Васюкович В. В.

Белорусский государственный университет культуры и искусств

(Беларусь, г. Минск)

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБ исполнительСКОМ ИСКУССТВЕ ИГРЫ на трубе КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДУХОВОГО ИСКУССТВА  

            Такой музыкальный инструмент, как труба, давно пользуются заслуженной и  широкой популярностью и среди самих исполнителей, и среди почитателей духового искусства. Для того, чтобы процесс популяризации исполнительского искусства игры на трубе носил прогрессивный и поступательный характер, необходимо  выявлять соответствующие информационные источники, которые отражают оптимальные сведения об этом явлении музыкального искусства. Эта проблема и явилась предметом наших исследований, так как именно информационные источники об исполнительском искусстве игры на трубе – составной части как отечественного, так и зарубежного духового искусства,  являются необходимым условием популяризации этого искусства. Следует отметить, что изучение различной информации об исполнительском искусстве игры на трубе позволяет иметь единую панораму сведений и об этом инструменте, и о  творческих достижениях исполнителей, и о появлении прогрессивных отечественных и зарубежных методик обучения игре на этом инструменте. Среди музыкального инструментария труба занимает особое место и характеризуется  многообразием разновидностей своего семейства (труба-piccolo, сопрановая труба in C и in B, басовая труба и др.) [1, с. 98-102; 4, с.93-100].  Представителям трубного семейства  характерен своеобразный тембр  (от призывно-торжественного, героического – до  проникновенной, нежно-выразительной чарующей кантилены), динамический контраст  звучания, многообразие тех  функций, которые трубы выполняют в сложившейся народно-инструментальной, ансамблевой, оркестровой профессиональной, а также и в любительской исполнительской практике. Особая заслуга исполнителей на трубе проявляется в таком специфическом направлении музыкального исполнительства, как эстрадное и джазовое искусство. Нужно заметить, что для любого специалиста в области исполнительства на трубе (музыканта, преподавателя, исследователя) всегда возникает вопрос о том, каким же образом сориентироваться в тех или иных видах источников, чтобы для плодотворной организации своей творческой деятельности найти необходимый информационный материал. Этой проблеме мы и постарались уделить внимание в процессе проведения исследования. Благодаря такому исследованию, мы осуществили обстоятельный анализ опубликованных источников – монографии, учебные и учебно-методические издания, научные публикации. Для достижения цели исследования, нами были изучены работы как зарубежных, так и белорусских авторов. Нас заинтересовал такой вопрос, каким образом отражены содержательно-проблемные аспекты в публикациях различных авторов об исполнителях на трубе, включая не только само исполнительство, но и преподавание на этом популярном духовом музыкальном инструменте [2;  3; 5; 6; 8 – 15]. Весьма проблематичен, например, вопрос о классификации опубликованных информационных изданий [7, с. 153-162], в которых отражены исторические, практические сведения о трубе, а также рассматриваются методические и методологические аспекты процесса обучения игре на этом инструменте. Непременным условием профессионального становления любого специалиста-трубача – будь-то исполнитель или преподаватель, является обладание в достаточной степени знаниями об истории эволюции своего инструмента. Вот что отмечает по этому поводу И.Барсова: «со времен глубокой древности – в Египте, на Востоке, в Греции и Риме – без трубы не обходились ни на войне, ни на торжественных культовых или придворных церемониях. Труба вошла в оперный оркестр с момента его рождения: в «Орфее» Монтеверди уже звучало пять труб. Любопытно, что в то время музыканты-трубачи составляли гильдию, которая пользовалась особыми привилегиями, а искусство игры на трубе сохранялось в строгой тайне» [1, с. 98]. Этот же исследователь в своей книге научно-популярного характера для широкого круга читателей и специалистов по трубе в 1970-е годы излагает сведения о разновидностях трубы [1, с. 98-102]. В конце 1980-х годов, например,  специалисты смогли познакомиться с интересными сведения о трубе и её разновидностях, историческом пути в научно-популярном издании профессора Московской государственной консерватории по классу трубы Ю.А.Усова [14]. На наш взгляд, в системе подготовки исполнителей на трубе будет полезна информация, которая отражена в публикациях профессоров Белорусской государственной академии музыки В.В.Волкова [2; 3; 4],  кандидата искусствоведения Н.М.Волкова [5]. Интерес вызывают и публикации их коллег из Белорусского государственного университета культуры и искусств: кандидата искусствоведения, профессора кафедры духовой музыки А.Л.Коротеева [6, 9; 12], старшего преподавателя этой же кафедры  А.О.Короткевича [11]. На наш взгляд, преподавателям, осуществляющим подготовку молодых трубачей необходимо осуществлять интенсивный поиск по нахождению источников информации об особенностях подготовки юных музыкантов. С такими сведениями, например, педагоги могут познакомиться в материале статьи А.Л.Коротеева, посвященной анализу произведений Д.Б. Кабалевского для детей и юношества и выявлению той  роли, которуюиграют эти произведения в системе художественного образования молодых исполнителей на трубе [8, с. 80-86].

