Педагогические науки/6. Социальная педагогика

 

Соколов А.Г.

Карельский государственный педагогический университет

Жизненные и нравственные установки

старших подростков

(результаты анкетирования)

 

В стремительно меняющемся российском обществе влиянию подвергается менталитет нации и все его компоненты. Ценности не являются исключением. Поскольку они являются негласным регулятором жизнедеятельности человека, стирание ценностей в смысловом и поведенческом плане дезориентирует индивида, сбивает его с правильного пути развития. В результате в обществе начинаются брожения ума, настроений, чувств, возмущения, утрата идеалов и планов на будущее. Роль ценностей огромна в любом обществе: они выполняют роль фундамента человеческого существования. Под шатким фундаментом здание как системная общественная структура общества рушится. Кроме того, большему влиянию подвергается вариативная часть ценностей - личные представления людей о добре, счастье, которые трансформируются в новых общественно-экономических и исторических условиях. Причем, как отмечает А.И. Рёдель, в этот ценностный изменчивый набор могут попасть ценности, привнесенные из других культур, а культурные, исторические и идеологических факторы являются для них почвой для закрепления в обществе [1].

Подростки 14-15 лет в силу возраста и отсутствия жизненного опыта способны к постижению ложных ценностей и идеалов, которые они считают в качестве нормы. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь учащимся становлению их ценностно-смысловой позиции. Для решения поставленной задачи необходимо постоянно проводить мониторинг ценностных ориентаций учащихся, выявлять и корректировать их картину мира.

Нами была проведено анкетирование учащихся 9-х классов г. Петрозаводска на тему «Жизнь. Нравственность. Ценности». Всего в анкетировании приняли участие 233 чел. Данная анкета преследовала цель составить представление о жизненных планах, установках учащихся на среднюю и дальнюю перспективу, о выборе наиболее важных для себя ценностей и идеалов, которыми учащиеся руководствуются в жизни, о положительных и отрицательных нравственных качествах, которые подростки обнаруживают в себе, в других людях и в своем классе. В результате мы имеем следующую картину.

Что касается поведенческих моделей на среднюю и дальнюю перспективу, то здесь ситуация вполне естественная и положительная: почти все учащиеся изъявили желание получить хорошее вузовское образование и найти достойную работу (89%). После окончания школы почти половина подростков хотели бы много работать и хорошо зарабатывать (40%), при этом для такого же количества подростков (40%) величина заработка не играет особой роли: главное - интересная работа и любимая профессия. Таким образом, мы видим целеустремленность большинства подростков самореализовать себя в жизни, найти применение своим способностям, талантам, обеспечивая себе средства к жизни. Большинство опрошенных в свои жизненные планы включают поступление в ВУЗ и получение профессии (64%), карьерный рост в профессиональной сфере (48%), создание семьи и воспитание детей (45%). Менее значимы для учащихся открытие своего дела (35%), получение квартиры (22%), постройка своего дома на селе (3%). Эти задачи не видятся им как первостепенные, гораздо важнее на данном этапе закончить школу и получить достойное образование, поскольку именно высокий уровень образования решает расстановку кадров в любой сфере деятельности, и грамотный специалист всегда найдет применение своим талантам и способностям, он будет востребован. Приятно отметить, что семья стоит в числе первоочередных задач в период ранней юности подростков (45%). Это значит, что они ценят семейные ценности, рассматривают семью как важнейшую ячейку общества, основу государства. Менее популярные установки, как получение квартиры, мы объясняем тем, что большинство учащихся пока не задумывается всерьез об отдельной от родителей жизни, а что касается открытия своего дела, то, вероятно, это объясняется отсутствием завышенных запросов к себе, осознанием малого багажа знаний и умений на данный момент. Почти нет желающих уехать на работу за рубеж (2%), что свидетельствует, на наш взгляд, о том, что учащиеся видят стабильность своего родного государства, они уверены, что смогут реализовать свой потенциал здесь на Родине. Желание приносить пользу не своему, а чужому государству, является не очень положительной тенденцией - в ней проскальзывает некоторая депатриотичность по отношению к собственному народу и самому себе. Казалось бы, заграницу подростки должны ассоциировать с более лучшими условиями жизни: ведь не случайно чуть более трети оценили свои условия жизни как удовлетворительные, но в основном больше половины живут в достойных условиях. В целом мы видим позитивный и деловой настрой у подростков устроиться в жизни достойно, четко прослеживается жизненная ориентация: школа - вуз - работа и семья. Счастливыми людьми считает себя большинство опрошенных при том, что иногда бывают трудные моменты (64%), а полностью счастливых всего 24%. Счастье заключается  в том, что есть любящая семья (22%), семейное благополучие (15%), верные друзья (14%), материальный достаток (10%) и жизнь как главная ценность человека (9%). Вполне взвешенной  позиции придерживаются учащиеся и в отношении трех критериев взрослости, которые не идут в разрез жизненным установкам: наибольшим успехом пользуются самостоятельно принимаемое решение (87%), собственный заработок (82%) и появление собственного дома и детей (51%).

