Подивилова О.Н.

Толерантная культура дошкольников как одна из важнейших общечеловеческих ценностей

Международные организации подчёркивают, что толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов, стран, поэтому социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека, обладающего толерантной культурой. Так, в Декларации принципов толерантности подчёркивается, что «…Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [1].

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается идея, что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26). В Декларации прав ребенка заявляется о необходимости воспитывать детей в «духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами мира и всеобщего братства» (48, статья 10). Конвенция ООН «О правах ребенка» определяет  одним из направлений образования «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами» (82, статья 29). В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования выступает «…приоритет общечеловеческих ценностей, … воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека» (53, статья 2). В «Стратегии модернизации общего образования» воспитание толерантности рассматривается как важная цель образования, как качество личности, которое входит в структуру профессиональной компетентности. В данных нормативных документах обосновывается значимость воспитания толерантной культуры.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, констатируем, что каких-­то целостных работ, где раскрывались бы вопро­сы толерантной культуры очень мало, и даже в имеющихся работах толерантная культура упоминается косвенно, через призму толерантности как личностного качества (G. Allport, А.М. Байбаков, Е.Г. Виноградова, А.В. Зимбули, Д.В. Зиновьев, Е.Ю. Клепцова, Е.М. Макарова, О.А. Овсянникова, В.А. Петрицкий, Г.У. Солдатова, О.Б. Скрябина). Тем не менее, опираясь на отдельные источники, можно собрать некоторый целостный «портрет» толерантной культуры как общечеловеческой ценности относительно старшего дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период мы считаем начальным в воспитании толерантной культуры. На основании анализа психолого-педагогической литературы мы уточнили понятие «основы толерантной культуры ребенка старшего дошкольного возраста», под которым понимаем общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Отметим, что, как и любая другая ценность, толерантная культура может рассматриваться как полиаспектное образование, с одной стороны, детерминированное обществом и относимое к социальным ценностям (общечеловеческим нормам), с другой, являющееся значимым элементом внутренней структуры личности (ценностной ориентацией, личностно-значимой ценностью человека).

Дошкольное детство – это начало всестороннего развития и формирования личности, совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Идентификация, обособление, социальная перцепция и другие внутренние механизмы нравственного развития дошкольника обеспечивают освоение способов взаимодействия людей друг с другом, формирование способности к эмоциональному предвосхищению результатов собственных действий и действий других людей, позволяют «вчувствоваться» в другого. По мнению В.В. Абраменковой проявлением гуманных отношений в группе детей является действенная групповая эмоциональная идентификация, когда переживания одного члена группы воспринимаются другими как собственные.

К пяти годам ребёнок осознаёт себя и другого как субъектов переживания и общения, умеет осознанно действовать в пользу другого человека. Возникают такие познавательные явления, как обобщение, предвосхищение (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). В старшем дошкольном возрасте у детей возрастает количество просоциальных действий и усиливается эмоциональная вовлечённость в действия и переживания сверстника, сопереживание другому человеку становится более выраженным и адекватным. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника, готовы помогать и поддерживать его. Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина считают, что просоциальными действиями старших дошкольников совершаются не только и не всегда их стремления выполнить моральную норму, и что эти действия направлены в основном не на поддержание собственной положительной оценки (или оценки взрослого), а непосредственно на другого ребёнка. Непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, оказать ему поддержку, безоценочная вовлечённость в его действия могут свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребёнка самоценной, целостной личностью. Поэтому данное поведение ребёнка можно рассматривать как толерантное, так как оно включает основные его показатели: принятие другого человека, восприятие другого человека как ценности, способность оказать поддержку и помощь и др.

Анализ исследований Е.Б. Никулиной, Т.И. Рудневой позволяет сделать вывод, что нравственное сознание, формируемое через осмысление индивидуального нравственного опыта, чувственное переживание и опыт решения моральных проблем достигает в старшем дошкольном возрасте достаточно высокого уровня. Проявление мотива «так надо» в дошкольном возрасте знаменует собой становление личностно-смысловых образований, составляющих нравственное сознание, хотя содержание норм остаётся неосознанным, так как дошкольник испытывает затруднения в самостоятельном сознательном выборе тех правил, на которых основан поступок. Моральные суждения, представленные в нравственном сознании, являются основой формирования соответствующих установок поведения, оценок нравственного характера, построения определённых взаимоотношений с другими людьми.

В данный возрастной период формируется эмпатия, которая, как и другие социальные чувства (жадность, сострадание, стыд), превращаясь в мотив поведения ребёнка, играет существенную роль в формировании устойчивых отношений с другими людьми, становясь важной сдерживающей силой и средством раскрытия нравственного смысла поступков. К концу дошкольного возраста формируется рефлексия, которая позволяет ребёнку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку. Благодаря этому ребёнок может предугадать возможную реакцию взрослых и сверстников на своё поведение.

Высокая восприимчивость детей старшего дошкольного воз­раста, лёгкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания, воспитания основ толерантной культуры  и социального развития личности. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности. В социальном развитии ребенка ведущее место за­нимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечелове­ческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошколь­ников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова).

Дошкольный возраст имеет огромный потенциал развития и является периодом расширения социальных связей с миром, овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [4, с. 77]. По мнению А.В. Запорожца, в данном возрасте закладывается базис культуры личности на основе социальных, ориентированных на других людей, и нравственных, ориентированных на общественные нормы, мотивов поведения.

Социальная ситуация развития характеризуется тем, что, по мнению Д.Б. Эльконина, ребёнку открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений, деятельности, исполняемых социальных ролей. Главная потребность дошкольника состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Складывается противоречие между потребностью ребёнка быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность и реализуется, прежде всего, в игровой деятельности.

Несомненным достоинством данного возрастного периода является то, что ребёнок открыт влиянию взрослого (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.). Мнение воспитателя является для дошкольников наиболее существенным и безапелляционным. Дошкольники признают авторитет педагога, они обращаются к нему по самым разным поводам – от случайных и мелких до самих глубоких и личностных, поскольку воспитатель для всех выступает общим нравственным арбитром. Однако следует отметить, что в группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими бы демократичными они ни были) – иерархические и не симметричные. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребенка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [2, с. 103].

Таким образом, можно сделать вывод, что дружелюбие, уважение к людям разных национальностей и культур не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике ребенка старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка и воспитания основ толерантной культуры на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Дошкольник активно включён в различные виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.

На протяжении старшего дошкольного возраста происходит становление механизмов толерантного поведения: личностной идентификации, децентрации, эмпатии; механизмов развития личности: соподчинения мотивов, становление внутренней позиции; внутренних механизмов нравственного развития: обособления, социальной перцепции, просоциальное поведение, включающее основные показатели толерантного поведения.

Итак, проблема воспитания толерантной культуры является сложной и дискуссионной. Нами было уточнено понятие «основы толерантной культуры ребенка старшего дошкольного возраста», под которым понимаем общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Рассмотрены особенности развития и, в частности, нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, внутренние механизмы и предпосылки, способствующие воспитанию основ толерантной культуры на данном возрастном этапе.

 

Список литературы

1. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

2. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 416 с.

3. Концепция дошкольного воспитания [Текст]. – Москва, 1988.

4. Руднева, Т.И., Никулина, Е.Б., Колесникова, Н.Б. Нравственное развитие личности [Текст] / Т.И. Руднева, Е.Б. Никулина, Н.Б. Колесникова. – Самара: Самар. ун-т, 2002. – 319 с.