Таким образом, проведённое исследование позволяет, на наш взгляд, сделать определённые выводы об условиях поиска информационных источников об исполнительском искусстве игры на трубе, что, несомненно,  способствуют процессу популяризации этого инструмента как для специалистов, так и для широкого круга любителей музыкального искусства. Среди них:

1)               постоянное изучение, сохранение и преумножение сведений об исполнительских традициях, распространение новых фактов и информации о прогрессивных исполнительских приёмах как отечественных, так и зарубежных трубачей, включение таких сведений в современную педагогическую практику по подготовке специалистов (профессиональные и любительские музыканты);

2)               выявление, распространение и популяризация исторических сведений о появлении трубы в музыкальной культуре, особенностях эволюции этого инструмента и его месте в отечественном и зарубежном музыкальном искусстве (монографии, сборники научных трудов и материалов научных конференций);

3)               проведение научных исследований в области систематизации информации об исполнительском искусстве игры на трубе и путях её распространения;

4)               постоянное знакомство с изданиями специальной учебной, учебно-методической литературы по вопросам исполнительства и организации оптимальной системы обучения игре на трубе (учебники, учебные пособия, репертуарные сборники с методическими указаниями, Школы, хрестоматии, сборники инструктивного материала и т.п.).

Литература:

1.     Барсова И.А. Книга об оркестре. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1978. – 276 с.

2.     Волков В.В. Вопросы теории и практики исполнительства на трубе. Мн.: БГАМ, 1999 151 с.

3.     Волков В.В. Исполнительское дыхание (К вопросу о постановке техники дыхания при игре на медных духовых инструментах)  // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2003. – № 4. – С. 84-88.

4.     Волков В.В. Некотрые вопросы исполнительства на трубе-piccolo // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2006. – № 9. – С. 93-100.

5.     Волков Н.М. Физические и психофизиологические предпосылки образования звука на трубе и проблемы исполнительской артикуляции: Монография: Белорусская государственная академия музыки, 2004. – 169с.

6.     Коротеев А.Л. Бытование амбушюрных духовых музыкальных инструментов в Беларуси (по материалам археологических изысканий, архивных исследований и анализа печатных изданий в контексте славянской органологии) / А. Л. Коротеев // IV Міжнародныя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры : матэрыялы чытанняў (Мінск, 24-26 мая 1998 г.) : у 2 ч. / ЕГУ, Бел. ун-т культуры ; рэдкал. Пазнякоў А. У. (адк. рэд.) [і інш.]. – Мн. : Бел. ун-т культуры, 1999. – Ч. 2. – С. 168–176.

7.     Коротеев А.Л. Проблемно-тематические аспекты процесса формирования национальных, зарубежных каталогов духового искусства и их социокультурная значимость / А. Л. Коротеев // Беларуская кніга ў кантэксце сучаснай кніжнай культуры: зб. навук. прац /Міністэрства культуры РБ, Бел. дзярж. ун-т культуры і  мастацтваў. – Мінск, 2006. Ч. 2. – С. 153-162.

8.     Коротеев А.Л. Произведения Д.Б. Кабалевского для детей и юношества и их роль в системе художественного образования исполнителей на трубе // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. «Художественное образование: инновации и традиции», 9-10 нояб 2004 г.: В 2 ч. /Перм. гос. ин-т культуры и искусства и др. – Пермь, 2004. – Ч. 1. –  С. 80-86.

9.      Коротеев А. Л. Работа над упражнениями, гаммами и этюдами как обязательное условие развития исполнительского мастерства (медные духовые инструменты: труба, корнет, альт горн, тенор горн, баритон горн) : метод. указания с нотными примерами / А. Л. Коротеев. – Мн. : Минск. ин-т культуры, 1986. – 40 с.

10.  Коротеев А. Л. Самостоятельные ежедневные упражнения на специнструменте как составная часть учебного процесса (медные духовые инструменты: труба, корнет, альт горн, тенор горн, баритон горн) : метод. указания с нотными примерами / А. Л. Коротеев. – Изд. 2-е. – Мн. : Минск. ин-т культуры, 1985. –  36 с.

11.  Караткевіч А.А. Педальныя гукі у сістэме штодзённых самастойных заняткаў трубача. Вучэбны матэрыял. – Мн.: БУК, 1977. – 17 с.

12.  Карацееў А.Л. Роля прагрэсіўных тэхналогій падрыхтоўкі спецыялістаў духавога мастацтва ў працэссе распрацоўкі сучасных адукацыйных стандартаў // Стандарты вышэйшай культуралагічнай і мастацкай адукацыі: тэарэтыка-метадалагічныя аспекты: Матэрыялы навук.-метад.-канф. (2-3 лютага 1999г.). – Мн. Бел.Ун-т културы, 1999. – С 91-96.

13.  Усов Ю.А.  Методика обучения игры на трубе М. 1984. – 215 с.

14.  Усов Ю.А. Труба: Популярный очерк. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1989. – 64 с.: ил. – (Муз. инструменты).

15. Усов Ю.А. Техника современного трубача (ежедневные упражнения). М. 1986. – 86 с.