Мирошниченко Е.В

Экибастузский колледж Инновационного Евразийского университета.

 К проблеме подготовки педагогических кадров.

В любом обществе требования к подготовке педагогических кадров меняется в соответствии с его социально

экономическими потребностями, что определяет тенденции развития педагогического образования. Одной тенденций в развитии педагогического образования в мире является подготовка  профессионально компетентного педагога новой формации, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности школьника. Одним из стратегических ориентиров формирования личности при реформировании педагогического образования должна становится идея воспитания будущего учителя с инновационным, творческим типом мышления, характеризующего созданием объективно нового продукта и возникновением новообразований в ходе самой деятельности.                                                                                                         Творческая направленность педагогической деятельности требует от будущего учителя  овладение не только необходимой суммой знаний, но и навыками творческого решения вопросов практики, умениями осваивать и внедрять в учебно

воспитательный процесс все то новое, что появляется в науке, постоянно совершенствовать свою квалификацию. В психолого

педагогической  литературе можно встретить обсуждение вопроса: возможно ли обу­чение творчеству? По мнению большинства психологов, такая поста­новка вопроса не имеет смысла, ибо в само определение творчес­кой деятельности входит ее неалгоритмический характер.  Но если прямое обучение творчеству не­возможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.                                        

Для создания данных условий необходимо, как минимум, знание факторов, которые стимулируют данную деятельность. Факторы, детерминирующие творческую деятельность студента, условно можно разделить на две группы: личностные и ситуативные. Рассмотрим более подробно каждую из них. К личностностной группе факторов, негативно влияющими на процесс твор­чества, относится конформизм (соглашательство), неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), слишком сильная уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавлен­ность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсут­ствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность; сильные механизмы личностной защиты и ряд других. Личностные черты, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах; доминиро­вание эмоций радости  ( допустима определенная доля агрессивности); склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности (приспособленчество, бездумное следование общим мнениям); хорошо развитое чувство юмора; любовь к фан­тазированию и построению планов на будущее.

      Вторая группа   представлена следующими  факторами, отрицательно влияющими на творче­ские возможности человека: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро най­ти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; на­личие фиксированной установки на конкретный способ      решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий за­дачи, провоцирующий неверный путь решения. Факторы, позитивно влияющие на развитие креативности обучающихся: признание ценности творческого мышления; развитие чувствительности обучающихся к стимулам окружения;   свободное манипулирование объектами и идеями; умение дать конструктивную информацию о творческом процессе; умение развивать конструктивную критику (но не критиканство),  умение поощрять самоуважение,умение рассеивать чувство страха перед оценкой и т.д. Несомненно, что знание и учет данных факторов поможет  активизировать позитивно влияющие факторы  и   нейтрализовать  негативно влияющие. В свою очередь это позволит сделать процесс обучения творчеству более сознательным  и целенаправленным.

      В работе Чернилевского Д. В. « Креативная педагогика и психология» приводятся некоторые   рекомендации  преподавателям, придержива­ясь которых можно уменьшить «антитворческий» или «творчество-подавляющий» эффект любого обучения. Многие из этих рекомендаций могут быть напрямую перенесены в условия вузовского обучения, другие преподаватель может исполь­зовать в своей консультационной работе со студентами.

1.     Не  подавлять интуицию уче­ника. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2.      Формировать у учащегося уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех.

3.     Опи­раться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют про­явления творческого мышления.

4.     Поощрять склонность к рискованному поведению. Исследо­вания показывают, что       склонность к риску — одна из фундаменталь­ных черт творческой личности  

5.     Стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший дей­ствовать самостоятельно, брать на себя ответственность за приня­тые решения, теряет способность к творческой деятельности.

6.     Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7.      Формировать чувствительность к противоречиям, умение об­наруживать и сознательно формулировать их. Основная роль противоречий в мыс­лительной деятельности состоит в их способности служить источ­ником новых вопросов и гипотез.

8.      Шире применять проблемные методы обучения, которые сти­мулируют установку на самостоятельное или с помощью препода­вателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

9.     Важнейшим условием развития творчества студентов явля­ется совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на ко­торую не знает ни студент, ни преподаватель.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей будущих педагогов  может стать использование эвристических методов при анализе и решении педагогических задач. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения бесчисленного множества стандартных и нестандартных   педагогических задач. Педагогическая задача представляет собой осмысленную педагогическую ситуацию, целью которой является познание  и преобразование действительности.  

