Шайгозова Ж.Н., к.п.н., ст. преподаватель

Казахского Национального педагогического университета имени Абая

ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

 ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

По мнению многих известных педагогов, ученых, общественных деятелей в современном мировом обществе остро стоят проблемы национально-культурной толерантности, межэтнического взаимодействия, преодоления националистических тенденций. Попытки решения этих вопросов поставили в воспитании и образовании учащихся проблему формирования поликультурной личности. В последнее время в педагогической науке постепенно расширяется круг методических приемов и методов, направленных на формирование поликультурной личности на материале различных учебных дисциплин. Анализ данных приемов и методов (а также их конструктивное применение на уроках изобразительного искусства, направленных на формирование поликультурной личности) требует рассмотрения функций поликультурного образования. Несомненно, что сущность любого вида образования (в том числе поликультурного) наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Рассмотрение педагогических функций поликультурного образования непосредственно в рамках, обозначенной проблемы значительно дополняет представление о сущности этого вида образования на материале предметов художественно-эстетического цикла.  Согласно мнению А.Ю. Белогурова поликультурное образование должно решать следующие функции:  - философско-культурологическую, направленную на формирование этнического самосознания личности как составной части планетарного сознания; - этико-гуманистическую, учитывающую идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, отражающую с позиций гуманизма в содержании образования и способах учебной деятельности культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах; - гуманитарно-гностическую, направленную на формирование активного познавательного интереса к родной, российской и зарубежной культурам; - воспитательно-рефлексивную, ориентированную на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации, становление нравственных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом, создание условий для превращения их в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения; - личностно-развивающую, в процессе которой пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина мира /1/. Сказанное означает, что методика формирования поликультурной личности (или организация поликультурного образования) на материале любого учебного предмета должна быть направлена на реализацию, обозначенных функций. Теперь попытаемся рассмотреть возможность реализации, обозначенных функций через предметы художественно-эстетического цикла, в частности на уроках изобразительного искусства. Здесь необходимо подчеркнуть роль предметов искусства в теории и практике поликультурного образования. На наш взгляд, искусство обладает мощным потенциалом в моделировании эффективного поликультурного образовательного пространства. Именно культура, художественная культура, искусство представляется сегодня наиболее эффективным способом духовного объединения разных народов. Языки и методы искусства, используемые как интеграционные механизмы, увеличивают возможность освоения большего количества информации, усиливая эмоциональную насыщенность ее содержания (Ю.М. Лотман, А.А. Криулина). Так, согласно структурно-семиотической концепции Ю.М. Лотмана: «усложненная художественная структура, создаваемая из материала языка позволяет передавать такой объем информации, который… не доступен для передачи средствами элементарной собственно языковой структуры» /2/.

Сказанное означает, что именно искусство, благодаря своей эмоциональной насыщенности, действуя на эмоции и интеллект человека, формирует систему ценностных установок и личное отношение к действительности.

Теперь сформулируем проблему в обобщенном виде: основные функции поликультурного образования – область реализации, обозначенных функций: художественно-эстетическое образование (уроки изобразительного искусства) – художественно-эстетическое образование организуется через национальную и мировую художественную культуры – результат такой организации обучения предметам художественно-эстетического цикла: поликультурная личность. В состав данной системы входят преподаватель, учащийся, объем теоретических и практических знаний по национальной и мировой художественной культуре и методика их передачи (усвоения).

Так, философско-культурологическая функция поликультурного образования ответственна за формирование «ценностных ориентаций» - фиксированных установок относительно тех элементов действительности, которые являются личностно значимыми для данного индивида /1/. Сказанное означает, что содержание уроков изобразительного искусства должно способствовать формированию системы ценностных ориентаций личности. Основу, которых составляют социально-этнические  «нравственные принципы и идеалы, традиции, представления о гуманности, взаимоотношениях между людьми, понятия о смысле жизни, без которых невозможно нормальное функционирование любого национального общества» /1/. Таким образом, необходимо обеспечить «вхождение» индивида в систему этнических связей, характеризуемой определенной системой ценностей. Однако, при этом содержание обучения должно способствовать  усвоению не только специфических, но и общечеловеческих ценностей, «заложенных» в каждой национальной культуре.

Этико-гуманистическая функция поликультурного образования в предметах художественно-эстетического цикла реализуется на основе идей гуманизма. Гуманитарно-гностическая функция направлена на формирование активного познавательного интереса к родной и мировой культурам, на отражение в содержании образования самобытности и уникальности родной культуры во взаимосвязи с мировой. Воспитательно-рефлексивная функция, ориентированна на восприятие и осознание важности всего культурного многообразия мира, становление нравственных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом. Анализ функций поликультурного образования показывает, что они логически взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, а также выражают его глубинную сущность  (т.е. реализация одной функции подразумевает реализацию следующей).

Исходя из анализа функций поликультурного образования и определения понятия «поликультурной личности» видно, что в ее основу положена психолого-педагогическая мысль, раскрывающая идею воспитания личности на фоне ее этнической идентификации, и через нее стремящейся к идентификации с ценностями мировой культуры. Данное положение позволило нам определить основные этапы формирования поликультурной личности школьника. Они выражаются в освоении этнической идентичности  (этнокультурной идентичности) и идентификации с ценностями мировой художественной культуры. Таким образом, формирование поликультурной личности школьника посредством учебного предмета «изобразительное искусство», выражается в усвоении (познании) специфики «своей» национальной культуры: образно-эмоционального восприятия мира этносом, отраженного в произведениях национальной художественной культуры и стремлении вникнуть и понять «строение и внутренние особенности другой культуры», обогащаясь ее содержанием.

