И.С.Сманов, Г.И.Сманова

Академический инновационный университет

г.Шымкент, Казахстан

 

Пути эстетизации учебно-воспитательного процесса

в современной школе

                                                                    

По определению А.А.Мелик-Пашаева, цель эстетического воспитания учащихся состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни. С этим можно согласиться уже потому, что человек с развитым эстетическим отношением к жизни не чувствует себя обособленным в ней. Он непосредственно переживает свою сопричастность и осознает самого себя как неотъемлемую частицу социума. Эстетическое отношение к жизни представляет собой  …способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как непосредственное выражение характера, состояния, судьбы, родственной воспринимающему человеку внутренней жизни и благодаря этому осознанию переживать свою сопричастность миру” [1].

В педагогике и психологии обращается особое внимание на  формирование эмоций как сущностного начала воспитательного влияния. Усиление в человеке эмоционального начала, столь важного для реализации лучших возможностей его личности, для ее гармонического развития, психологи и педагоги также связывают с культивированием в нем гуманного отношения к людям. Оснащение человека опытом эмоционального отношения к действительности – одна из социальных функций искусства. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания средствами искусства стимулирует образное мышление и готовность к творческой самореализации: человек стремится сохранить, объективировать, поделиться с другими людьми видением одушевленного мира, открывающегося благодаря непосредственному переживанию.

   Следует выделить то обстоятельство, что искусство способно возбуждать у человека сильную эмоциональную реакцию, доставлять удовольствие. П.П.Блонский в книге Трудовая школа обращал внимание на гедонистический интерес к прекрасному, который  …должен исходить из собственной радости человека  к красоте и пробуждать в нем общее стремление к искусству” [2].

 Безусловно, творчество по природе своей эстетично, ибо оно предполагает активизацию и концентрацию лучших человеческих чувств, без чего не совершается интенсивная работа интеллекта. Творчество эстетично именно потому, что всегда устремлено к достижению высшего результата, выражающегося в совершенной вещи, идее, мысли. Вместе с тем созидательный творческий потенциал личности  формируется параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и реализуется как результат органического слияния эмоциональной активности с функциональной деятельностью человека. В юношеском возрасте этот процесс имеет свои особенности, создающие идеальные возможности для формирования эстетических вкусов. В данной статье представлен материал, отражающий авторское видение путей эстетизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Творческая деятельность – это практическая или теоретическая работа, благодаря которой создается нечто новое, неповторимое и оригинальное, соответствующее эстетическим критериям. Но данную категорию не следует оценивать и измерять лишь конкретными результатами, то есть полученным продуктом. По сути, любое суждение по поводу прочитанной книги, увиденного спектакля или прослушанной музыкальной пьесы может чему-то научить, заставить задуматься, послужить творческим стимулом.

           В трудах многих ученых-дидактов искусство определяется как универсальное средство связи людей. Действительно,  искусство может и должно быть признано в своем роде явлением духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расширяются возможности человеческого общения на индивидуальном и личностном уровне. И если общение в процессе воспитания выступает как основной его признак, то  эстетическое воспитание происходит исключительно в процессе общения, как единственного механизма взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Культура чувств, высокий уровень эмоционально-психологической деятельности личности формируются только в процессе человеческого общения.

     Опираясь на рассмотренные выше аспекты, которые современные исследователи видят в развитии эмоциональной сферы личности и человеческом творчестве, а также на концепцию о воспитании-общении, подкрепленную многочисленными исследованиями психологов и педагогов, можно дать  такое определение воспитанию. Воспитание – это формирование у детей эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество. Воспитание осуществляется средствами природы и искусства в процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя.             

Эстетическое воспитание как важнейшая часть всей воспитательной системы должно охватить предметно-практическую, теоретическую и духовно-практическую деятельность человека. Обладая развитым чувством прекрасного, человек во всех сферах социального бытия действует творчески в соответствии с той мерой совершенства, которую сам достигает, проявляя себя как эстетический субъект. Вместе с тем уровень эстетической воспитанности человека определяется, прежде всего, уровнем развития его эстетического сознания. И работа в этом направлении должна быть направлена прямо или косвенно на возможное формирование педагогическим инструментарием основных компонентов эстетического сознания.

Говоря о художественно-образном мышлении в контексте эстетического восприятия, необходимо остановиться на понятии художественного образа. Художественный образ – это не сама действительность, но ее отражение и преображение сначала в сознании художника, в произведении искусства, а затем в уме и чувствах воспринимающих это искусство людей и представляет собой некое эстетическое общение объективного и субъективного. Понимание условного языка и художественно-образное мышление зрителя, слушателя, читателя, призвавших на помощь ассоциации, свой жизненный и духовный опыт, помогают названным адресатам наиболее глубоко постигнуть объективное содержание произведения искусства.

Эстетическое чувство как исходный эмоционально-интеллектуальный компонент эстетического сознания личности реализуется в умении воспринимающего осваивать явления действительности в произведении искусства в диалектике их жизненного содержания и художественной формы. Это и способность человека переживать получаемые им впечатления и сами эти переживания: волнение, радость, наслаждение прекрасным, эмоции,  вызываемые произведениями искусства и жизненными реалиями. Эстетическое чувство может совпадать с эстетической эмоцией, если речь идет о восприятии внешней красоты и гармонии, но оно сложнее эмоции, когда осваивается выразительность, значение явления, отношение красоты и значения к жизненному, изобразительному содержанию.

