Педагогические науки/3.  Методические основы воспитательного процесса

 

Докторант PhD Санникова С.И.

 

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

 

Взаимосвязь возрастных особенностей детей в их духовно-нравственном становлении

 

Характер человека, говорил К.Д. Ушинский, более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этом характере в эти первые годы, ложится прочно, становится второй природой человека, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями [1].

Духовно-нравственное воспитание включает в себя самые разные аспекты. Но человеческая личность целостна. В ней нет отдельно существующей нравственности, эстетичности, гражданственности и т.д. Духовность имеет дело с целостной моралью и этикой. И начало морали и этики, и более, основа духовно-нравственного фундамента, закладывается в раннем детстве. Дети, в процессе взросления, живут своими представлениями о добре и зле, у них свои критерии красоты, доброты, справедливости, честности, правдивости. Эти критерии меняются в зависимости от возрастных периодов ребенка, воспитания и социокультурных факторов, и формируют своеобразную «базу данных» духовно-нравственных качеств личности ребенка. Я. Корчак в своей книге «Как любить ребенка» писал: «Ребенок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание. Страшный закон? Нет, прекрасный. В каждом ребенке видно первое звено бессмертной цепи поколений. Поищи в своем ребенке эту дремлющую свою частицу и сумей раскрыть ее, вложив то прекрасное, что заложено в человеке» [2].

«Дети умеют верно любить, у них точное чутье на правду» [3]. Ребенок с малых лет воспринимает окружающий его мир и свое место в социуме с позиции духовности и нравственности, или бездуховности и безнравственности. Конечно, сначала его мир достаточно мал и ограничен его мамой, папой и родными. Но даже в этом маленьком мире, в ребенке, пусть в зачаточной форме, но заложены духовно-нравственные принципы. Еще не научившись разговаривать, он уже может манипулировать взрослыми, зная, что можно, а что нельзя, и как получить нужный ему предмет в обход запрета. Знает, что «хорошо», а что «плохо», без слов умеет быть «деспотом» или «ангелом». Не умея еще говорить, он умеет вести весьма сложную беседу. На слова матери: «Нельзя, не тронь»,  он протягивает ручонку, берет запрещенный предмет, мило склоняет голову, улыбается, проверяя, не возобновит ли мать еще строже запрет или, обезоруженная изощренным кокетством, уступит, разрешит.  А может закатить истерику, в надежде на то, что ему отдадут то, что он так хотел. А попробуйте подшутить над ним, протягивая и тут же отдергивая требуемый предмет, ребенок, не всегда рассердится, подчас только обидится [2]. Но если кто-то попробует обидеть, даже в шутку, его маму! Ребенок реагирует на агрессию, защищая того, кто ему дорог. Это может быть крик, плач, а может быть и нападение на обидчика.

У ребенка богат потенциал духовности, воли к жизни, душа у него замкнута и распахнута, нежна, впечатлительна, может выдержать многое, но легко ранима. Как пишет Е.Ф. Шершнева, «Даже для младенца далеко не безразлично, видит ли он улыбки и склоненные над ним ласковые лица, слышит ли ласковую речь, или видит сердитые лица и слышит раздраженные голоса взрослых. А когда он начинает понимать уже и содержание речи, а поле его наблюдения расширяется, то и вовсе не безразлично, на что направлено его внимание, не безразлично, умеют ли родители воспитывать в детях чуткость и бережное отношение не только к людям, но и к животным, к растениям» [4].

В духовно-нравственном формировании детей большое значение имеет приобщение их к миру прекрасного, развитие эстетических чувств, ибо «человека, умеющего понимать и ценить красоту, отталкивает грубость в любых ее проявлениях» [4].

