Сотрудники Центра исследований

межэтнических отношений г. Алматы:

Усенов Г. А.

Иманбаева С. А.

          Нюсупова Г. Н.

Омарова Н. М.

 

Исторический экскурс в появлении  конфессий на территории Казахстана

С исчезновением коммунистической идеологии и атеистических принципов казахстанское общество осталось в нравственном и духовном вакууме. В 90-х годах прошлого века началась переоценка ценностей, подъем этнического самосознания, религиозная идентификация. За относительно короткий срок религиозная идеология стала одним из элементов культуры и образа жизни казахстанского общества

Сегодня идет процесс возрождения религии: ведется строительство культовых сооружений, осуществляется реставрация старых мечетей и церквей. Поэтому важно понять насколько важную роль может сыграть религия в создании духовно-нравственной основы казахстанского общества и определить ее влияние на социум.

Казахстан имеет статус благополучной и стабильной страны, которую пока обходит стороной международный терроризм. Однако это позитивное обстоятельство не может вводить в состояние самоуспокоения. Казахстан является частью центрально-азиатского региона, считающегося одним из взрывоопасных зон в мире. Деятельность экстремистских религиозно-политических организаций исламского толка, направленная на распространение идей религиозного (или можно сказать религиозно-политического экстремизма), является  серьезным вызовом современному миру. Сегодня, международные религиозно-политические экстремистские организации пытаются дестабилизировать обстановку во многих странах мира, в том числе и в непосредственной близости от Казахстана – в России, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане и Синьцзяне. В этом плане для безопасности Казахстана опасен не только терроризм, но и его последствия. Поэтому с точки зрения эффективного обеспечения национальной безопасности необходима выработка комплекса мер превентивного характера по всем важным направлениям и сферам жизнедеятельности общества. В том числе и в такой сфере как религия.

Город Алматы превращается в крупнейший финансовый, транспортно-экономический центр не только Казахстана, но и всего центрально-азиатского региона. Межконфессиональные отношения, складывающиеся в городе, безусловно, могут повлиять на всю ситуацию в регионе. Анализ территориального размещения зон экстремизма или потенциального экстремизма свидетельствует о том, что на географической карте они, в основном совпадают  либо с зонами концентрации энерго- и других стратегических ресурсов, либо с зонами, которые являются ключевыми в достижении геополитических целей. И это в основном границы Запада и Китая с исламским миром.  Вместе с тем данный регион Центральной Азии, за исключением некоторых государств отличается самым низким в мире образовательным уровнем, наличием жестких политических режимов, комплексом исторически обусловленных противоречий и конфликтных зон.  Пока в Центральной Азии единственной страной, где экономический рост сочетается с продуманной внутренней политикой, межнациональным и межконфессиональным согласием является Казахстан. В этой ситуации в определенной степени гарантом устойчивого развития страны и всего центрально-азиатского региона является складывающаяся модель межконфессиональных отношений.

Между тем проявление религиозности – сложная, деликатная сфера жизни, поэтому, прежде всего,  организация социологического исследования в этом направлении требует понимания проблем религиоведения.

Мировая история убеждает, что любая цивилизация и любая нация всегда создавались с опорой на религиозные принципы, поскольку религия – важный фактор культуры.  Общество, отрицающее религиозные принципы, не может быть прочным, могущественным.

Принимая и поддерживая принципы светского государства, согласно которому религия отделена от институтов власти, нельзя не замечать позитивное влияние веры на формирование национальной идеологии.

Национальное самосознание не мыслится в отрыве от духовно-нравственных установок, берущих начало в гуманистических традициях ислама, христианства и иудейства. В книгах религиозного содержания, а именно, в Священном Коране, Инджиле (Евангелие) и Таурате (Торе) звучат постоянные призывы к милосердию, к отказу от насилия, к дружбе и братству  всех людей. Именно эти принципы, доступно изложенные в книгах единобожных религий, стали первоисточниками гуманизма и миротворства. Человеколюбивые идеалы ислама, христианства, иудаизма обеспечили в сущности тот путь социального прогресса, по которому идет мировое сообщество. 

В настоящее время религия в Казахстане не превалирует над другими формами общественного сознания, так как испокон веков на территории страны сосуществовали многие религии и ни одна из них не добилась возможности непосредственного влияния на социально-экономическую и политическую стороны государственного развития.

В Казахстане в результате государственной политики атеизации общества в советское время были окончательно преданы забвению принципы религиозной свободы. Существовавшие официальные структуры христианского и мусульманского духовенства находились под государственным контролем и представляли собой один из элементов сложившейся в стране административно-бюрократической системы.

