Ахметжанова А.Т.

                                                  Казахский национальный университет

                                                        имени аль-Фараби. Республика Казахстан,

                                                    г. Алматы

 

Служение слову, науке, народу

(О деятельности А. Байтурсынова после принятия Положения об управлении степными областями 1891 г.).

Одной из актуальных проблем истории Казахстана, как части всемирной истории, является изучение личностей. Без знания личностей знание истории не может быть полным. Известные историки России С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, никогда не оставались равнодушными к выдающимся личностям, считая что историческая наука «… имеет дело только с представителями народа…», а «… жизнь их есть история народов», поэтому личности должны «уметь воспользоваться обстоятельствами, подчинить их своей цели и устранить те, которые могут быть вредны для этой цели». Жизнь и деятельность известного казахского поэта, ученого, тюрколога, переводчика, педагога, публициста, общественного и государственного деятеля Ахмета Байтурсынова есть история казахского народа до и после принятия Российской империей реформ 1886 и 1891 годов. Личность подвергавшаяся репрессиям как со стороны царской, так и советской властей только за то, что его беспокоила судьба казахского народа, его благополучие и процветание.

А.Байтурсынов рано потерял отца (Байтурсун, вместе с братьями, за сопротивление царским властям, был сослан в Сибирь на каторжные работы), но несмотря на нужду, голод и унижения он поехал учиться в Тургай (в то время областной центр Степного генерал-губернаторства). Здесь он поступил в Тургайское русско-киргизское (казахское) двухклассное училище, затем в 1891-1895 гг. учился в Оренбургской киргизской (казахской) учительской семинарии. Годы учебы совпали с принятием Российской империей «Положения об управлении степными областями» 1891 года и последующим их введением с 1 октября 1893 года. После окончания семинарии, в течении десяти лет, работал учителем аульных, волостных и двухклассных училищ в Актюбинском, Кустанайском и Каркаралинском уездах. «На собраниях, в своих письмах и личных беседах... Ахмет Байтурсынов говорил о нуждах и чаяниях народа. Ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чем мечтал», так как, введение в стране «Степного Положения» 1891 года не учитывало особенности развития края и давало право администрации Степного генерал-губернаторства насильно вторгаться во все стороны жизни, что «… привело население к обеднению и его культурное развитие к застою».

  Революцию 1905 года А. Байтурсынов встретил в Каркаралинске. События в центральных губерниях России оказали большое влияние на все слои населения Степного и Туркестанского генерал-губернаторств, «вся степь была вовлечена в сферу политики..., следуя действиям других и подражая их делам... казахский народ, стал приниматься за решение национальных нужд». Под руководством А.Бокейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Акпаева, М.Тынышпаева и других представителей казахской интеллигенции, летом 1905 года в Казахстане проводилась широкая петиционная компания. В городах Каркаралинск, Семипалатинск, Петропавловск, Уральск и других, от имени казахского народа принимались и направлялись петиции в столицу Российской империи – Петербург, на имя председателя Совета Министров, в центр Степного генерал-губернаторства -  Омск, на имя генерал-губернатора, в города – на имя военных губернаторов и уездных начальников. В петициях авторы писали о тяжелом положении казахского народа и просили решить его проблемы. Петиций было очень много, но среди них, самой известной и значительной по содержанию, является Каркаралинская петиция от 25 июня 1905 года за подписью 12767 казахов. Петиция была составлена на имя председателя Совета Министров С.Витте. Ахмет Байтурсынов и его единомышленники писали «...когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские (казахские) степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах...». Обстоятельно излагая тяжелое положение народа и указывая на их причины: «введение в стране «Степного положения», созданного бюрократическим путем без всякого соображения с истинными потребностями населения,  неуважение к закону со стороны администрации, ставящей на место закона свое усмотрение, полное пренебрежение к духовным и экономическим интересам, предлагали пути устранения... недостатков... управления киргизским (казахским) краем и просили принять соответствующие современным условиям жизни населения меры».

