Кеангели М.М.

Ст. преподаватель кафедры русского языка

Московского  автомобильно-дорожного институт (ГТУ)

Образ «каменного пути» и символический ряд «уголь –  алмаз» как варианты мифологемы пути

 в творчестве А. Блока

1. Научный интерес к теме камня в литературе рубежа XIX-XX вв. обусловлен тем, что «каменная метафорика» в художественных произведениях этого периода приобретает характер устойчивой универсалии.  В связи с этим изучение мотивов и образов камней позволяет, с одной стороны,  в большей степени понять и оценить феномен «серебряного века» и, с другой, глубже изучить творчество отдельных авторов. Особенно важным это становится для анализа языка поэтов-символистов.

2. Значительный интерес представляет анализ «каменной метафорики» в творчестве А. Блока, т. к. семантика камня, в том числе и драгоценного, в его произведениях приобретает универсальное значение, организуя пространственно-временную структуру текста. Так, семантика камня участвует в реализации важнейшего для творчества поэта мотива пути. На создание «картины мира» в творчестве А. Блока непосредственное влияние оказала мифопоэтическая концепция В. Соловьева, согласно которой мир развивается по законам триады – тезис – антитезис – синтез. В этих же категориях осмысливает и свой собственный путь Блок: 1) яркий свет Прекрасной Дамы; 2) «страшный мир»; 3) «рождение человека общественного».

3. В ряде произведений поэта мотив пути становится сюжетообразующим. В стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) важно определение пути – каменный. В поэме «Соловьиный сад» (1915 г.) образ каменистого (кремнистого, тяжелого) пути повторяется. Важным знаком блоковской эволюции становится то, что в произведении 1915 г. определение «нищая», данное Блоком России, уже является характеристикой самого поэта. Знаменательным становится принципиальное «неотделение» индивидуального от общего, себя от Родины. Эпитет каменный (каменистый, кремнистый) по-новому заставляет осмыслить образ пути (ср. эпитеты в более ранних произведениях Блока: излученный путь, голубая дорога, серебряный путь). Он вводит тему трудностей, лишений, тягот, но одновременно и тему их преодоления. Проводя параллели с путем, проходимым Россией,  Блок метафорически изображает собственный каменистый путь к «новой жизни». Т. о,  идея о пути личностном у Блока позднего периода все сильнее сливается с идеей о пути народном.

4.  В творчестве Блока можно выделить множестве вариантов единого «мифа о мире». Один из них также связан с образом камня, но уже драгоценного: «Созрела новая порода, - Угль превращается в алмаз» (поэма «Возмездие»). Этапы «драгоценной» варианта становления мира и лирического героя таковы: а) в юности герою в образе Зари, Девы Купины является Душа Мира, герой озарен «Ее светом»; б) в мире земного inferno Заря трансформируется в «жизни гибельный пожар», костер демонической страсти, который сжигает героя; в) сгоревший он превращается в уголь или пепел; г) но погибший в «страшном мире», погребенный уголь преобразуется в алмаз. Если объединить этапы б и в, в структуре пути героя блоковской лирики обнаруживается трансформация соловьевских идей о триаде.

5. Данный сюжет  непосредственно связан с мотивом горения, который наряду с парадигмой пути является центральным для творчества поэта.  Этапам сюжета «мифа о пути» соответствуют ступени развития образов огня: горенье – тленье – уголь / пепел. Но с парадигмой огня поэт связывает и возрождение:  «Нет! В золе еще бродят последние искры, Есть огонь, чтобы вспыхнул пожар» («Не затем величал я себя паладином»). Мотивы огня и пути переплетаются, сливаются, приобретая единые образные воплощения.

6. Следует отметить, что и в «драгоценном варианте» образы угля и алмаза символизируют как становление лирического героя, так и становление мира. Характерной чертой всех произведений III тома  о России  является наличие двух проекций: первой, явной – на русскую реальность, на путь, проходимый Россией,    и второй, подспудной – на личность и путь (= развитие) самого поэта.

7. Образы угля и алмаза в  произведениях III тома  имеют широкий генезис: мысли Блока о промышленном развитии России, идеи трудов Д. И. Менделеева и само время, которое требовало от людей коренной перестройки, в буквальном смысле, сгорая в очистительном пожаре событий, человек должен был, выстояв, возродиться для будущей жизни. Идея формирования «алмазной твердости» человеческой души под влиянием революционных событий начала XX в. нашла отражение и в творчестве других поэтов этого периода: «…Из глины слепленный с железом Человек, Коль он не весь – скудель, скует из Адаманта – Из стали и алмаза – Век» (В. Иванов);  «В годины праздных испытаний, В годины мертвой суеты – Затверденей алмазом брани В перегоревших углях - Ты» (А. Белый. «Родине»).

8. Т.о., семантика камня, в том числе и драгоценного, участвуя в реализации «языка пространственных отношений», организуют пространственно-временную структуру произведений Блока. Так, она формируют идею о нелегком, связанном с душевной перестройкой, пути лирического героя, который в зрелой лирике поэт последовательно сближает с путем России. В использовании одного и того же символического ряда «уголь – алмаз» как при изображении «пути мира», так и «пути лирического героя» проявляется важная закономерность поэтики произведений рубежа XIX-XX вв. Используя однотипные средства, поэт раскрывает общие закономерности развития макро- и микрокосма. Основная параллель рубежа XIX-XX вв. «мир – человеческая душа» реализуется поэтом посредством единого символического ряда, стремящегося таким образом к расширению сферы своего влияния, к своеобразной универсальности.