Майгельдиева Ж.М., Ермагамбетов Р.А.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Республика Казахстан

 

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СИНГАРМОНИЗМА В ПРАСЛАВЯНСКОМ, ДРЕВНЕРУССКОМ И СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ

От ударения в акцентных языках, тона в тональных языках зависят «закономерности членения на слоги и звуки, только просодия определяет их артикуляционный и акустический характер». Такую же роль играет и сингармонизм в тюркских языках.

Долгое время сингармонизму отводили второстепенную роль: сингармонизм рассматривался в работах ряда ученых (Х.К.Жубанов, С.Кенесбаев) как одна из просодических единиц, но неглавная. Впервые звуковой строй казахского языка с позиции сингармонизма как просодической доминанты казахской речи был исследован А. Байтурсыновым. Им составлен реформированный сингармонический казахский алфавит на основе арабской графики, описаны особенности сингармозвуков, созданы принципы сингармонической орфографии. Затем идеи А. Байтурсынова нашли свое продолжение в работах А.Джунисбекова, М.Джусупова. По их мнению, сингармонизм - это полифункциональное явление: три основные функции сингармонизма - словоорганизующая, словоопознавательная, словоразличительная - «изолированно друг от друга не существуют и функционируют вместе с функционированием слова». Существуют два типа сингармонизма: небный, лабиальный, которые вместе реализуются в четырех сингармотембрах: сингармолингвотвердом, сингармолингвомягком, сингармолингволабиатвердом, сингармолингволабиамягком. В казахском языке сингармонизм не нарушается, сохраняется.

   В то же время существуют языки, в которых сингармонизм может быть нарушен – это узбекский, чувашский, . . . языки; и языки, в которых были этапы сингармонического произношения и написания – это праславянский и древнерусский языки.

  Исследователи сингармонизма русского языка говорили и о слоговом сингармонизме (Р.Якобсон, В.В.Иванов, В.Г.Макаров), о групповом сингармонизме (Н.Ван-Вейк, В.К. Журавлев) и о межслоговом сингармонизме (В.В.Колесов).

  После работ Н.Ван-Вейка все многочисленные и разнообразные процессы праславянского периода были сведены к двум тенденциям, значительно изменившим фонетическую систему славянских языков: 1) тенденция к восходящей звучности; 2) тенденция к палатализации. Вторая тенденция известна в науке, как закон слогового сингармонизма, согласно которому в пределах одного слога могли находиться звуки только однородной артикуляции – переднего или непереднего образования. При стыке в слоге звуков разнородной артикуляции согласно слоговому сингармонизму происходил процесс палатализации (рост-роща).

Вопрос о групповом сингармонизме как первом этапе в формировании слогового сингармонизма в праславянской фонетической системе был затронут Н. Ван-Вейком, а впоследствии обоснован В.К.Журавлевым. Групповым сингармонизмом принято называть «последовательное сближение тембра смежных звуков». Явление группового сингармонизма наблюдается на стыке вокализма и консонантизма, что дает возможность изучать фонологическую систему как целое.

Межслоговой сингармонизм получил свое распространение в древнерусском языке с ХI века до ХIII века. Смещение некоторых фонемных признаков в сторону согласного элемента слога, вызванное вторичным смягчением согласных, привело к употреблению  гласных, находящихся в соседних слогах. Особенно это касается < ъ >,   < ь >,  которые не были  противопоставлены друг другу фонематически и потому легко могли вступать в чередование. Межслоговой сингармонизм прослеживался в тех словах, которые в конце ХI - начале ХII веков были для восточных славян только что заимствованными, не имевшими произносительной традиции. Например, в греческих заимствованиях изменившийся по качеству гласный, как правило, всегда был морфологически изолированным, происходило уподобление слогов друг другу, приводя к межслоговому сингармонизму: Артемонь-Артамонь, Доментий-Дементий, Меланья-Маланья.

Таким образом, не только  в урало-алтайских языках, но и в славянских (праславянском, древнерусском) языках наблюдались периоды сингармонизма, которые оказали определенное влияние на становление современного литературного языка.

В отличие от исследователей сингармонизма славянских языков. Исследователи сингармонизма казахского языка говорят  о словесном сингармонизме (А.Байтурсынов, А.Джунисбеков, М.Джусупов), который выбирает в себя понятия слогового, группового и межслогового сингармонизма; при этом они выделяют два типа  сингармонизма - небный и лабиальный, которые вместе функционируют в четырех сингармотембрах: лингвотвердом, лингвомягком, лингволабиатвердом, линволабиамягком.  

     Таким образом, сингармонизм в языке может нарушаться (узбекский, чувашский, … языки); сингармонизм может не нарушаться, сохраняться в языке (современные казахский, киргизский… языки); сингармонический язык может стать несингармоническим (современный русский литературный язык).       

Литература

1.                 Ван-Вейк Н. История старославянского языка. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. -  С. 368

2.                 Джунисбеков А. Проблемы тюркской словесной просодии и сингармонизм казахского слова. - Автореф. дис….докт. филол. наук. - Алма-Ата, 1988. - С. 59

3.                 Джусупов М. Звуковые системы русского и казахского языков. Слог. Интерференция. Обучение произношению. - Ташкент: Фан, 1991. - С. 239

4.                 Джусупов М. Сингармонический звуковой строй в сопоставлении с несингармоническим (на материале казахского и русского языков). - Автореф. дис. … докт. филол. наук. - Алма-Ата, 1992. -  С. 38

5.                 Журавлев В.К. Развитие группового сингармонизма в праславянском языке. - Минск: Изд-во АНБССР. -  С. 46

6.                 Журавлев В.К. Генезис группового сингармонизма в праславянском языке. Автореф. дис. … докт.филол.наук. -  М., 1965. - С.28

7.                 Майгельдиева Ж.М. Фонологические системы в словообразовательных моделях стыка морфем сингармонического (казахского) и несингармонического (русского) языков. Автореф. дис….канд. филол. наук. - Алма-Ата, 1998. - С. 32