Е.Ф. Шершнева отмечает, что дети очень восприимчивы и к хорошему и к плохому. Даже самое незначительное проявление внимания к людям влияет на формирование положительных черт ребенка, чувства ребенка как положительные, так и отрицательные, поддаются развитию в очень раннем возрасте. Воспитывая любовь детей ко всему живому с раннего возраста, мы формируем в них гуманность, чуткое отношение к природе, окружающим людям, любви к родной стране [4]. Тем самым мы готовим прочную основу для формирования, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей у будущих подростков и закладываем фундамент нравственной позиции, которая со временем станет убеждением молодых людей. Невозможно на ненависти и жестокости вырастить духовно-нравственного человека способного к состраданию и героизму. Также, невозможно не воспитывая ребенка с самого рождения в морально-этической норме и не развивая в нем духовно-нравственные основы личности, требовать от подростка, или молодого человека принципов духовности, нравственности и высокой морали.

Перед тем, как сеять семена, готовят почву. Так сеют и разумное, доброе, вечное. С раннего детства берут свои начала честность и правдивость; несколько позже – чувство ответственности, правильное отношение к труду, к коллективу, к личной и общественной способности, любовь к близким, к Родине, уважение к старшим, забота о пожилых, близких, младших. Все это представляет величайшую духовно-нравственную ценность.

В формировании нравственности у подростков, а тем более у молодежи, важное значение имеет воспитание гражданской совести. Мало знать, как надо поступить, важно, чтобы стыдно было поступить иначе, чтобы сердце приказывало действовать по справедливости, по убеждению. Ведь трудиться, относиться к людям, к жизни, собственному будущему можно по-разному: работать с вдохновением или вполсилы; проявлять гражданское мужество или прятаться в кусты; заботиться только о себе или о других; идти навстречу трудностям, преодолевая их или обходить их стороной.

Резюмируя сказанное, отметим, что духовно-нравственное формирование личности ребенка, осуществляемое на всех этапах его взросления, в соответствии с возрастающим уровнем развития, приобретает каждый раз новое качество, основанное на новых исторических, этических, эстетических знаниях и новом опыте нравственного поведения. Так постоянно приобретаются и накапливаются нравственные нормы поведения, представляющие ценность для растущей личности.

Маленький ребенок – вечный «почемучка», исследующий мир, в который он попал; подросток – психолог, вечно копающийся в самом себе, чтобы разобраться, кто он среди людей; юноша – философ, размышляющий над духовно-нравственными принципами. Таков путь восхождения по нравственным ступенькам, к нравственному самоопределению. К этому восхождению детей надо постепенно готовить, развивая их нравственные чувства, побуждая к размышлению о нравственном поведении, поддерживая духовные порывы, честные, смелые, мужественные поступки.

Духовно-нравственное воспитание должно строиться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, ибо в каждом возрасте помимо общих задач, необходимо решать и специфические задачи. Так, в младшем школьном возрасте одной из главных задач является воспитание человечности, гуманного отношения к людям, ко всему живому; подросток нуждается в помощи в самопознании, в самоутверждении, в реализации своих возможностей; старшим школьникам надо помочь в оформлении жизненных планов, связанных с вхождением в самостоятельную взрослую жизнь, с выбором профессии. При всем этом в любом возрасте надо уметь видеть, выявлять, поощрять все лучшее в детях, тогда они и сами будут стремиться к лучшему. Хорошее в человеке приходится проектировать, говорил А.С. Макаренко, подходить к нему с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибаться. Если мы хотим, чтобы ребенок сформировался как нравственная личность, мы его должны поднимать в его собственных глазах на ту высоту, на которой хотим его видеть.

 

Литература

 

1.     Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 10 т. – М.: Педагогика, 1974. – Т. 6. 450 с.

2.     Корчак Я. Как любить ребенка / Книга о воспитании. – М.: Политиздат, 1990. С. 24.

3.     Халфин Ю.А. Пробуждение души // Народный университет. – 1985. – № 4. – С. 25-34.

4.     Шершнева Е.Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье.М.: Просвещение, 1976. – 112 с.