Ятусевич Н.Н.

 

Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск)

 

РОЛЬ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

НА БАРИТОН-ГОРНЕ

В любой сфере человеческой деятельности требования к профессиональному мастерству постоянно возрастают. Это в полной мере относится и к музыкально-исполнительскому искусству. Объектом наших исследований является исполнительство на духовых инструментах, а предметом – выявление субъективных факторов, которые играют существенную роль в процессе совершенствования исполнительского мастерства на баритон-горне. Актуальность данного исследования заключается в том, что экспериментальные  поиски специалистов в области методики преподавания игры на баритон-горне в значительной степени обеспечивают поиск эффективных путей  освоения этого ведущего духового музыкального инструмента. Кроме этого, ряд специалистов акцентирует свое внимание на необходимость в научных исследованиях выявлять даже более частные компоненты исполнительского мастерства на этом инструменте. Значимость проведённого исследования заключается в том, что до этого времени подобные исследования не проводились, а его результаты впервые вводятся в научный оборот.

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что специалистами духового искусства рассматривались различные вопросы в этой области. Так, Я.Гуревич в своей работе обращается к такой проблеме, как строй и интонация на духовых инструментах [1,с.49-68]. Вопросам технологии освоения исполнительского мастерства игры на духовых инструментах посвящена работа А.Федотова [3], а эту же проблему относительно только трубы рассматривают в своих работах такие специалисты, как Н.Волков [2] и Ю.Усов [4].  В ходе проведенного исследования возникла необходимость анализа вопроса о более осмысленном формировании и развитии исполнительских навыков игры на баритон-горне.

Мы полагаем, что от решения этого вопроса во многом зависит отношение педагогов не только к использованию накопленных исполнительских приемов обучения игре на баритон-горне, но и в ходе осмысления научно-методического материала активное внедрение его в педагогическую практику.

Обратимся к основным результатам исследования. В ходе изучения обозначенной нами проблемы выяснилось, что лучшим вариантом отношения к экспериментальным исследованиям   педагогов-духовиков является тот, когда в основе находится, прежде всего, принцип сознательного отношения ко всем исполнительским трудностям, вплоть до обстоятельного научно-экспериментального изучения этих вопросов. На наш взгляд, большое значение в этом плане имеет целый ряд факторов, которые тем или иным образом оказывают влияние на процесс звукообразования и интонирования при игре на баритон-горне. Среди них мы дифференцируем две основные группы: 1) группа объективных факторов; 2) группа субъективных факторов. Как бы мы не детализировали составные компоненты целостного процесса исполнительства, очевидным является тот факт, что многочисленные компоненты игры на баритон-горне, как, в прочем, и на других музыкальных инструментах, обязательно находятся в тесном взаимодействии. Однако в данной статье мы детально остановимся на анализе непосредственно субъективных факторов.

При игре на духовых инструментах первостепенное значение в процессе интонирования приобретают губы музыканта или, как принято говорить, его амбушюр. В музыкальном энциклопедическом словаре амбушюр  (франц. еmbouchure- буквально у рта) – при игре на духовых инструментах – совокупность мышц лица, губ, языка (их положение, форма, степень напряженности) в момент приведения в действие для извлечения звука. Для специалистов духового искусства известны крылатые определения ведущих исполнителей и педагогов. В.Блажевич, например, называл амбушюром «систему мышц, губных, ротовых, лицевых». Г.Орвид: «совокупность губных и лицевых мышц, концентрирующих свою силу и гибкость на том месте, где лежит мундштук», С.Розанов давал своё определение – «положение совокупности мышц губ и лица, управляющих губами», а В.Диков предлагал использовать термин: «специфический навык в использовании мышечно-двигательной силы губного аппарата исполнителя для регулирования способов извлечения звука».

Первое определение, пожалуй, наиболее точно отражает современное понимание данного термина.  Но следует заметить, что сложная структура мышц губ и щек, входящих в исполнительский аппарат баритониста, непосредственно связана с дыхательными мускулами во время игры, то есть, необходима точнейшая координация натяжения губ, величины губной щели и силы подачи (давления) струи воздуха, посылаемой в мундштук. Мышцы губ по время игры постоянно меняют напряжение и этим регулируют форму губной щели и струю воздуха, давление которой в свою очередь зависит от напряжения дыхательных мышц. Нечистую интонацию может вызвать как недостаточная, так и избыточная напряженность, а также недостаточное или избыточное давление струи воздуха (большое значение здесь имеет анатомические и психофизиологические возможности музыканта).

