Музыка и жизнь / Музыковедение

                            Пузач А.А.

     Белорусский государственный университет культуры и искусств,  

                                                              ( Беларусь, г. Минск)

 

          НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ИГРЫ НА ТРУБЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (сущность, специфика и перспективы развития)

 

При условии качественного уровня национального исполнительского искусства игры на трубе оно является одним из составных компонентов не только музыкального искусства той или иной страны, но и является составной часть всей мировой музыкальной культуры.

Как отмечает исследователь А.Черных, «история возникновения трубы уходит в далекое прошлое и в настоящее время трудно установить, кому из древних народов принадлежит ее изобретение. Натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента. В эпоху Средних веков прямая металлическая труба употреблялась уже не только как сигнальный инструмент, но и для сопровождения всевозможных торжественных церемоний и ритуалов» [19, с. 99]. Исследуя историю бытования трубы в музыкальной культуре Беларуси,  музыковед А.Коротеев в своей работе «Бытование амбушюрных духовых музыкальных инструментов в Беларуси», которая была им написана на основе изучения  материалов археологических изысканий, архивных исследований и анализе печатных изданий в контексте славянской органологии, указывает: «Наряду с сигнальными инструментами из рогов животных стали появляться и новые разновидности древних амбушюрных инструментов – прямые деревянные трубы. И здесь вполне можно вести рассуждения о поисках древних мастеров тембрового различия инструментов, исходя из целей их применения. Наиболее раннее летописное упоминание о прямых деревянных трубах, которые нам удалось обнаружить (бытовавших на Беларуси – А.П.), относятся к концу XII – началу XIII ст.» [9, с. 171]. О значимости трубы как одного из популярных музыкальных инструментов ведет разговор в своей книге и доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории Ю.А.Усов [17]. Интерес представляют для специалистов рассматриваемого направления в музыкальном искусстве те исторические сведения о трубе и ее роли в музыкальной культуре, которые отражены в работах доктор искусствоведения, профессора С.Я.Левина [13; 14], профессора Т.А.Докшицер [8],  а также авторитетного белорусского искусствоведа, члена международной организации искусствоведов    IGEB, председателя Белорусской Ассоциации духовых оркестров и ансамблей БАДОА/BASBE доцента, кандидата искусствоведения А.Л.Коротеева [9; 10; 11; 12].

Таким образом, труба является одним из наиболее древних музыкальных духовых амбушюрных музыкальных инструментов, прошла сложный путь эволюции от натуральных разновидностей (деревянные, металлические модели) до современного вида хроматического инструмента, обеспечивающего исполнителям выступления в качестве солистов, участников различных составов ансамблей, а также различных видов и составов оркестров (симфонический, камерный, народный, духовой, эстрадный).

Одними из важных аспектов сущности и специфики национального исполнительского искусства игры на трубе являются:

1)       сложившаяся система обучения игре на трубе в начальных, средних специальных и высших учреждениях образования, культуры и искусств. В Беларуси – это детские музыкальные школы, школы искусств, учебные комплексы «колледж – лицей», музыкальные училища, училища культуры и искусств, Белорусская государственная академия музыки и ее областные филиалы, Белорусский государственный университет культуры и искусств, музыкальные отделения в других высших учебных заведениях;

2)       творческая заинтересованность композиторов и авторов переложений произведений для трубы (камерно-инструментальная музыка, ансамбли, оркестровая музыка);

3)       творческие достижения представителей национальной исполнительской школы игры на трубе в рамках мировой художественной музыкальной культуры (необходимо отметить, что целая плеяда белорусских трубачей уверенно завоевывала призовые места и лауреатские звания на престижных международных конкурсах исполнителей на духовых инструментах);

4)       организация широкой художественно-просветительской работы с целью популяризации трубы как востребованного музыкального инструмента.

Важным моментом формирования национального исполнительского искусства игры на трубе является передача знаний технологического порядка в освоении всевозможных приемов исполнения на этом инструменте. Большим подспорьем для трубачей Беларуси являются труды таких известных специалистов, как профессор Московской государственной консерватории по классу трубы Ю.А.Усова [16; 18], известный виртуоз-трубач, профессор Т.А.Докшицер [8], заведующий кафедрой Одесской консерватории доцент В.Н.Луб [15]. Серьезное внимание технологическим аспектам исполнительского искусства игры на трубе уделяют и белорусские специалисты. Среди них – профессор, заслуженный артист Республики Беларусь, член международной Гильдии трубачей ITG В.В.Волков [2 – 4], профессор, заведующий кафедрой медных духовых инструментов Белорусской государственной академии музыки Н.М.Волков [5; 6].

