Философия/5.философия религии

Д.э.н. Юшин С.А., Парац М.А.

Киевский национальный торгово-экономический университет

ДУБАИ-ФЕНОМЕН КАК МЕТАФИЗИЧЕСКИ АДЕКВАТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КОГНИТИВНО-ЭТИЧЕСКИХ ДОГМ КОРАНА

 

В общественном сознании цивилизационный процесс ассоциируется с экспансией мощных материально-вещественных систем. И кого же не поражает полет в космос, компьютер, ядерное оружие, биотехнологии, пр.? Однако все это мы относим к результатам деятельности нашего сознания. Естественно, при таком подходе теоретическое описание бытия мы начинаем отождествлять с божественным (и «тео» в «теории» означает «бог»). На место Святых Писаний мы ставим учебники, монографии или статьи в журналах и газетах (в бумажной и электронной версиях), игнорируя то, что в сознании могут доминировать и до-онтологические (или теоретико-тематически неосмысленные) включения [1, с.312], ведущие к выраженному господству обыденного рассудка (схоластики) и стремлению человека (напрочь отрицаемое им же) спасаться бегством от осмысляющего мышления к мышлению вычисляющему [2, с. 25, 103, 104]. Да, мы легко соглашаемся с тезисом М.Хайдеггера, что эпоха планетарной техники – это осуществление метафизики [2, с. 148]. Но упорно отрицаем его мысль, что выход из лабиринта технократизма – в шаге из технологии и технологического описания и истолкования эпохи в сущность современной техники (шаг назад из метафизики в сущность метафизики), т.е. в нахождении общности науки и теологии и восприятия метафизики в качестве онто-тео-логии [3, с. 38, 40, 41].

Видимо, прав был К.Г.Юнг: 1) сознание современного человека отстоит от бессознательного слишком далеко; 2) средний европеец (с кредо: духовное малодушие – лучший путь, потому что с ним не так опасно) предпочитает просто не понимать проблему; 3) многие люди будут делать явные нелепости, лишь бы не показать своей души, т.к. не могут принять самих себя, абсолютно не веря в то, что их собственная душа на что-нибудь годится [4, с. 68, 70, 119].

Что ж, инфантильное (склонность к бессмысленному, нецелесообразному поведению), у З.Фрейда, является источником бессознательного, где каждый человек располагает аппаратом, дающим ему возможность толковать реакции других людей, т.е. устранять искажения, которые другой человек совершил в выражениях своих чувств. В Библии: «помышление сердца человеческого – зло от юности его» [Быт. 8, 21]. И З.Фрейд установил сходство отношения к внешнему миру у примитивных народов и у современного ребенка: громадная переоценка могущества их желаний и душевных движений, «всемогущество мысли», вера в сверхестественную силу слова, приемы воздействия на внешний мир, составляющие «магию» и производящие впечатление последовательного проведения в жизнь представлений о собственном величии и всемогуществе. Здесь возможна ситуация, когда потеря первоначального объекта какого-либо желания из-за вытеснения его подменяется бесконечным рядом заменяющих объектов, из которых не удовлетворяет вполне ни один. Потому органические влечения консервативны, приобретены исторически и направлены к регрессу, к восстановлению прежних состояний. В интеллектуальных функциях человека преобладающую роль играют бессознательные феномены, фундамент которых у всех одинаковый. Здесь З.Фрейд задумывается над парадоксом Ле Бона: во-первых, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации, но, во-вторых, и массовая душа способна на гениальное духовное творчество (язык и т.п.), потому остается нерешенным, насколько мыслитель обязан стимулам, полученным им от массы, среди которой он живет, и не является ли он, скорее завершителем душевной работы, в которой одновременно участвовали и другие [5, с. 137, 182, 526, 642, 687, 744, 776, 777, 779, 784]. Возвращаясь от З.Фрейда к К.Г.Юнгу, следует переосмыслить и его тезисы: 1) архетипы бессознательного эквивалентны религиозным догмам; 2) именно потеря инстинкта – это источник нескончаемых ошибок и неудач; 3) научное знание хорошо осведомлено, что сознание покоится на бессознательных предпосылках [4, с. 34, 153, 418]. А этот их мета-психологизм вновь приводит нас к идеям метафизики и онто-тео-логии.