Глубина эстетического чувства зависит от наличия и развитости эстетического вкуса, который можно определить как культуру выбора человеком художественных ценностей. Восприятие искусства является школой воспитания художественного вкуса, поскольку оно несет в себе необходимое и постоянное оценочное отношение. Это активный процесс, человек что-то принимает, что-то отвергает, и уроки оценки (прежде всего эстетической) оставляют свои следы в формирующемся эстетическом вкусе. Эстетический вкус можно рассматривать как умение оценивать произведение искусства и явления действительности на основе испытанного эстетического чувства в процессе становления чувства внутренней гармонии.

Если эстетическое восприятие произведения искусства вызывает у человека эстетическое переживание, то он способен высказать эстетическое суждение. Эта связь эстетического суждения с чувством является необходимым условием возникновения первого. Основой эстетического суждения является способность через чувство оценить произведение искусства. Эстетическая оценка или точнее эстетическое оценивание можно понимать как процесс сопоставления, сравнения эстетического объекта с основой. Это вербальное, позитивное, негативное или в форме сравнительной степени суждение о мере соответствия данного объекта основе (в конечной степени за основу принимается идеал, хотя промежуточным может быть образец, эталон, другая менее развернутая эстетическая категория). Проводимые ранее исследования дают представление о том, что эстетическая оценка имеет следующие признаки:  рационально-эмоциональный, ассоциативно-образный, целостный.

Все компоненты эстетического сознания поддаются прямому или чаще всего опосредованному формированию педагогическим инструментарием. Большую роль  в формировании эстетического сознания играют социальная среда, семья, природные задатки личности. И все же умело построенный педагогический процесс призван помочь учащемуся обрести радость общения с искусством, радость творческой самореализации. Необходимым условием эстетического воспитания является эстетизация школьного быта. Внешний вид педагога, окружающая предметная среда должны соответствовать требованиям эстетичности. Организация воспитания учащихся средствами искусства требует от педагога не только теоретических знания и методической вооруженности, но и художественной чуткости и восприимчивости, умения всем существом постигать искусство, без чего невозможно и его понятийное раскрытие. Большое значение для успешного осуществления эстетического воспитания имеет умение педагога создать необходимые условия для эстетизации внутриколлективных отношений между учащимися.

Отношение между обучающими и обучаемыми строятся на основе ряда дидактических установок:

1.Прочно сформированные навыки слушания  призваны стимулировать и развивать   готовность к общению, адекватное позиционирование и положительный настрой на восприятие собеседника.

2. Понимание внутреннего мира собеседника, улавливание его особенностей и их изменений – важное условие всего этапа общения.

3. В основе умения ясно и четко выразить свою мысль лежат установки на соблюдение точности, ясности и чистоты речи, ее интонационной выразительности.

4. Наличие такта, проявление готовности к общению – необходимый компонент толерантной коммуникации.

5. Распределение и регулирование внимания – важный показатель грамотного общения, независимо от его формы (диалогической, полилогической, монологической).

Для эстетизации общения педагога с учащимися и формирования грамотных межличностных отношений, следует обратить внимание на указанные установки при структурировании  внутриколлективных отношений. Ученик и учитель должны взаимно доверять друг другу, что создается, по мнению В.А.Сухомлинского,  … гармонией воли воспитателя и желаний воспитанников. При наличии данных условий внутриколлективное общение приобретаем истинную красоту [3].

Важность для эстетического воспитания возможностей искусства недостаточно учитывается структурой учебного плана, в котором предметам искусства отводится самое незначительное время. В связи с этим деятельность педагога и школьного коллектива должна быть направлена на то чтобы, во-первых, максимально эффективно использовать урочное время; во-вторых, установить и постоянно использовать межпредметные связи; в-третьих, наиболее продуктивно использовать возможности внеклассной работы.

Задачи воспитания учащихся должны отражать его сущностные аспекты и решаться в направлении реализации заявленной цели. В связи с этим основными задачами являются:

-    направленность педагогических действий на формирование у учащихся основных компонентов эстетического сознания;

-    развитие у учащихся способности эмоционального постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств эмоций жизненных реалий;

-    формирование у учащихся образного мышления как способа художественного освоения искусства и действительности;

-    формирование искусствоведческих и художественных знаний как необходимой базы подростков и юношества для полноценного восприятия искусства и выработки определенных критериев для эстетического осмысления действительности;

-    активизация способности художественного осознания мира через их собственную созидательную творческую деятельность;

-    эстетизация образа жизни школьного коллектива.

Практика свидетельствует, что творческой является и сама познавательная деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек. Вся деятельность школьников должна быть обусловлена двумя основными принципами:

- индивидуальной заинтересованностью;

- ее гуманной значимостью.

Педагог, работающий в сфере эстетического воспитания учащихся, должен в полной мере владеть основными понятиями теории эстетического воспитания и строить воспитательный процесс на высоком профессиональном уровне с осознанием поддержки, которую он оказывает каждому своему ученику.

 

 

Литература

1.Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. – М., 1989.

2.Блонский П.П. Трудовая школа. – М., 1953.

3.Сухомлинский В.А.  Рождение гражданина. М., 1974.