Революционная волна широко развернувшаяся весной и летом, осенью 1905 года охватила всю территорию Российской империи. Выставлялись требования о свержении самодержавия и установления республики,  решения вопросов о 8 часовом рабочем дне, земле и введении демократических свобод. Царь 17 октября 1905 года издал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором «на обязанность правительства возлагалось выполнение непременной воли» императора Николая Второго о созыве Государственной думы с законодательным правом, о даче народу свободы слова, собрания, организации, вероисповедания. Ахмет Байтурсынов участвовал в работе по переводу Манифеста 17 октября  на казахский язык и распространению его в степи, с целью – донести  её содержание  до широких слоев казахского населения. В конце октября 1905 года Манифест был переведен и напечатан в Акмолинской областной типографии в количестве 10000 экземпляров. В короткое время Манифест стал известен всей степи. Во многих городах проводились митинги по случаю объявления царского Манифеста 17 октября. Ахмет Байтурсынов руководил митингом в Каркаралинске, Бахытжан Каратаев в Уральске, Жакып Акпаев в Павлодаре. Вместе с известными представителями казахской интеллигенции: Алиханом Бокейхановым, Мыржакыпом Дулатовым, Мухаметжаном Тынышпаевым и другими, Ахмет Байтурсынов принимал активное участие в работе мусульманских съездов, в подготовке выборов казахских депутатов в Государственную думу. Так, летом 1906 года в первую Государственную думу были избраны 9 депутатов, из них 4 казаха, а в начале 1907 года во вторую Государственную думу - 15 депутатов, в том числе 7 казахов. Из 7 членов мусульманской фракции думы трое были казахи. Но, как известно, вторая Государственная дума была распущена и по всей Российской империи начались годы реакции. Первого июля 1909 года жандармы произвели обыск у                       А. Байтурсынова и арестовали его. До первого февраля 1910 года он находился в Семипалатинской тюрьме, затем был выслан на два года из пределов киргизских (казахских) степей в Оренбург, где  и жил до 1917 года. Изучал историю, языки,  литературу, этнографию своего народа, писал первые учебники и учебные пособия по языкознанию. А. Байтурсынов заложил основу казахского языкознания. В 1912 году вышла в свет его статья «Порядок правописания», где были предложены десятки лингвистических терминов, позже утвердившихся в казахском языке. А. Байтурсынов создал на основе усовершенствованной орфографической системы, «Алиппе» («Букварь») для детей, затем и для взрослых. В науке А.Байтурсынов известен не только как основатель казахского языкознания, но и как один из крупнейших исследователей проблем тюркологии. Им издана работа «Язык – инструмент обучения». Мыржакып Дулатов писал: «В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем киргизскую (казахскую) азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию киргизского (казахского) языка, теорию словесности и историю культуры».  Как поэт он выпустил сборник оригинальных стихов «Маса» («Комар») и переводы сорока басен А.И. Крылова «Кырык мысал» («Сорок басен»), выбирая для перевода « такие басни, которые понятны и соответствуют киргизскому (казахскому) духу».  В 1913-1918 гг. вместе с А.Бокейхановым и М.Дулатовым организовал выпуск газеты «Казах», стал его первым редактором. Целью газеты было «защищать интересы народных масс, способствовать распространению науки и культуры среди казахов, знакомить с жизнью и достижениями других народов». Газета выходила до октября 1918 года в Оренбурге и смело выдвигала нужды казахского народа. «За все время существования, газета «Казах» вела систематическую борьбу... с злоупотреблениями, разоблачая грязные поступки обитателей, взяточников и аферистов разных мастей. Они то, зорко следя за каждым шагом и за каждой строкой «Казах» занялись доносами. Они переводили резко написанные и осуждающие действия и политику правительства статьи с комментариями от себя и представляли начальству». Поэтому в редакции часто производились обыски, а А. Байтурсынова вызывали на допросы. В 1914 г. за помещенную в №80 «Казах» статью, где Ахмет Байтурсынов критиковал проект «Положения об управлении киргизским (казахским) краем», Оренбургский генерал-губернатор Сухомлинов оштрафовал его как редактора, на 1500 рублей и в случае его несостоятельности постановил заменить штраф арестом на 8 месяцев. «Он несмотря на слабость своего здоровья, заявил полиции, что согласен сидеть, но платить штрафа не может...» Читатели газеты, узнав об этом,  внесли штраф и он был освобожден. Газета и после этого подвергалась штрафам на разные суммы, но всегда читатели аккуратно вносили штрафы, не доводя дело до ареста А.Байтурсынова или закрытия газеты. Тираж газеты превышал 8000 экземпляров. Именно здесь А.Байтурсынов, А.Бокейханов, М.Дулатов, М. Шокай и другие сотрудники издавали свои исследования по истории и культуре казахского народа. В целом газета «Казах» «достигла высокого научного уровня... была самой значительной из всех периодических изданий казахов» до революции, «как по качеству, так и по тиражу» и все это благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А.Байтурсынова». Он прекрасно знал историю, культуру, менталитет казахского народа и считал, что с учетом их, необходимо внести изменения в «Степное положение» 1891 года или же заменить его Земством, пробудить самосознание казахов через просвещение, агитацию и пропаганду свободолюбивых идей, повысить культурное состояние казахского народа – залог его развития.