Еще Платон писал, что поэты могут творить лишь тогда, когда сделаются вдохновенными и исступленными и не будет в них более рассудка; а пока у человека есть этот дар, он не способен творить и пророчествовать. Но это не они говорят столь драгоценные слова, а сам бог через них. При этом Платон и государственных людей (т.е. правителей) наделял свойством прорицателей и боговдохновенных провидцев, одержимых от бога, своим словом (не ведая, что говорят) совершающих много великих дел. Вывод: настоящий поэт (правитель, харизмат и т.п.) творит мифы, а не рассуждения [6, с.138, 139; 7, с.410; 8, с.17].

К.Р.Поппер доказывал: 1) научные теории являются результатом мифов и проверок; 2) науке нужны новые мифы и новая традиция их критического изменения; 3) язык развивался с мифами [9, с.220, 223]. И что у К.Р.Поппера – традиция, у Т.Куна – парадигма, т.е. набор предписаний, объединяющий членов научного сообщества. Т.н. нормальная наука (парадигма) подавляет новшества (фундаментальные), неизбежно разрушающие ее основные установки [10, с.226, 28]. Сила инерции (обычай), у А.Джойнби, объясняет задержку человечества на примитивном уровне на 300 тыс. лет (подавляющее большинство членов любой цивилизации ничем не отличаются от человека примитивного общества; заявивший о себе творец выбрасывается за пределы инертной, нетворческой массы). Но если наиболее стимулирующее воздействие на процессы развития цивилизации оказывает вызов средней силы, то и творческая эволюция также использует ранее выработанное свойство для выполнения новой функции, где таким свойством выступает и Прометеев порыв, утрата которого (отделение пролетариата от группы лидеров, выродившейся в правящее меньшинство) приводит к потере гармонии [11, с.101, 267, 269, 179, 270, 316]. Следовательно, цивилизационное развитие любого социума исходно строится на новом мифе, описывающем языками современных научных парадигм стратегическую сверх-цель конкретной группы в рамках ее традиционных теологических установок. Примером такой онто-тео-мифо-логической матрицы может послужить схема, позиционирующая фундаментальные метафизические и методологические идеи Аристотеля и принципы из Священной Книги мусульман – Корана (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Диспозиция инновационно-когнитивных основ человеческой деятельности в представлениях Аристотеля и в сурах Карана

Разрабатывая методологические принципы изучения процесса развития человеческой деятельности, Аристотель установил, что: 1) «каков дневной свет для летучих мышей, таково для разума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего»; 2) «все люди изучают так: через то, что по природе менее понятно, переходят к более понятному»; 3) «знания об отдельной вещи мы имеем тогда, когда мы узнали суть ее бытия»; 4) «сущностью есть не элемент, а начало» [12, с.94, 190, 196, 222]. Но тогда движение человека от осмысляющего мышления к мышлению вычисляющему (М.Хайдеггер) – не спасение бегством, а, скорее, врожденный доминирующий рефлекс. Как те же консерватизм и направленность к регрессу органических влечений (З.Фрейд). Энтропийный вектор так же важен для процесса познания, как и информационный. Конечно, различные социумы могут быть как терпимыми к безрассудно-исступленному творцу (Платон), так и нетерпимыми – выбрасывать такового за свои пределы (А.Джойнби). Если уж говорить о летучей мыши, то ее уникальный био-радар создавался всем видом в процессе естественного отбора, а не какой-либо одной мышью-творцом. С точки зрения теории, порядок, создаваемый в одном месте, симметричен некоторому беспорядку, возникающему в другом месте. Так и в случае конфликта творца с инертной массой. Роль творца состоит в стремлении раздвинуть границы противоположностей между знанием и незнанием. Но он не способен использовать это в социально значимых целях. Здесь включается движение массы к сущности – к началу, после чего может начаться новый цикл развития не мутанта-индивида (творца нового мифа), а мутанта-цивилизации.

