаться с чувством автора, звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, отражать отношение автора к действительности и т.д. В экзаменационных тестах есть подсказка: например, в определении авторской позиции, или темы, или идеи поможет задание А 29. Оно, обычно, формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) выражена одна из главных мыслей текста?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», « Какая мысль отсутствует в тексте?», «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена позиция автора?» и т.п.

4.     Смысл заглавия текста, если заглавие есть, а если его нет, то подумать, какой бы ты предложил заголовок, отражающий основную мысль текста или его тему.  Помни, что в заглавии автор отражает свой взгляд на какие-либо события или явления. В заглавии может звучать тема текста, оно может указывать на идею, отражать главный конфликт, может быть обращено к читателю.

5.     Определить, какому стилю (это разновидности языка, которые характеризуются определенными выразительными средствами) и типу речи (описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий; повествование -  это тип речи, при помощи которого  рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или  событиях; рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах) соответствует данный текст. Подумать, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать собственное мнение и дать оценку предмету речи. Отметьте жанровое (жанр – это вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками) своеобразие первоисточника. Задание А 28 поможет в определении типа и стиля речи.

6.     Определить своеобразие композиции первоисточника.

7.     Анализ языковых особенностей исходного текста и роли средств выразительности, используемых для передачи авторской позиции. Необходимо отметить наиболее характерные языковые особенности данного стиля речи, выявить средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных, определить их роль в тексте. Предполагаем анализ разных языковых уровней:

·        Лексика: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры Какая оценка дается автором с помощью этих слов (положительная или отрицательная); какие чувства автора выражаются  с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения, восхищения, пренебрежения).

·        Морфология: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.

·        Синтаксис: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью). С какой целью они используются в тексте?

·        Изобразительно-выразительные средства языка: тропы (слово или оборот в переносном, иносказательном смысле) и стилистические фигуры. Какую роль они выполняют в тексте? Приведите примеры. Задание В 8 подскажет, какие средства выразительности использованы в представленном тексте.

·       Определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному, обосновать его, сделать пометы в черновике. Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства. Важно также, чтобы объяснения, доказательства и примеры соотносились с проблематикой текста, а не были просто примерами из собственной жизни. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и корректно. Высказать свое мнение о тексте помогут вопросы: «Интересно ли было тебе читать этот текст?», «Актуален ли текст?», «Что нового открыл для себя в тексте?», «Интересна ли тема, предложенная автором?», «Каков твой взгляд на проблемы, поставленные в тексте?», «Убедительна ли позиция автора?»

8.       Соединить все в единое целое и написать связный текст. Следи за речью, избегай орфографических, пунктуационных, грамматических  ошибок.

Учитель должен донести до учащихся мысль, что сочинение (особенно по художественному и художественно-публицистическому тексту) нежелательно начинать с фраз типа «Те­мой текста является ...», «В этом тексте говорится...», «Основными проблемами текста являются ...», «Передо мной статья…», «Эта статья меня привлекла», «Я внимательно прочитал статью…», «Автор хорошо написал статью…»  и им подобных. Лучше рекомендовать школьникам использовать некото­рые стилистические фигуры, например, именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросно-ответную форму изложения и т.д. Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: обобщенное выражение позиции автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; формулировка собст­венной позиции выпускника и его оценка точки зрения автора; передача общего впечатления от прочитанного.

Уверенность при выполнении третьей части ЕГЭ появится и тогда, когда школьники начнут работать над самыми разными и по стилю, и по типу речи, и по уровню сложности текстами. А это опять задача учителя: не натаскивать, а убеждать, что написание сочинения – это очень увлекательное занятие, позволяющее научиться спорить, рассуждать, мыслить, высказывать и обосновывать свою точку зрения. И эти умения нужны не только на ЕГЭ. В заключение предлагаем сочинение, написанное на основе анализа письма Д. С. Лихачева «О воспитанности».

В письме академика Д. С. Лихачева раскрывается тема воспитанности и воспитания. На первый взгляд, тема кажется банальной, незначительной, ведь она постоянно находится в фокусе внимания ученых и практиков. Однако в переломные для судеб России эпохи, когда под воздействием кардинальных изменений в экономическом устройстве страны происходит падение нравственного уровня общества, названная проблема  приобретает особую актуальность. Реалии нашей жизни таковы, что на рынке труда востребованными оказываются нравственно и физически здоровые личности, интеллектуально и морально воспитанные.

Публицист убежден в том, что мера воспитанности человека определяется по его отношению к другим людям: к незнакомой женщине, к родителям, к собственным маленьким детям, к жене. Автор детально описывает нравственные критерии, по которым следует судить об уровне воспитанности личности. Используя прием антитезы, академик четко и последовательно убеждает нас в том, что нельзя считать воспитанным того, кто «…на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину…», а «дома не поможет усталой жене вымыть посуду», кто «со знакомыми вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу…», кто «…как должное принимает помощь родителей», кто «…любит шутить над женой и детьми…особенно при посторонних».

Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует публицистический стиль. Он открыто демонстрирует свои мысли и чувства: «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению». В этой категоричности суждений проявляется открытая гражданская позиция Д. С. Лихачева.

Повышенная экспрессивность речи основана на сочетании разговорных («домашние», «трунить над женой», «задирает нос», «важничать», «глуп») и книжных («воспитанность», «вежливость») элементов языка, широком использовании изобразительно-выразительных средств. Особую экспрессивность тексту придают риторические восклицания («даже в автобусе!», «извините меня!»), параллелизм, лексические повторы, ряды однородных членов предложения. Именно благодаря названным средствам выразительности мы понимаем, что автор действительно переживает за нравственное состояние современного общества.

В целом мы согласны с автором текста, однако хотелось бы расширить перечень показателей, по которым можно судить о воспитанности человека. В отношении к родине, к другим странам и народам, к труду, к общественному достоянию, к памятникам истории,  к искусству, как нам кажется, также проявляется воспитанность личности.

Кроме того, следовало бы обратить особое внимание на речевое поведение молодежи. Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Хочешь узнать человека – заговори с ним». Этот афоризм приобретает особую значимость в наши дни, когда жаргонная, вульгарная, пересыпанная матерщиной речь становится нормой, а высокий, чистый, нравственный язык рассматривается как феномен. Мы убеждены, что те люди, которые способны испытывать стыд перед словом, которые умеют отбирать языковые средства в соответствии с условиями общения, - воспитанные.

Обобщая впечатления по прочитанному, можно совершенно определенно сказать, что подрастающее поколение страны в письме Д. С. Лихачева  получило очень нужные и полезные   рекомендации, следуя которым можно стать добрее и прекраснее.

 

 

ами.нию, выпускники ставят крест на своих творческих способностяхировки.