К началу 90-х прошлого века на территории Казахстана функционировали две ведущие религиозные общины, традиционно поддерживаемые двумя основными этническими группами: казахами (традиционный ислам) и русскими (православие). Также были представлены и другие конфессии (баптисты, адвентисты и др.). Несмотря на то, что число приверженцев ислама в Казахстане превалировало над представителями других конфессий, здесь не было организационных структур, объединявших мусульманское духовенство.

С обретением Казахстаном независимости религиозные объединения республики получили мощный импульс для своего развития. Несмотря на то, что в Конституциях 1993 и 1995 годов Казахстан провозглашается светским государством, свобода вероисповедания признается неотъемлемым правом любого гражданина республики.

В последние десятилетия 20-го века весьма заметным стало влияние исламского фактора на общественно-политическую жизнь многих государств. Возрастающая роль религии в политике – это многогранное явление и требует внимательного изучения. Следует отметить, что в последние годы растет число религиозных движений, апеллирующих к исламу как к универсальной идеологии.

Так, в середине 90-х гг. в Казахстане появилось много мусульманских и христианских организаций. Например, к 1996 году число мусульманских общин было – 679, православных – 202, что составило более 57% от общего числа всех религиозных общин Казахстана. Под влиянием новых реалий произошли серьезные структурные изменения и внутри самих религиозных объединений. В 1990 году впервые в истории страны было создано самостоятельное Духовное управление мусульман Казахстана (муфтиат), которое возглавил муфтий Ратбек Хажы Нысанбайулы . Сегодня муфтият возглавляет светский человек.

Духовное управление мусульман Казахстана является организационной структурой. Под его руководством происходит процесс объединения исламского духовенства и мусульманских культовых учреждений. Только в 2006 г. Духовное управление мусульман Казахстана  интегрировало в единую систему 1700 мечетей, расположенных во всех регионах Казахстана. Муфтият ведет также просветительскую деятельность.

Еще в 1991 году на основании решения Священного Синода и Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II от 31 января 1991 года на территории Республики Казахстан были созданы 3 самостоятельных епархии: Алматинская и Семипалатинская, Шымкентская и Акмолинская, Уральская и Гурьевская. Для координации духовного и религиозного образования в Казахстане создана специальная межепархиальная комиссия, которую возглавил Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий.

В республике имеется ряд высших и средних теологических учебных заведении. Наиболее известными из них являются Исламский институт в г. Алматы, медресе в селах Мерке (для юношей), Луговое (для девушек). Кроме того, студенты направляются на учебу в мусульманские институты стран Востока, в частности, в Турцию, Египет, Тунис.

Во всех регионах страны строятся десятки новых мечетей, восстанавливаются культовые здания. По данным муфтиата, к настоящему времени в республике насчитывается свыше 5 тысяч мечетей.

Вместе с тем, в Казахстане действует ряд религиозно-культурных обществ. Наиболее известными среди них являются “Лига женщин - мусульманок”, Ассоциация “Фатима”, движение “Рифах”, ориентированные на культивирование этнической и религиозной самобытности народов с мусульманской культурой.

Обратим внимание на то, что в настоящее время на территории Казахстана помимо традиционных течений действуют различные религиозные организации.

В Алматы буддизм представлен следующими религиозными организациями – Религия Бахаи и Общество сознания Кришны. Международное общество Сознания Кришны (кришнаиты) – получило признание благодаря деятельности индуистского монаха – проповедника Абхая Чаран Де (1896 - 1977), получившего ритуального имя Бхактиведанта Свамли Прабхупада. Свое учение он изложил в Бхагават – Гита как она есть и ряде других работ. Суть учения – существует единственный Дух в трех аспектах: Брахман (безличный всепроникающий дух); Параматма (высшая душа, пребывающая в сердце каждого живого существа); Бхагаван (верховная личность бога), являющиеся источникам Параматны и Брахмана.

Кришну необходимо любить преданно и беззаветно. Необходимо регулярно, произносить мантру (молитва): Харе Кришна, Харе Кришна (Кришна, Кришна, Харе, Харе) Харе Рама, Харе Рама (Рама, Рама, Харе, Харе). Считается, что произношение этих 16 слов ведут к достижению религиозного экстаза. Сами кришнаиты называют себя вайшнавами (преданными Богу). Кришнаитами руководит Гуру (учитель).   

К буддизму можно отнести и Церковь Саентологии, базирующаяся в Джесуйском районе г.Алматы.