Обратим внимание на то, что Коран четко направлен на инновационно-когнитивную основу человеческой деятельности в контексте ее целостности (системности, единства). Здесь только Аллах выполняет функцию Абсолютного Инноватора. Человек же может обладать Истиной лишь от Аллаха, и лишь в той мере, в которой Он допустит. Причем это допущение человека (социума) к Истине будет осуществляться циклично. Что еще примечательно, это выбор «невежды» в качестве посланника. Смысл прост: все человечество движется от состояния «невежды». Потому только «невежда» и может вести его к началу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2. Диспозиция когнитивно-этических основ развития человека и

общества в представлениях Аристотеля и в сурах Корана

Как считает Е.Дюркгайм, если философия и другие науки зародились от религии, то это потому, что сама религия начала с того, что обосновывалась на науках и философии. По его мнению, мы и в наше время имеем ментальность первобытных людей (мыслим как дети ) – верим в возможность подлинных чудес типа того, что законодатель может создать некий институт из ничего, просто приложив немного усилий, превратить одну общественную систему в другую. И здесь просматривается смысл взаимодополнения науки и религии: вераэто прежде всего порыв к действию, а наука всегда дистанцируется от действия [13, с.12, 29, 401]. Исходя из этого, если чудо-творец (законодатель, ученый и т.п.) появляется в том социуме, который верит в конструктивность создаваемого им института, эффект обеспечен. А попытки построить развитие общества на атеистической науке неизбежно приведут парадигмы этой науки к атеоретическому (анти-инновационному) состоянию и к общей ее деградации.

Если мы обратимся к Аристотелю (рисунок 2), здесь очевидна значимость диалектики в процессе познания. Наука не может быть началом самой себя. Ей предшествуют убеждение, вера и мнение. Потому человека «движет мнение, направленное на единичное, а не на общее, или же движут оба мнения, но одно в большей мере пребывает в покое, другое же нет» [14, с.445]. Познание и этику Аристотель объединял так: 1) жизнь – «деятельность души и поступки при участии суждения»; 2) цель «науки о государстве - создать граждан определенного качества, то есть добродетельных и совершающих прекрасные поступки»; 3) «всякая наука успешно совершает свое дело, стремясь к середине»; 4) «добродетель есть некое обладание серединой» [15, с.64, 69, 86].

По сути, и Коран также видит в ложных мнениях источник социальных заблуждений: «Средь них невежды есть, которые Писания не знают, а в нем свои желания лишь видят, и строят только мнения о нем» [Сура 2, 75, 78]. Для человека предпочтительнее не опережение/отставание на фоне естественных процессов, а следование познанному, удержание себя в пределах, умеренность. Аллах, как Абсолютный Инноватор, расположен посредине между высшим и низшим (информационным и энтропийным) началами человеческой сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3. Диспозиция ценностно-этических основ развития человека и

общества в представлениях Аристотеля и в сурах Корана

Отметим и то, что именно серединная диспозиция Аллаха (меж бренными страстями человека и тайными порывами его души) позволяет утверждать: Бог Един. От всего того, что создано Им (сущности, начала), только тени клонятся направо и налево (тайная информация и бренная энтропия). У Аристотеля это звучит так: все причины вечны. Кроме того: 1) стремление лишено способности рассуждать; 2) познавательная способность пребывает в покое (не приводится в движение); 3) по природе высшее более способно властвовать и приводить в движение [14, с.445]. Конфуций добавил бы: высшее знание – врожденное знание. Поэтому, когда мы мотивируем какие-либо стремления индивида или группы, мы, тем самым, способствуем его сосредоточенности на динамичных чувственных рефлексах, противоположных его познавательной способности. То есть, целеустремленное поведение человека в принципе никак не влияет на его познавательные способности. Как в загадке Зенона: летящая стрела покоится.

Следовательно, развитие общества определяется циклами (познание – чувствование, покой – движение, высшее – низшее, информация – энтропия) его позиционирования между противоположными состояниями. Как определяет Коран: чередование успехов и падений. Естественно, все общества ожидают от будущего лишь успехов. И все формально признают, что основным орудием человека выступает его умственная и нравственная сила (рисунок 3). Однако в своей практике индивиды и общества чаще всего предпочитают политику т.н. «двойных стандартов» (кредо: сила есть – ума не надо). Дилемма оказалась не в отсутствии критериев «добра и зла» в категориях интеллекта и морали, а в их применении. Так, в Коране дана ценностно-этическая основа организации общества, которую никто не отрицает. А что, тайной является современная глобальная деградация экологии и накопление негативной социальной энергии? Коран говорит: «Мы не единого селенья не погубили без того, чтобы не дать ему известного предначертанья, и ни один народ не может ни обогнать и ни отсрочить свой предел» [Сура 15, 4-5]. Стало быть, формула успеха/падений каждого народа не является великой тайной. Вопрос лишь в том, желают ли его лидеры (президенты, вожди, султаны и т.п.) воспользоваться ею практически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.4. Принципиальная схема организации предпринимательства в ОАЭ и форма участия в нем граждан ОАЭ и социального их обеспечения