Поэтому Февральскую революцию 1917 года он, как и его соратники, встретил с восторгом и надеждой: «Наступило утро свободы. С божьей помощью заветное желание исполнилось...», так как они считали, что отречение императора Николая II  от престола и образование Временного правительства восстановит мир, справедливость, равенство и братство всех народов, проживавших в России. Мечтая видеть свой народ свободным, Ахмет Байтурсынов принял активное участие в организации первой и второй всеказахских съездов 1917 года,  поднимавших вопросы  создания партии, о земле, об автономии казахского народа, об образовании, культуре, просвещении. А.Байтурсынов - один из авторов проекта программы первой политической партии казахов «Алаш» (проект был опубликован в газете «Казах»  в ноябре 1917 года), где в десяти разделах четко и конкретно изложены идеи возрождения государственности казахского народа, развития науки, доступности образования для всех слоев населения, преподавания дисциплин на родном языке, автономности образования, открытия национальных школ и университетов. В ноябре-декабре 1917 года Ахмет Байтурсынов  был избран в члены Всероссийского Учредительного собрания от Тургайской области по списку партии «Алаш», получившей 75% голосов избирателей. Но «народы и окраины, устремившие все взоры и надежды на Всероссийское Учредительное собрание, ожидавшие его санкции на право самоопределения, очутились перед фактом разгона... Учредительного Собрания. Поэтому многие области вынуждены были объявить государственную самостоятельность». Казахская интеллигенция образовала автономию «Алаш» и правительство «Алаш-Орда» (декабрь 1917 года).             А. Байтурсынова по праву считают  «собирателем земель» автономии «Алаш», затем Казахской Советской Социалистической автономии. Он был членом комиссии по народному образованию правительства «Алаш-Орда». К сожалению, представления большевиков и алашской интеллигенции о принципах образования федерации, правах входящих в нее автономий и органов на местах не совпадали. Массовые факты насилия, грабежей и злоупотреблений, которыми сопровождалось большевистское движение на окраинах, представлявших «полнейшую анархию» пугали Ахмета Байтурсынова и его единомышленников и вынудили установить контакт с атаманом А.Дутовым, с Комитетом Учредительного Собрания в Самаре, с Временным Сибирским правительством в Омске. Но, как известно, созданная Уфимская директория приняла решение о том, что с ее созданием в России восстанавливается единая централизованная власть, а автономные управления должны будут  прекратить свое существование. В результате, Уфимская директория, объединившая все антисоветские силы, своим решением ликвидировала созданную автономию казахов «Алаш» и правительство Алаш-Орда.

С победой большевиков, А.Байтурсынов и его соратники вынуждены были сотрудничать с новой властью для решения вопросов развития культуры своего народа, независимости и возрождения национальной государственности. Поэтому в 1919 году он  признал Советскую власть. Встречался с                              В.И. Лениным, И.В. Сталиным, был членом Киргизского                                              (Казахского) революционного комитета (Кир(каз)ревком) по управлению краем, затем занимал высокие посты – Наркома просвещения Казахской  Советской Автономной Республики, члена ВЦИКА и КазЦИКА, руководителя Академического центра при Краевом Народном Комиссариате, который «начал существовать с октября 1921 года..., где  самое серьезное внимание было обращено на организацию Государственного ученого Совета и Государственного художественного совета, рассмотрению на заседаниях коллегии Акцентра тем по этнографии, истории казахского края..., организации комиссии для просмотра учебников, учебных пособий и руководства..., выпуску трудов общества изучения казахского края...». Занимался как и раньше  педагогической деятельностью. В 1923 году торжественно отмечалось 50-летие со дня его рождения. Говорилось о его заслугах до и после Октябрьской революции 1917 года. Но уже через шесть лет, в июле 1929 года А.Байтурсынов был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и выслан за пределы Казахстана в Архангельскую область, а жена Александра Ивановна (Бадриссафа Мухаметсадыковна) с дочкой Шолпан – в Томскую область. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой, работавшей в комиссии Международного Красного Креста, был досрочно освобожден. В годы массовых политических репрессий в декабре 1937 года расстрелян. Но, как писал А.Байтурсынов, «наступят еще времена, когда вспомнят наши имена». Такое время наступило в 1988 году, когда он был реабилитирован. В настоящее время изданы труды Ахмета Байтурсынова, его именем названы улицы, школы, ВУЗы, открыты музеи в городах Алматы, Кустанай, Тургай. Многое из того, что говорил, писал и о чем мечтал Ахмет Байтурсынов созвучно проблемам сегодняшнего дня и постепенно претворяется в жизнь. Имя Ахмета Байтурсынова известно каждому казахстанцу «жизнь и деятельность которого являются честью и совестью нации, настолько бескорыстным было его служение родному народу».