Сайентология возникла в 1954 г. в США. Слово «сайентология» (знание в полном смысле слова учение): «знание о том, как знать». Основал данную религию американский мыслитель Лафайет Ран Хаббард (1911 - 1986), автор нашумевшей книги «Дианетика»: современная наука  душевного здоровья, вышедшая в свет 9 мая 1950г.  Учение сайентологии – синтез буддизма и открытий Хаббарда. Исходя из идеи переселения душ, Хаббарда считает что душа предположительно существует около 300 млн. лет (индивидуальную душу он называет термином «тетан»). Тетан в материальном мире накапливает определенный, опыт (инграм). Этот инграм мешает человеку реализоваться, порождает неврозы и стрессы. Поэтому, чтобы сохранить или обрести душевное здоровье, необходимо выявить и преодолеть его. Для этого существуют технические курсы наукологии, тесты.

В Казахстане функционируют, кроме изложенных выше, последователи Баха и Уллы (1817 - 1822), Трансцендентальная Медитация, Центр Шри и Чинмог, Центр Сатья Саи, Церковь последнего Завета (виссарионисты), Движение Новый век, Дети Бога (семья Бога) и ряд других весьма малочисленных культов.

Нынешнее время отмечено своего рода религиозным ренессансом: наряду с усилением позиций существовавших религиозных конфессий (ислам, православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество и некоторые др.) наблюдается появление  большого количества новых. Так, за годы перестройки возникли общины неизвестных в Казахстане, но имеющих  длительную историю развития за рубежом  протестантских конфессий – методизма и пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви: «Агапе», «Новая жизнь» и др.; нетрадиционные религиозные культы – Бахаи, Храм Исиды, Семья Бога и т.д.

Обратим внимание на то, что взаимоотношения исполнительных органов и местных религиозных  общин во многом определяются не только отношением власти к ним как юридическим лицам, но и норм, соотносимых с общечеловеческими ценностями и этическими установлениями, носителями которых  издавна выступало большинство конфессиональных институтов. Прежние, откровенно недоброжелательные формы взаимоотношений официальных органов и религиозных общин, как скомпрометированные, были быстро упразднены, новые же в силу указанных выше причин, формируются, преодолевая естественную инерцию мышления и порожденную ею предвзятость. Общей является некоторая настороженность, вызванная как быстротой происходящих изменений, так и появлением новых, невиданных ранее в стране религиозных течений и непривычных форм проявления их активности. Немаловажное значение приобретают участившиеся обращения различных политизированных формирований к авторитету религии.

В настоящее время христианство в Алматы представлено тремя его основными направлениями (католицизм, православие и протестантизм), а также армянской религиозной общиной “Суяб Хач” Армянской Апостольской Церкви (зарегистрирована в Министерстве юстиции РК  в 1994 году). В то же время в количественном отношении превалируют православные христиане. Приверженцами данной религии являются, кроме русских, основные группы славянского населения, а также тюркоязычные чуваши и часть татарского населения.

На территории Казахстана действует 202 прихода. Наибольшее количество церквей сосредоточено в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях. Русская православная церковь имеет свой печатный орган – духовную газету “Свет православия в Казахстане”. В Алматинском епархиальном управлении с 1991 года открыто двухгодичное духовное училище (семинария). Практически при всех церквях и молитвенных домах РПЦ открыты церковно-приходские школы по изучению основ православия. Ведется строительство и реставрация православных церквей и молитвенных домов. За последние годы открыты 3 женских монастыря – в Акмолинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях и 3 мужских – один в г. Усть-Каменогорске и два в Алматинской области.

При церквях создаются группы милосердия, которые опекают больных и престарелых, посещают исправительно-трудовые колонии. При отдельных храмах действуют дома престарелых.

При советской власти Русская православная церковь была существенно ущемлена в правах. Когда система государственного атеизма ушла в прошлое, встала задача возрождения церковной жизни во всем ее многообразии, а также началось восстановление храмов, открытие монастырей.

В последнее время на территорию Казахстана пытается распространить свое влияние зарубежная Русская Православная Церковь (Карловацкий раскол). В 1995 году в городах Алматы и Семипалатинск их приверженцы заявили о своем желании зарегистрировать Алматинское благочиние. В этом им было отказано, потому, что в их уставе содержались политические требования, в том числе декларировалась необходимость борьбы против “безбожной власти в России”.

Армянская Апостольская церковь принадлежит к наиболее близкой православию семье древнейших восточных церквей. На постсоветском пространстве действуют епархии: Ново-Нахичеваньская и Российская, Южнороссийская, Украинская, Грузинская. В 1988 г. вынужденно прекратила свою деятельность Азербайджанская епархия, но в центре Баку по-прежнему стоит армянский храм.

Нетрадиционные культы – это специфический тип религиозной организации, так как в них отсутствует последовательно разработанная вероучительная система, хотя сеть иерархия, харизматический лидер авторитарного толка, оппозиционность к официальным ценностям и т.п. Тем не менее в научной и учебной литературе нетрадиционные культы разделяют на следующие группы: 

- неоориенталистские культы (общество сознания Кришны, трансцендальная медитация) и др.;

- неохристианские объединения (церковь объединения, Дети бога) и др.;

- сайентологические направления (церковь сайентология, космические религии);

- новая магия, спиритизм;

- сатанинские группы.

