Лунёва Ю.А.

 

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 Компьютерно-информационная индустрия, как и всякая другая индустрия, развивается по экономическим законам. Но она имеет некоторые существенные особенности, которые в корне отличают ее от всякой инной социально-экономической практики. Само общество, его экономика и политика претерпевают в настоящее время коренные изменения.

За последние 10-15 лет столько всего вошло в нашу жизнь – персональные компьютеры, лазерные диски, цифровая музыка и видео, средства мультимедиа и виртуальная реальность, электронные деньги и компьютерные конференции, глобальная компьютерная сеть Интернет. Чтобы понять и оценить важность происходящих событий в мире информационных технологий необходимо перечислить некоторые нововведения и технологические разработки:

- мультимедиа (ММ) – это комплекс информационно-технических средств на базе компьютерных систем, позволяющий человеку общаться с прикладными компьютерными системами, более полно используя свои возможности зрительного, слухового, тактильного восприятия;

- виртуальная реальность (ВР) – специально разработанные средства, позволяющие моделировать реалистичные информационные среды с возможностями обратной связи;

- компьютерная сеть – это дистанционное соединение двух или более компьютеров, которые могут обмениваться информационными сообщениями;

- глобальная компьютерная сеть Интернет является самым большим межсетевым объединением в мире. В Интернете сейчас объединены более 22 тысяч компьютерных сетей, расположенных более чем в 130 странах. Наиболее известными и массовыми видами сервиса являются: электронная почта; система телеконференций; системы FTP, Archie, Gopher; система WWW (World Wide Web – переводится как "всемирная паутина");

- иженерия знаний – вид профессиональной деятельности, носящей прикладной характер, направленной на разработку и создание основного содержания информационно-справочных, экспертных, обучающих, тренажерных и развивающих систем и программ на основе технологий ММ и ВР;

- феномен компьютерных игр. Стихийный рынок компьютерных игр развивается невиданными до настоящего времени темпами, являясь катализатором не только развития и внедрения технических и программных средств, но и самых новых технологий;

- проблема интерфейса "человек-компьютер" и "человек-компьютер-человек". Понятие интерфейс означает взаимодействие человека с компьютером.

 История развития информационных технологий является историей развития интерфейсов. В наше время самым узким местом в компьютерных технологиях являются именно средства интерфейса. Привычных клавиатур, мышей, джойстиков и трекболов, а также средств обычного оконного интерфейса типа Windows-95 уже явно не хватает. Сложность создания интерфейсных решений – одна из основных проблем создания более эффективного использования средств информатики в области образования и в других сферах.

Технологии ММ продолжают развиваться самыми быстрыми темпами. Значительно возросли возможности работы со звуком, видео, 3D-анимацией и графикой. Однако технические характеристики систем мультимедиа столь быстро и радикально обновляются, что большинство разработчиков не успевают в полной мере воплощать в своих программных продуктах основные качественные возможности достигнутых рубежей технологий ММ.

Корпорация Intel представила свою новую разработку – MMX-технологию (специализированные процессоры для ускорения выполнения ММ приложений), а также развитие линии проектов – видеоконференции и т.п.; CreativeLab – новые звуковые карты высокого качества и объемного звучания; Asymetrix – новые версии средств разработки программных оболочек; Autodesk продолжает развитие своей линии 3D Studio Max; на Silicon Graphics значительно повысили качество и возможности своих продуктов. Продолжается внедрение технологий виртуальной реальности в сферу развлечений. Отмечается рост интеллектуальности мультимедийных программных продуктов, эволюция и появление новых платформ персональных компьютерных средств различного уровня и назначения.

В современном мире для систем различного типа уже применяются: клавиатуры трех типов (стандартная для PC, малая для ноутбуков и портативная для записных книжек); манипуляторы (мыши, джойстики и трекболы), системы "перо и сенситивный экран". Но эти средства являются очень разнородными и требуют различных навыков от пользователей. Поэтому имеется объективная потребность в унифицированных средствах интерфейса, одинаково пригодных для работы с различными типами средств персонального доступа.

В этом году был отмечен небывало высокий практический интерес компьютерной индустрии к новым эргономическим решениям и путям повышения качества интерфейса пользователя. В компьютерных технологиях наступил эргономический бум. Этому следующие подтверждения: появление  множества нововведений с интерфейсными решениями на уровне устройств ввода (Toshiba); рост функциональной мощности телекоммуникаторов (Nokia).

В заключение можно сделать вывод, что эргономический бум имеет свою глубокую основу – это верный признак того, что компьютеры проникают в самые разнообразные виды деятельности человека. Информационные технологии врываются в нашу повседневную жизнь, круто изменяя ее основы. При этом они приспосабливаются ко всем нашим возможностям, потребностям и желаниям.