Д.и.н., проф. Ершова Э.Б.

           Государственный университет управления, Москва, Россия

БЕЛОРУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ

   РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛА ХХ в.

 

В общественно-политической жизни Российской империи конец XIX – начало ХХ в. стало временем образования политических нелегальніх обществ и партий, участники которых перед этим прошли через создание множества различных общественных движений: от народничества до партий Бунда, социал-демократии, эсеров и др. За короткое время - с конца XIX в. и до 1917 г. - в России возникло более ста партий. Их возникновение не было результатом демократического развития страны, как считают некоторые западные россиеведы.  Самодержавие, не понимавшее ситуации, в которой находилась страна, ставшее тормозом для прогрессивного развития страны, вызывало в наиболее просвещенных кругах, а затем  и в низах, протест и стремление избавиться от него. Анализ политического состояния царской России в этот период дает нам право утверждать, что практически все классы и социальные группы находились в оппозиции к режиму, искали различные варианты и возможности выражения своего неприятия политики царизма. Но при отсутствии демократических прав и свобод политические движения и партии могли быть по своему характеру нелегальными, ибо выражали антиправительственные идеи.

Интересы всех групп, составлявших российское общество конца XIX – начала ХХ вв. приводили к тому, что каждая социально-национальная и конфессиональная группа стремилась к созданию своего политического кредо и своей политической партии или движения.

В этом процессе большую роль играла интеллигенция, которая формировалась в объединения по разным признакам, интересам, идеям, и, в частности,  профессиональному, как, например, научная и техническая интеллигенция, чиновники, художники разных направлений, литераторы, музыканты. Безусловно, это были лишь интеллектуальные сообщества, больше интересовавшиеся спецификой своей профессии или своего искусства. Но некоторые из них принимали участие в политических движениях, а позднее и в партиях. В целом же интеллигенция не допускалась к решению политических и социально-экономических проблем России, что приводило к разработкам ею самых радикальных проектов реорганизации российского общества. Из рядов именно такой интеллигенции выходили профессиональные революционеры, ибо их уход от сословных традиций, связей, национальной культуры накладывалась на радикальные идеи, формируя взрывоопасную группу, способную пойти на любой эксперимент ради выполнения, по их представлению, наилучших планов по освобождению народов России от самодержавия.

Национальная интеллигенция, помимо черт общероссийского характера (обучение в одних и тех же учебных заведениях, общей конфессии, общих интересов в борьбе против царской власти и своих эксплуататоров), обладала и особыми чертами, такими, как стремление сохранить свою национальную культуру, свои традиции и т.д. 

К такой национальной интеллигенции Российского государства необходимо отнести новую волну белорусской интеллигенции, историческим рубежом формирования которой стали 70-80-е гг. XIX в. Именно в эти годы в среду белорусской интеллигенции, мелкой шляхты начали проникать идеи русского народничества.  Такие идеи национального плана получили свое обоснование в брошюрах М. Дагоманова, изданных в Женеве на белорусском языке. Прозвучали они и в произведениях родоначальника новейшей белорусской литературы Ф.Богушевича.

История интеллигенции Белоруссии имела свои особенности, связанные с национально-освободительным движением и борьбой за развитие национальной культуры, за последовательное проведение демократической национальной политики. Большую часть белорусской интеллигенции составляли офицеры и военные чиновники Западного фронта, учителя, железнодорожники и почтово-телеграфные служащие, юристы, библиотечные работники, чиновники различных ведомств. Меньше всего было деятелей литературы и искусства. В ряде работ дореволюционного периода утверждалось, что интеллигентов-белорусов вообще не было. Так, В.П. Семёнов писал: «...О местной белорусской интеллигенции, подобной, например, малорусской, речи быть не может, так как её не существовало»[1] .

И все же она была во всем ее многообразии профессиональной деятельности, хотя и малочисленная. Особенностью интеллигенции, проживавшей на территории Белоруссии, был ее многонациональный состав: белорусы, русские, евреи, украинцы, поляки, литовцы. Учитывая ее малочисленность и одновременно значимость для крестьянской Белорусии, интеллигенция была элитным слоем не из-за ее материального обеспечения, а с точки зрения роли формирования национального самосознания. И в этом отношении резких национальных различий не наблюдалось. По политическим воззрениям всю белорусскую интеллигенцию первых десятилетий ХХ в. можно отнести к революционным демократам. Выразителями революционного демократизма были М. Богданович, А. Тётка, Я. Купала, Я. Колас. В общественной мысли Белоруссии революционный демократизм возник в начале XX века в результате теоретического, эстетического и нравственного осмысления действительности, осмысления положения белорусского народа в условиях царизма.