Учитывая сложившуюся практику организации исполнительской деятельности трубачей в профессиональных ансамблевых, оркестровых коллективах, выступления трубачей в любительских ансамблях и оркестрах Беларуси, можно вести разговор о дальнейших перспективах в этом направлении. На наш взгляд, наиболее эффективными путями могут быть такие, как:

1)                           изучение творческих достижений исполнительского искусства игры на трубе ведущих представителей зарубежных стран;

2)                           изучение творческих достижений исполнительского искусства игры на трубе лучших представителей отечественной исполнительской школы;

3)                           совершенствование национальной системы подготовки исполнителей на трубе в начальных, средних специальных и высших учреждениях образования, культуры и искусств;

4)                           организация стажировок и курсов повышения квалификации ведущим специалистам и учащимся за рубежом;

5)                           активное участие в международных конкурсах исполнителей на духовых инструментах;

6)                           расширение возможностей по изданию специальной и нотной литературы, отражающей вопросы истории и прогрессивных подходов в обучении игре на трубе;

7)                           тиражирование аудио-, видеоматериалов о ведущих отечественных и зарубежных исполнителях на трубе.

     Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности, специфике и перспективах развития национального исполнительского искусства игры на трубе в Беларуси позволяет сделать вывод о том, что: 1) это явление заслуживает внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей; 2) оно является органичной составной часть национальной художественной и музыкальной культуры Беларуси; 3) оно, в лучших своих образцах, стоит в одном ряду творческих достижений представителей исполнительского искусства игры на трубе зарубежных стран и составляет уровень мирового музыкального исполнительского искусства.

 

 

литература

1.     Волков В.В. Вопросы теории и практики исполнительства на трубе. Мн.1999 -  151 с.

2.     Волков В.В. Исполнительское дыхание (К вопросу о постановке техники дыхания при игре на медных духовых инструментах)  // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2003. – № 4. – С. 84-88.

3.     Волков В.В. Некотрые вопросы исполнительства на трубе-piccolo // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – 2006. – № 9. – С. 93-100.

4.     Волков В.В. Техника игры на трубе в верхнем регистре. Мн.1984. (методические рекомендации). – 25 с.

5.     Волков Н.М. Работа над упражнениями и гаммами в классе трубы. Мн.1983. -  39 с.

6.     Волков Н.М. Физические и психофизиологические предпосылки образования звука на трубе и проблемы исполнительской артикуляции: Монография: Белорусская государственная академия музыки, 2004. – 169с.

7.     Докшицер Т.А. Путь к творчеству. -  М.: ИД «Муравей», 1999. – 216 с.

8.     Докшицер Т.А. Штрихи трубача – // Методика обучения игре на духовых инструментах. -  Вып. 4. М.: Музыка, 1976. – С. 48-70.

9.     Коротеев А.Л. Бытование амбушюрных духовых музыкальных инструментов в Беларуси (по материалам археологических изысканий, архивных исследований и анализа печатных изданий в контексте славянской органологии) / А. Л. Коротеев // IV Міжнародныя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры : матэрыялы чытанняў (Мінск, 24-26 мая 1998 г.) : у 2 ч. / ЕГУ, Бел. ун-т культуры ; рэдкал. Пазнякоў А. У. (адк. рэд.) [і інш.]. – Мн. : Бел. ун-т культуры, 1999. – Ч. 2. – С. 168–176.

10. Коротеев А.Л.  Особенности развития духового искусства Восточной Европы: органологическое исследование и эволюция форм народно-инструментального исполнительства на духовых и ударных инструментах / А. Л. Коротеев // Украіньска культура в іменах і дослідженнях : наукові записки Рівненьского державного інституту культури. – Рівне : Рівненський державний інститут культури, 1998. – Віп. 3. – С. 96–320.

11. Коротеев А.Л. Произведения Д.Б. Кабалевского для детей

          и юношества и их роль в системе художественного образования

         исполнителей на трубе // Материалы Всероссийской научно-практ. конф.

         «Художественное образование: инновации и традиции», 9-10 нояб 2004 г.:

         В 2 ч. /Перм. гос. ин-т культуры и искусства и др. – Пермь, 2004. – Ч. 1. –

         С. 80-86.

12. Коротеев А.Л. Функциональные и этноорганологические особенности белорусских народных духовых инструментов / А. Л. Коротеев // Х Міжнародныя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24–26 мая 2004 г.) / рэдкал. М. А. Бяспалая (адк. рэд.) [і інш.]. – Мн. : Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2005. – С. 66–72.

13. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Ч. 1.

М.: Л.: Музыка, 1973. – 263 с.

14. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Ч. 2.

Л.: Музыка, 1983. – 190 с.

15. Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. – М.: Музыка, 1982. – 80 с.

16. Усов Ю.А.  Методика обучения игры на трубе М. 1984. – 215 с.

17.  Усов Ю.А. Труба: Популярный очерк. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1989. – 64 с.: ил. – (Муз. инструменты).

18. Усов Ю.А. Техника современного трубача (ежедневные упражнения). М. 1986. – 86 с.

19. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. М.: Советский композитор, 1989. – 320 с.: ил.