Рассмотрев функции поликультурного образования, выделив этапы формирования поликультурной личности и уточнив роль учебного предмета «Изобразительное искусство» в формировании поликультурной личности нам необходимо обозначить методы, приемы и технологии поликультурного образования, наиболее рациональных для данной предметной области.  

Анализируя сущность и перспективы развития поликультурного воспитания, исследователь А.Н. Джуринский отмечает, что поликультурное воспитание должно проводиться с использованием следующих педагогических форм работы: активные методы обучения, уже доказавшие свою эффективность и нашедшие признание в педагогической практике, такие как диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры и пр. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета; при освоении многокультурности - лекции, эвристические беседы, работа с источниками; при развитии навыков межкультурного общения - диалог /3, c. 96/. Отсюда следует, что наиболее целесообразным для формирования поликультурной личности будет применение образовательных технологий, адекватных содержанию не только этно- и поликультурного, но и художественного образования, и уже доказавшие свою эффективность и широко, применяющиеся в практике обучения.

Исследователи (Л.Л. Супрунова, А.Ю. Белогуров) считают, что процесс обучения в поликультурном образовании призван опираться на современные концепции и методики личностно - ориентированного обучения и воспитания. Таким образом, в круг наиболее значимых педагогических технологий, на наш взгляд, для формирования поликультурной личности на уроках изобразительного искусства входят: технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, технология «диалога культур» и др. В рамках данной статьи рассмотрим возможности применения технологии «диалога культур» на уроках изобразительного искусства. Целью применения технологии «диалога культур» на уроках изобразительного искусства является формирование у школьников диалогического сознания и мышления, выражающегося в умении сравнивать смысловые спектры различных художественных культур, и в рамках смены смысловых ориентиров в одной культуре (диалог национальной и современной культуры) или развитие способности у школьников вести внутренний диалог на художественно-образном уровне.  Известно, что взаимодействие культур (национальной и мировой) всегда диалогично (М.М. Бахтин, В.С. Библер, П.С. Гуревич и др.). По своей сути общение с искусством также всегда диалогично (М.М. Бахтин). Поэтому на уроках изобразительного искусства применение технологии диалога культур более чем оправдано, и по нашему мнению более всех педагогических технологий отвечает задачам поликультурного образования.

Обоснование применения технологии «диалога культур» на уроках изобразительного искусства заключается в формировании сознания  учащегося   такого  уровня,  при  котором  он  почувствует  необходимость  сравнивать  разные  картины  мира,  представленные  в  разных  художественных  культурах. К методическим особенностям урока-диалога исследователь /4/ относит: переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся; порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который побуждает мысль, а не снимает проблемы. Особенностью методики, основанной на технологии «диалога культур», является создание ситуации диалога. Для организации такой ситуации В.В. Сериков обозначает необходимость таких элементов, как: диагностика готовности к диалогическому общению (базовые знания, коммуникативный опыт, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения); поиск мотивов; переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач; продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога /4, с. 112/. Таким образом, учитель изобразительного искусства должен знать методические особенности урока-диалога, заключающегося в создании ситуации диалога. Для реализации задач урока-диалога учитель удостоверяется в готовности школьников к диалогическому общению с помощью комплекса педагогических средств (это могут быть различные тесты и вопросники по проверке базовых знаний по той или иной национальной художественной культуре). Далее учитель ищет мотивы, вопросы или проблемы, которые личностно значимы для учащихся (вопросы этнокультурной идентичности); следующий этап – переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных задач и вопросов. Здесь учитель продумывает различные варианты развития сюжетных линий диалога, в качестве таковых могут быть: диалог художественных культур Запада и Востока; специфичность искусства портрета в разных культурах (сравнительный анализ); между различными историческими типами внутри одной культуры; между стилистическими и художественными направлениями. Таким образом, диалог культур предполагает определение своеобразия каждой из национально-культурных систем на основе анализа и сопоставления. При этом выявляется, с одной стороны, общечеловеческая основа и содержание каждой национальной культуры, с другой – характерные для них «национальные картины мира» и особенности мировоззрения и мировосприятия. На наш взгляд, организация поликультурного образования на уроках изобразительного искусства предполагает наличие у будущего учителя: - готовности строить альтернативные варианты содержания уроков и творческих заданий; - желание и умение налаживать коммуникативные связи с коллегами для создания междисциплинарных проектов, направленных на целостное освоение учащимися содержания поликультурного образования; - овладение разнообразными педагогическими технологиями, их использование, преобразование и интерпретация; - владение методами искусства и использование их для увеличения эмоциональной привлекательности содержания предмета.

Литература:

1.     Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. – Махачкала: ДГУ. - 2001. - С. 43 – 51.

2.      Лотман Ю.М. Об искусстве.– С.-Пб.: Искусство, 1998.– С.287.

3.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство. - 1979. – 424 с.  

4.     Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. – Волгоград: Перемена.– 1994. – С. 112 – 114.