При множестве общих черт национальной интеллигенции императорской России, основой формирования белорусской интеллигенции было само географическое положение Белоруссии между Польшей и Россией. Обе страны стремились в разные исторические периоды то ополячить белорусов, то русифицировать, в зависимости от  того, в чьих границах находилась территория, где жили белорусы. Целью таких действий было стремление узаконить свое право на эти земли. По этой причине белорусам приходилось копировать самосознание тех народов, к кому они были присоединены – русских или поляков. Это накладывало свой отпечаток на все историко-общественно-политические процессы в жизни белорусского общества, а затем и формировавшейся белорусской нации.

Белорусы к тому же фактически никогда не имели своей государственности, хотя современные белорусские историки считают, что вхождение белорусских земель до последней трети XVIII века, т.е. до разделов Речи Посполитой, в состав Великого княжества Литовского можно считать наличием государства. Однако это исторически недоказано, и является лишь желанием хотя бы в этом факте противостоять современной России.

Но именно в рамках Российской империи, получив название Северо-Западного края (в 1842 г.), началось формирование белорусской нации, и со второй половины XIX в. белорусская интеллигенция стала обосновывать свой путь исторического развития на основе происходивших сдвигов в социально-экономических и политических сферах жизни всей России в связи с реформами Александра II.

Реформы 60-70-х гг. способствовали тому, что нарождавшаяся молодая белорусская интеллигенция стала играть весьма значимую роль в национально-культурной деятельности, в формировании национально-патриотического сознания народа. Началом такой деятельности можно считать культурно-просветительную деятельность белорусской интеллигенции, связанную с развитием национальной школы, литературы, языка, традиций. Создание первой общественно-политической организации историки относят к 90-м г. XIX столетия. Ее основой которой стали первые кружки учащейся молодежи г. Минска. Главной их целью было изучение территории Белоруссии и обычаев и традиций белорусов, запись их народных преданий, издание современных тому времени белорусских произведений, разработка вопроса белорусской национальной  государственности. Такие кружки были созданы в Вильно, Гродно, Минске.

В Петербурге в 1902 г. были созданы студентами-белорусами первые культурно-национальные кружки «Беларускай народнай асветы». Их программа предусматривала издание книг на белорусском языке, распространение их и создание белорусской национальной народной школы. Их участники и составили основу первой белорусской политической партии – Белорусской Революционной Громады (БРГ). Определенное влияние на возникновение этой партии оказал 1-й съезд РСДРП, прошедший в Минске в 1898 г.

Большинство белорусских историков считает, что БРГ была реорганизована в конце 1903 г. на ее I съезде в Белорусскую социалистическую Громаду (БСГ)[2]. Создателями и первыми руководителями этой партии были И.И. Луцкевич (позднее известный писатель Янка Купала), его брат А.И. Луцкевич (А. Новина), В.Ю. Ластовский, А.Пашкевич (писатель  под псевдонимом Тетка) и другие.

По своим политическим воззрениям это были представители либерально-буржуазного и мелко-демократического течений. В программных документах БСГ определялась социалистическая ориентация, что в большей степени соответствовало программе русских социал-демократов. Отличием же от программы РСДРП было то, что в ней не подчеркивалась принципиальная разница между пролетариатом, крестьянством и другими слоями трудящегося народа.

Либерально-буржуазное направление в политической жизни Белоруссии выражали в основном печатные органы. Еще в конце XIX–начале ХХ вв. существовал «Минский листок». Перед революцией его авторы писали о необходимости борьбы с самодержавием самыми радикальными мерами.

Огромное влияние на деятельность и творчество революционных демократов Белоруссии оказала Первая русская революция, в ходе которой среди интеллигенции Белоруссии образовалось революционно-демократическое крыло.  Идейными руководителями его стали выдающиеся белорусские поэты-демократы Я. Купала и Я. Колас, М.Богданович, Д. Жилунович, А. Пашкевич и др. Главная тема их произведений - ожидание революции и сама революция.

В этот период увеличилось количество печатных изданий: «Наша доля», «Минское эхо», «Полесье», «Наш край» (Брест), «Наше утро» (Гродно), «Бобруйские отклики», «Наша Нiва» и др. Все они отражали революционные настроения масс и происходившие события в разных уголках не только всей России, но и Белоруссии. Авторами многих статей в этих газетах стали П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, М.О.Гершензон и другие известные русские общественные деятели. Анализ публикаций в этой периодике позволяет сделать вывод о том, что их авторы шли в фарватере общего курса российской буржуазии, хотя и имели национальный оттенок.