Творческое решение предполагает преодоление заложенных в задаче противоречий. И для понимания проблемы и  нахождения путей ее решения необходимо на базе имеющихся знаний и опыта развивать гибкость мышления, способность комбинировать и образовывать аналогии и многое другое, что характеризует творческое педагогическое мышление. Развитое воображение, способность к генерированию новых идей, оригинальные и неожиданные суждения, идеи,  свойственны высокоразвитому интуитивному мышлению.   Человека, обладающего таким мышлением,  как правило, называют  креативной (творческой) личностью.   В  педагогических высших учебных заведениях, к сожалению, развитию интуиции, способностей к генерированию новых идей уделяют недостаточное внимание. Педагоги в основном обращают внимание на логические методы решения задач. В том числе в процессе решения педагогических задач. 

Если все известные методы решения педагогических задач разделить по признаку доминирования логических, эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов: а)  логические методы - это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;

б) эвристические методы. Любой метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач определенного класса. Из разнообразного набора правил деятельности в решении задач принципиально можно выделить два больших класса предписаний:а) алгоритмы или алгоритмические предписания;  в) эвристики - эвристические предписания.  Алгоритмы жестко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач. Например, основными этапами алгоритмического решения педагогической задачи являются: анализ ситуации и осознание проблемы; анализ исходных данных; выдвижение гипотезы; выбор системы методов. В отличие от алгоритмов   эвристические предписания лишь задают стратегии и тактики наиболее вероятного направления поиска идеи решения, но не гарантируют  успеха решения.

В данной статье делается попытка рассмотреть использование эвристических методов   при решении педагогических задач.

  Эвристические методы решения педагогических задач (активные методы обучения) - это система принципов, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса педагогических задач.

Эвристические правила в решении педагогических задач  часто  в вузе используют стихийно, а это, в свою очередь, чрезвычайно затрудняет их практическое применение.  Необходимо отметить, что   в работах Г.С. Альтшуллера, Г.Я. Буша  имеются серьезные попытки описать эти методические рекомендации в применении для изобретателей, например, метод "мозгового штурма", метод синектики и др. 

Автор данной статьи, проанализировав психолого-педагогическую литературу, делает попытку отбора эвристических методов, которые являются наиболее эффективными при решении педагогических задач. Эти методы  представлены в виде следующей таблицы.

 Эвристические методы решения педагогических задач

 

Название метода

Психолого-педагогические и принципы  

Краткая характеристика

Достоинства

Недостатки

Метод "мозгового штурма"

 

1)принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи;

2)принцип доверия творческим силам и способностям друг друга;

3)использова-

ние оптимального сочетания интуитивного и логического.

  Метод коллективного генерирования идей  решения педагогической задачи. Цель - сбор  как можно большего количества идей, освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мысли в решении педагогической задачи.

Основной принцип этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей. Требует сравнительно высокого мастерства преподавателя, способностей к импровизации, чувство юмора

Уравнивает всех членов группы;

активизируется познавательная активность,

интуицию,  воображение;  создает доброжелатель-

ный психологический микроклимат.

Применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею только в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи.

Метод эвристических вопросов

 

1)проблем-

ности и оптимальности 2)дробления   информации;   3)целеполага-ния;

 

Целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения педагогической задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения педагогической задачи.

Простота и эффективность для решения любых задач;   развивают интуицию мышления; логическую схему решения педагогических задач.

Не дает особо оригинальных идей и решений; не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

 

 

Метод инверсии

 

1)принцип   диалектического единства противоположных   процедур творческого мышления;     2)диалектический подход  к анализу объекта исследования.     

 

 Ориентирован  на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях ( чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям , которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом).

 

Развивает  диалектику мышления,   нахождение оригинальных   решений педагогических задач.

 

Требует достаточно высокого уровня творческих способностей , базисных знаний, умений и опыта.

 

 

 

Эвристические методы могут быть широко применены в профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы. Проведение тренингов, деловых игр с использованием эвристических методов  дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа педагогических задач в педагогической деятельности. Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах педагогических дисциплин, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.

 Таким образом, учет личностных и ситуативных факторов, детерминирующих творческую деятельность студента, применение методических  рекомендаций, позволяющих активизировать творческие возможности учащихся, а также интенсивное  использование эвристических методов в процессе обучения, в частности при решении педагогических задач,  способствует реализации основной цели современной  «Концепции высшего педагогического образования» – подготовки  профессионально компетентного педагога новой формации, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности.

 

Литература:

1.     Концепция высшего педагогического образования РК // Казахстанская правда. 2005.18 августа.

2.     Стрекалова Н.О. Развитие творческого мышления студентов УСПО //Философия      образования.  2004. № 3

3.     Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.,1998

4.     Чернилевский Д.В., Морозов А.В.  Креативная педагогика и психология.- М: МГТА, 2001.