И в этой связи важным является момент постановки амбушюра, непрерывный контроль за его работой и индивидуальный подход, в каждом отдельном случае. Интерес в процессе контроля представляет так называемый «определитель амбушюра», описанный в рекламном проспекте фирмы «Винсент Бах» (США) [5;6]. С его помощью музыкант может контролировать форму и положение губ на мундштуке, что необходимо в педагогической практике на первых этапах обучения.

Нельзя не отметить роль дыхания в процессе игры. Именно дыхательные мышцы создают то необходимое давление, которое и дает возможность играющему с необходимой скоростью продувать струю воздуха через губную щель и при определенном натяжении губ приводить их в состояние вибрации. Дыхание важно и с точки зрения художественного исполнения, так как оно оказывать влияние на тембровое качество звука.

Рассматривая различные факторы исполнительского мастерства, следует отметить также большую роль артикуляции, штрихов, техники языка. Точность работы языка обеспечивает необходимый качественный характер атаки звука (нестационарный процесс возникновения звука), что создает тембровое богатство и точность интонации звука. За атакой звука следует стационарный участок, по времени и динамике зависящий от характера штриха. Окончание звука, связанное со штрихом, осуществляется обычно двумя способами - движением языка и прекращением подачи воздуха без участия языка.

Мало изучены пока такие факторы, как строение и форма ротовой полости, носоглотки, легких, то есть тот тракт, по которому направляется поток воздуха и в котором концентрируется необходимое его давление. Учитывать влияние этих факторов на тембр, вероятно, тем более необходимо, что звук, как известно, от возбудителя колебаний распространяется во все стороны, и звуковые волны, направленные и отраженные, взаимодействуют между собой.

Особо следует остановиться на весьма распространенном приеме звуковедения, который получил название вибрато. Это один из тех нестационарных звуковых процессов, который придает особую человечность и теплоту звукам, извлекаемым на духовых инструментах. Физические и акустические закономерности вибрато и его психологическое восприятие  изучены в общем контексте духовой музыки [2], но конкретные исследования вибрато на баритон-горне никем еще не проводилось, поэтому точных данных о том, какие причины и способы могут создать звук с вибрато привести невозможно.

Психофизиологические процессы, обеспечивающие функционирование исполнительского аппарата музыканта, во многом еще остаются нераскрытыми, и фактор интуиции занимает в них большое место, то вполне естественно, что на формирование тембра звука исполнителя оказывает влияние его представление об эталоне тембра. Эталоны звучания складываются постепенно по мере освоения музыкантом исполнительских традиций.

Художественная сторона при обучении игре на баритон-горне, конечно, является ведущей. Однако без решения технологических вопросов неизбежно будет страдать и художественная сторона, то есть исполнительство.

Таким образом, целый ряд субъективных факторов оказывают важное воздействие на процесс звукоизвлечения на баритон-горне, и, в конечном результате, на исполнительское мастерство баритониста. Амбушюр и дыхание исполнителя, владение техникой языка, артикуляцией, штрихами, приемами вибрато, а также управление тембром – являются неотъемлемой составной частью убедительного и качественного художественного исполнения. Однако необходимо отметить значимость объективных факторов (качество инструмента и конструкция мундштука) – те важные компоненты, из которых слагается профессиональное мастерство игры на баритон-горне.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.           Гуревич, Я. О строе медных духовых инструментов/ Я.Гуревич // Сб. научн. трудов НИИ муз.промышл.- М.; Л.: Гизместпром РСФСР.- 1941.- с.49-68.

2.           Техника игры на трубе в верхнем регистре (методические рекомендации) / сост. В.В.Волков// Мн.- 1984.- 25с.

3.           Федотов, А. Методика обучения игре на духовых инструментах/ А.Федотов // М.: Музыка.- 1975.- 159с.

4.           Усов, Ю.Н. Методика обучения игры на трубе /Ю.Н.Усов // М.: Музыка.- 1984.- 216с.

5.           Giardinelli Band Instrumental Company. Brass, Woodwind and Accessory Catalog. – N.-Y.: Band Instrument Company, Inc., 1988 [March]. – 18 p.

6.           Why Not TRY the Best. Yamaha Mouthpieces for Woodwind & Brass Instruments. – Printed in Japan [WA-28R2, 01315]. – 38 p.