Келденова К.К.

Казахский Национальный педагогический университет имени Абая

РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование этнокультуры имеет большое научно – теоретическое и практическое значение в педагогическом аспекте. В связи с этим возникает необходимость изучения роли этнокультуры в процессе формирования национального самосознания школьников на уроках изобразительного искусства.

По мнению многих философов, психологов, социологов национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и осознание общности интересов. И разве современной школе, в частности предметам художественно-эстетического цикла не под силу развивать эти качества в своих «питомцах»?

Национальное своеобразие, национальный характер, национальные особенности восприятия мира находят свое отражение в культуре, искусстве этносов. И как справедливо полагает А.Г. Агаев, «...культура представляет из себя не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению. Бытие культуры поэтому находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов этой деятельности... Национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании» /1/. Эти два момента, образующие совокупности национальное своеобразие культуры, выступают специфически в каждом жанре искусства. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное – национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание /2/. Сказанное означает, что изучение национальной культуры, а вернее этнокультуры способствует усвоению специфических особенностей народа, создателя той или иной культуры. Ведь каждый индивид через национальное самосознание воспринимает бытие, историю, интересы своей национальной общности, свое будущее.

Исследователи А.В. Авксентьев, В.А. Авксеньтьев пишут: «национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека более важную роль, чем это было 10-15 лет назад. Вместе с тем формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время - из средств массовой информации, которые в свою очередь тенденциозно и не некомпетентно трактуют национальные проблемы» /3/. Поэтому становится актуальным процесс целенаправленного формирования национального самосознания, развития позитивной этнической идентичности у школьников. Осмысление своей этничности является необходимым фактором для полноценного духовного и нравственного, культурного и социального развития человека. Современные педагогические реалии требуют учета в образовании этнокультурного фактора. Ведь в настоящее время идет утрата традиционных этнокультурных ценностей народов. В результате этого происходит разрыв между поколениями в усвоении и осмыслении своей традиционной этнокультуры, которое характеризуется пассивным отношением детей к своей этнической культуре.

Интересными для нашего исследования являются результаты работы  по выявлению психолого-педагогических условий воздействия устного народного творчества (материал народной сказки) в формировании этнической идентичности детей дошкольного возраста. При этом автор исходит из тезиса, что понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа. Уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации, чужую судьбу, чувства, бесспорно, ставит сказку в ряд эффективных способов воспитательно-образовательной работы, что подтверждает гениальные мысли К.Д. Ушинского о сказках, как первой блестящей попытке народной педагогики. В ярких образах сказка открывает всеобщий, нажитый духовный опыт народа, наделенный логикой и смыслом /4/.

Автор утверждает, что дошкольный возраст является важным периодом в становлении личности, в появлении предпосылок гражданских качеств, основы мировосприятия и мировоззрения, интенсивном формировании самосознания. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность.

В исследовании вопросов формирования национального самосознания (развития позитивной этнической идентичности) школьников  на уроках изобразительного искусства мы изучали различные аспекты этнопсихологии (этнические особенности культуры, стадии развития национального самосознания или стадии формирования этнической идентичности и др.). Так, к области этнических особенностей относится, прежде всего, традиционно-бытовая культура, многообразие которой проявляется в культурно-бытовых обычаях как элементах этнического самоопределения. Точнее в сфере компонентов материальной и духовной культуры, таких как: искусство, пища, одежда, в личных взаимоотношениях родственников и людей друг с другом, в этике поведения в семье и обращения со старшими и т.д. Сказанное означает, что искусство народа, этноса является одной из составляющих этнической специфики.

Далее мы проанализировали стадии формирования  этнической идентичности, разработанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Последователь психоаналитического направления Э. Эриксон разработал развернутую теорию идентичности. Он определил идентичность: 1.-как внутреннюю непрерывность и тождественность человека самому себе; 2.-как тождественность человека своему этносу, историческому статусу и т.д. Согласно Э. Эриксону, процесс развития идентичности продолжается всю жизнь и не является линейным. Позиции Э. Эриксона в понимании идентичности затрагивают глубинные процессы, происходящее с этносами в историческом развитии.

Глубокий интерес представляют для нас работы С. В. Лурье, в которых создана этническая самоконцепция — своеобразный комплекс автостереотипов и приписываемых характеристик, целостной мифологемы, включающей взгляды на историю, настоящее и будущее, на те или иные институциональные формы существования и их мировоззренческое обоснование, обеспечивающей этническую самоидентификацию народа. Среди российских ученых наиболее развернуто процесс развития этнической идентичности раскрыт в трудах Т.Г. Стефаненко.  

Исследование работ, названных авторов позволило нам выявить теоретическую основу решения  прикладной задачи, направленной на формирование национального самосознания, этнической идентичности школьников в предметах художественно-эстетического цикла.

            Культура народа оценивается сегодня не только в связи с количеством и качеством созданных произведений искусства, но и по тому воспитательному эффекту, который оказывает на людей общение с искусством. Поэтому  этнокультура, этноискусство для нас является одним из основных «инструментов» воспитания растущей личности, идентифицирующей себя со своим народом, со своей культурой.

Литература:

1.     Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала: АГУ, 1992. С. 134-135.

2.     Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: «Эльфа».- 1999. -с. 3.

3.     А.В. Авксентьев, В.А. Авксеньтьев. Краткий этносоциологический словарь-справочник / Под ред. Шаповалова В.А.; Ставроп. гос. пед. ун-т. - Ставрополь, 1994. - 99с.

4.     Михалева О.Н. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н., Якутск, 2003. – 16 с.