Экстравагантность внешнего вида (кришнаиты), эмоционально – психологическая сторона культа (медитация), организация пищи, апелляция к наукообразным тестам сайентологов продолжают привлекать молодежь к этим нетрадиционным культам.

Как видим, с расширением международных связей на территории страны в массовом количестве стали появляться нетрадиционые религии. Отмечается появление разнообразных вневероисповедальных мистических групп, ориентированных, прежде всего на молодежь, использующие для ее привлечения экзотические приемы.

В то же время ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями. Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими, потому что они послушны призыву апостола Павла: «Только живите достойно благовествования Христова,... вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».

Согласно данным Совета по делам религии при СМ РК, на 1 января 1997 года в Казахстане действовало 1642 религиозных объединения, принадлежащих к 30 конфессиям. Кроме того, в Министерстве юстиции зарегистрировано 8 христианских миссий. Многие религиозные организации действуют в Казахстане под видом коммерческих фирм.

За прошедшие годы в Алматы количество религиозных организаций увеличилось в 12 раз. Действуют более 200 религиозных объединений и групп. В их числе: Евангельские христиане-баптисты, Лютеранская церковь, свидетели Иеговы, старообрядцы, Ахмади, Иудейская религия, Адвентисты Седьмого дня, Пятидесятники, Пресвитериане и родственные им объединения, Методисты, Новоапостольская церковь и многие другие. Наряду с религиозными организациями действуют различные околорелигиозные и духовные общества и объединения, которые вследствие их разбросанности и малочисленности слабо поддаются учету.

Наряду с Духовным управлением мусульман Казахстана, епархиальным управлением Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви функционируют: Апостольская администратура Римско-католической церкви Казахстана и Средней Азии, Объединение церквей Евангельских христиан-баптистов Юго-Восточного региона РК, южная унионная конфессия Адвентистов седьмого дня.

Несмотря на многочисленность нетрадиционных конфессий, количество верующих в них небольшое. К примеру, в Алматы численность Свидетелей Иеговы составляет 4 тыс. человек, число прихожан в общинах Евангельских христиан – баптистов около 3 тысяч, примерно столько же верующих в религиозной общине харизматов; количество лютеран составляет 600 человек, католиков –500, иудеев – 200, членов протестантских новообразований – около 3 тысяч человек. Отдельные общины - кришнаиты, бахаи, ахмадийцы, старообрядцы - являются немногочисленными (от 50 до 200 верующих). Среди “новых” религиозных организаций, наиболее активными распространителями веры являются Свидетели Иеговы, Пресвитерианская церковь, Евангельские христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, Церковь саентологии (Дианетика). Аналогичным образом проявляют себя недавно появившиеся фундаменталисты, которые постоянно находятся в конфликтной ситуации с представителями мечетей, лояльных Духовному управлению мусульман Казахстана.

На 01.01.06 зарегистрировано в г.Алматы 271 конфессия, количество верующих составило 16000. За прошедшие годы зарегистрировано 98 культовых сооружений, из них 30 - составляют мечети. В настоящее время зарегистрировано 8 учебных заведений, количество обучающихся составило 510.

Религиозные организации финансируются как за счет пожертвований частных лиц, так и за счет помощи зарубежных центров, таких как Всемирная миссия “Агафе”, “Вон Буддизм”, “Бахаи” и др. Религиозные объединения большинства конфессий проявляют высокую социальную активность. Они участвуют в работе различных фондов, создают группы милосердия, здравпункты, центры по реабилитации социально неполноценных людей, проводят работу в местах заключения.

Относительный успех нетрадиционных конфессий обусловлен несколькими факторами, в числе которых: появившийся после распада советской идеологии духовный вакуум. Немаловажна и роль местных проповедников и иностранных миссионеров. На сегодняшний день в Алматы районными акиматами аккредитовано 40 миссионеров. Но реальная цифра намного больше, так как многие из них имеют вид на жительство, а некоторые церкви, такие, например, как баптистская “Радуга”, практикуют заезд проповедников сроком от 1 до 2 недель, и, естественно, их деятельность трудно поддается контролю и изучению.

Как утверждают некоторые религиозные деятели, если в начале 90-х обращение к различным религиям, в том числе и нетрадиционным, было обусловлено духовным поиском, то сейчас многие религиозные течения насаждаются миссионерами. Но все же главная причина негласного противостояния заключается в борьбе за влияние на верующих.

Как уже отмечено, казахстанское законодательство позволяет абсолютно свободно действовать любым религиозным объединениям. В т