Итак, технократизм это асимметричное осуществление метафизики (как оторванной от свого фундаментарелигии). Потому технико-технологическое освоение природы не является критерием цивилизованности человека как вида. А если исходить из этиологии слова „цивилизация” (лат. civis – гражданин), то к критериям цивилизованности ближе уровень развития ценностно-этических основ взаимоотношений человека и общества, то есть сфера влияния больше религии, чем науки. Когда в социуме согласованно действуют метафизические и религиозные установки (рациональное и иррациональное, логика и эмоции, формальное и неформальное), он и получает максимальный импульс развития.

Мы восхищаемся эпохой Возрождения, которая открыла дорогу научно-техническому прогрессу. Но великий Леонардо да Винчи говорил: истинные науки – те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения. В определенном смысле, это справедливо и в части социализации научных знаний (осознанной информации) посредством бессознательной мутации социума (чувственной его энтропии). Иначе говоря, обретение истинной веры, тождественной истинной науке, нам доступно только в процессе интегрирования метафизики и религии.

Классическим примером интегрирования метафизики и религии в ХХ-м веке может считаться Дубаи-феномен. А начиналось все очень просто – как в сказке или в мифе. В одной из стран на берегу Персидского залива жил шейх-мечтатель. Страна его, как и многие иные в этом мире, жила в летаргии. Ее жители занимались примитивными промыслами. Трудно там было узреть врата к новому миру. Но шейх Рашид бин Саид аль-Мактум узрел их. В 1959 г. он одолжил большую сумму средств у богатого нефтью соседа, Кувейта. Углубив и расширив залив, чтобы туда могли заходить большие корабли, он выстроил составы и причалы, начертил планы будущих дорог, школ и домов. Мало кто верил в успех его инновации. Но, проявив упорство, он достиг желаемой цели: в построенный им город пришли люди. Так возник супер-современный Дубаи.

Но рассказанная выше история (в несколько мифической форме) будет неполной, если ее ограничивать описанием проектов, реализованных в Дубаи (Палм джебель али, Палм-Дейра, Мир 300 островов и т.п.), либо упоминанием 16 % годового экономического роста. Исследования показывают, что все эти поражающие воображение туристов (аналитиков и статистиков) достиженияследствия гармонии духовного и материального в организации жизни народа. И что, какой-либо из народов (их вождей) не понимают, что без такой гармонии успех недостижим? Понимают! Иное дело, что редко кто практически обретает гармонию в своем бытии. Причина тому, объясняет Коран, – неверие, ведущее к элементарной алчности, лживости и завистливости, за которыми следует и познавательная слепота. Когнитивно-этический вектор развития симметричен вектору ценностно-этическому. Конечно, современные социумы декларируют эту симметрию. Но редко ее соблюдают. Примеры? Ну, Закон Украины „Об инвестиционной деятельностивидит в инвестициях некоторую совокупность имущественных и интеллектуальных ценностей, а на практике мы наблюдаем предельную асимметричность в направлении ценностей имущественных. Закон Украины „Об инновационной деятельноститакже видит в инновациях полюса – технология (+ продукция и услуги) и организационно-технические решения, – а на практике инновационная идеология государства стремится к предельной асимметричности в направлении первого полюса. Здесь комментарии излишни.

Теперь обратим внимание на крайне любопытный и поучительный факт [16, с.14-15]. В отличие от многих (описанных в Истории) законодателей, шейх Саид не стал созывать форум (парламент, хурал, сейм и т.п.) для написания Конституции и тысяч законов. И не стал вникать в право иных стран. Он, как человек глубоко верующий, руководствовался Кораном, где четко говорится, чтово власти Господа восток и запад” и потому „не в том благочестивость, чтоб на восток иль запад лик свой обратить”. Шейх Саид, вглядевшись в душу своего народа, за несколько недель написал все законодательство государства, уместившееся в объем примерно школьной тетрадки (смотри рисунок 4). Здесь напоминание и представителям других религий, чтобы они не забывали слова библейского Екклесиаста: „превосходство ... страны ... есть цар, заботящийся о стране”. И селектировали (но не для остракизма, а для выдвижения во власть) личности, равноценные шейху Саиду. Ищите, указывал нам Христос, и найдете.