Наряду с революционными демократами в Белоруссии имели немалое влияние и деятели левого движения, поддерживавшие в годы Первой мировой войны лозунг большевиков о поражении царского правительства. Они рассчитывали, что РСДРП будет придерживаться своей программы по национальному вопросу и предоставит всем народам царской России право на самоопределение, вплоть до государственного отделения в случае взятия власти. Социальной основой этого движения была интеллигенция: инженеры, юристы, журналисты, чиновники, военные, но особенно группа писателей. В Минске была создана организация «Белларуская хатка», объединившая художников, публицистов, поэтов и писателей. Ядром этой группы  были М. Богданович, А. Астрамович (А. Зязюля), З. Бядуля, В. Голобух, Ф. Шантырь и др. 

Интересным явлением в белорусском движении левого направления было то, что интеллигенция в Белоруссии увеличивалась не за счет шляхты, которая в это время не росла, а в связи с увеличением и усилением. народной интеллигенции, т.е. выходцев из народных низов. Соответственно в нем уменьшалась и доля буржуазной интеллигенции. Особенно левое крыло было сильным за счет белорусских студентов в Петрограде и Москве, где они объединялись вокруг белорусских издательств и изданий.

Из радикальных революционных партий в Белоруссии в начале ХХ века были сильны позиции партии эсеров и Польского комитета РСДРП, в которых большую роль играла интеллигенция.

Социал-демократическая интеллигенция в большей степени занималась распространением прокламаций, организацией манифестаций, подстрекательством к проведению забастовок сапожников, столяров, слесарей и приказчиков. Социал-демократы вели пропаганду среди солдат и крестьян, призывая к революционным выступлениям.

Таким образом, интеллигенция Белоруссии была инициатором общественно-политических движений и партий, которые  постепенно разрастались и превращались в многоуровневое движение различных по своим интересам  и взглядам, но единому устремлению – национальной независимости и на этой основе возникло и националистическое движение, получившее наибольшую свободу и право на существование в демократических условиях после февральской революции 1917 года. Представители этого движения объединялись в различные организации, такие как Центральная войсковая белорусская рада, Белорусская социалистическая громада, Белорусская партия народных социалистов и др. [3]

В годы Первой мировой и Гражданской войны территория Белоруссии была ареной ожесточённых кровопролитных боёв, что сказалось на отношении интеллигенции к революции, к советской власти.

Деятели белорусской культуры искренне приняли Февральскую революцию, но как выразители взглядов крестьянских демократов Я. Колас, Я. Купала и другие оказались не подготовленными к пониманию Октября 1917 г. Эта часть интеллигенции в большей степени отражала интересы широких трудящихся масс и их надежду на национальное возрождение. Трудно приходила творческая интеллигенция, сформировавшаяся до революции, к ее пониманию и принятию, и трудной оказалась ее судьба в дальнейшем.

Идея единства Родины и человека, надежда на лучшее будущее своего народа - вот главный философский смысл творчества великих белорусских писателей Я. Купалы, Я. Коласа и других в первые послеоктябрьские годы.

Совершенно иным было отношение к Октябрьской революции у таких деятелей белорусской культуры, как Я. Лёсик, В. Ластовский, А. Смолич и др. В предреволюционные годы, стоя на позици­ях национально-освободительного движения, они принимали активное участие в работе таких партий, как Белорусская социа­листическая громада, белорусские эсеры, Белорусская социал-де­мократическая партия. Октябрьскую революцию В. Ластовский и Я. Лёсик встретили неприятием. Но в дальнейшем каждый из них своим путём пришёл к признанию Советской власти. Но это уже другая тема.

Анализ множества материалов и документов позволяет сделать вывод, что белорусская интеллигенция занимала определенное место в общероссийском революционном процессе, руководствуясь своими идеями национальной идентичности.

Примечания



[1] Полное географическое описание нашего общества / Под ред. В.П. Семёнова.  СПб.,

  1905. Т. 9.С. 136.

  2 См.: Сташкевич Н.С. Приговор революции // Крушение антисоветского движения в Белоруссии 1917-1925 гг. Минск, 1989. С. 37; БIч МIхась. Канцэпцыя прауды // ЛIгаратура I мастацтва. 1989. 8 сент

  3 Наша НIва. 1907. 28 апр., 21 июня, 3 авг.,12 окт.

4 См.: Рагойша В. ВяршынI. МIнск. 1991. С. 21.

  5 См.: Сташкевич Н.С. Указ. Соч.

 

 

 

 

 

 

ЕРШОВА Эльвира Борисовна,

д.и.н., проф., действительный член

Академии гуманитарных наук, академик, член Международной ассоциации исторической психологии им. В.И.Старцева; проф.  кафедры истории и политологии Государственного университета управления.

Раб.тел.: (495)371-81-63;

Дом.адрес: 117036, г.Москва,

Пр-т 60 лет Октября, д.21-2-20. Дом.тел.:8-499-126-64-97.

E-mail: elvira40@inbox.ru;