Выводы. В понятиях Аристотеля, в государственном строительстве шейх Саид проявил себя как истинный ученый. Что, законы шейха жестковаты? Но и Аристотель писал, что большинство, скорее, послушны принуждению, нежели рассуждению, а взысканиюскорее, нежели прекрасному [15, с.289]. В его «Большой этике» [17]: 1) этика – часть и начало политики; 2) добродетели как науки – излишни; 3) этические добродетели губят и недостаток, и излишество; 4) существующее от природы не изменится под влиянием привычек; 5) нелепо узаконивать то, что не в нашей власти исполнить. А в «Политике» он пишет: 1) во всем едином сказывается властное и подчиненное начала; 2) полезное для части, полезно и для целого; 3) политика не создает людей, но берет их такими, какими создала их природа; 4) наилучший государственный строй – смешение всех государственных устройств; 5) государство с прекрасным строем должно освободить граждан от забот о предметах первой необходимости; 6) ценное для власть имущих, неизбежно явится таковым и для остальных граждан; 7) строй, строго придерживающийся в мелочах буквы закона, не есть наилучший; 8) из видов государственного устройства наилучший тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших [18]. Таким образом, Дубаи-феномен – это результат проведения конкретно-национального интегрирования метафизики и религии силами великого практика онто-тео-логии ХХ-го века – шейха Саида.

Литература.

1. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. – М.: AD MARGINEM, 1997. – 451 с.

2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с.

3. Хайдеггер М. Тождество и различие: Пер. с нем. / М.: ИТДГК «Гносис», Изд-во «Логос», 1997. – 64 с.

4. Юнг К.Г. Психология и алхимия. Пер. с англ., лат. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2003. – 592 с.

5. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Из-во Фолио, 2006. – 864 с.

6. Платон. Ион. // Платон. Соч. в 3-х томах. Т.1. Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1968. – С.131-148.

7. Платон. Менон. // Платон. Соч. в 3-х томах. Т.1. Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1968. – С.367-412.

8. Платон. Федон. // Платон. Соч. в 3-х томах. Т.2. Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1970. – С.11-94.

9. Поппер К.Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. 638 с.

10. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 608 с.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории: сб. / А.Джойнби; пер. с англ. Е.Д.Жаркова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 640 с.

12. Аристотель. Метафизика. / Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1976. – С.63-368.

13. Дюркгайм, Еміль. Первісні форми релігійного життя: Тотемна система в Австралії / Пер. з фр. – К. Юніверс, 2002. – 424 с.

14. Аристотель. О душе. / Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1976. – С. 369-450.

15. Аристотель. Никомахова этика. / Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. – М.: Мысль, 1983. – С. 53-294.

16. Коммунизм по-арабски или Как делать деньги «из песка». // Карьера – Журнал Інституту ЕПСУ Песоцьких. – Київ. – 1999. – С.14-17.

17. Аристотель. Большая этика. / Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. – М.: Мысль, 1983. – С. 295-374.

18. Аристотель. Политика. / Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. – М.: Мысль, 1983. – С.375-644.

19. Коран: перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. 8-е, дополненное. Главный редактор Мухаммад Саид Аль-Рошд. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005. – 800 с.

 

Международная научно-практическая конференция

«Европейская наука ХХІ века – 2007»

16-31 мая 2007 г.

Секция: философия

Подсекция 5: философия религии

 

Доклад:

ДУБАИ-ФЕНОМЕН КАК МЕТАФИЗИЧЕСКИ АДЕКВАТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КОГНИТИВНО-ЭТИЧЕСКИХ ДОГМ КОРАНА

 

Авторы:

1) Юшин Сергей Александрович

доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник

Место работы: Киевский национальный торгово-

экономический университет, профессор кафедры менеджмента

Домашний адрес: 03127, Киев-127,

ул. Пр-кт 40-летия Октября, 116а, кв.62

Телефоны: домашний: 8.044.258-12-39; мобильный: 8.067. 501-02-68

 

2) Парац Максим Алексеевич

бакалавр

Место работы: Киевский национальный торгово-

экономический университет

Домашний адрес: 01103, Киев,

ул. Менделеева, 12, кв.1

Телефоны: домашний: мобильный: 8.097. 941-55-12

 

(произведена оплата 2-х экземпляров тезисов: Юшин + Парац)