От жизненных установок мы перешли к анализу ценностных ориентаций учащихся, хотя уже на первом этапе мы осознали, что таким ценностям, как образование, семья и работа подростки отдают предпочтительное внимание. Следующие вопросы подтвердили нашу правоту: из семи перечисленных ценностей (всего 16) учащиеся выбрали  жизнь (95%), свобода (88%), семья (79%), образование (78%), работа (70%), общение в семье (59%), благополучие (63%) и независимость (54%). Эти варианты набрали максимальное число голосов. На втором месте по значимости оказались нравственность (27%), законность (33%), патриотизм (25%), уважение к традициям (23%) и толерантность (27%). Наименьшее число голосов набрали такие ценности, как инициативность (16%) и самопожертвование (12%). Таким образом, мы четко видим те ценности, которые доминируют в подростковой среде и оцениваем эту динамику положительно.

В одном из заданий нужно было соотнести качество личности с одной (или несколькими) позициями: нужно лично мне; нужно российскому гражданину; качества, без которых можно обойтись. Из качеств, которые учащиеся считают наиболее важными для себя, преобладают трудолюбие (54%), честность (44%) и знание своих прав (39%). Анализ сводной таблицы результатов именно данного задания показывает преобладание более высоких цифр в колонке "качества, необходимые российскому гражданину": из качеств преобладают гражданственность (60%), патриотизм (71%), справедливость (55%) и соблюдение моральных устоев (54%). Таким образом, мы считаем, что подростки не ощущают до конца своей причастности к целой нации, они приписывают большую часть качеств абстрактному российскому гражданину, не осознавая того, что сами являются полноправными российскими гражданами. По сути, данное задание было своего рода уловкой для выяснения своей национальной причастности к своему народу. Примечательно, что в анкете по обществознанию большинство опрошенных позитивно относится к своей нации, переживает и болеет за ее судьбу, ощущает связь с  Родиной. Налицо противоречие между жизненными установками. Впрочем, противоречивость весьма характерна для подросткового возраста. Можно обойтись без таких качеств, как вероисповедание (33%), гуманизм (22%), радушие (18%), преданность родным местам (по сути, патриотизм, 17%), размышляют учащиеся.

Мы считаем, что необходима серьезная работа по воспитанию, формированию положительных нравственных качеств и установок старших подростков. На необходимость продолжение активнейшей работы по нравственному воспитанию указывает анализ других вопросов анкеты: например, большинство учащихся не смогло дать определение понятию "нравственность" (79%), почти половина опрошенных (43%) затруднились с определением содержания культуры, хотя это понятие изучается в курсе обществознания, а из предложенных ответов видно, что культура - это в большей степени этикет в широком смысле этого слова (36%), по мнению подростков. Мы заключили, что у учащихся наблюдается размытая картина относительно нравственной тематики, причем отражаемой, как правило, в вопросах открытого типа (в ходе анкетирования учащиеся не раз просили нас за них разъяснить содержание некоторых нравственных категорий). Если, например, по результатам вопроса закрытого типа больше всего учащихся тревожит безразличие к судьбам других людей (51%), а также грубость и бесцеремонность (48%), то  в вопросе открытого типа, касающегося определения понятия "нравственность" присутствует размытая понятийная формулировка. В целом, ответы верны, но у подростков не хватает еще подходящих слов для выражения мыслей, и они ограничиваются, как правило, словами или словосочетаниями, а не цельными предложениями. Надо признать, что подростки довольно откровенно перечислили нравственные качества, которых не хватает им самим. Этот вопрос преследовал цель обратить внимание ребят на те или иные качества, актуализировать их, а также попытаться разобраться в своем внутреннем мире, понять себя, давать трезвую и объективную оценку себе, тем более, что все анкеты были анонимными. У нас возникло подозрение, что поскольку учащиеся не совсем себе представляют содержание понятия "нравственность", то и вкладывать в перечисленные свои недостатки они могут не общепринятый смысл, а лишь тот, который они считают верным. Тем не менее, учащимся недостает такого качества, как терпение (18%), что вполне свойственно подростковому периоду, когда процесс возбуждения еще преобладает над процессом торможения. По результатам анкетирования мы видим, что учащиеся не совсем способны разобраться в себе, поскольку почти половина опрошенных не смогли ответить на данный вопрос (46%). Та же ситуация наблюдается в отношении определения высоконравственных примеров из жизни или литературы (78%), лишь очень малый процент отдан в пользу родителей (5%), деятелей искусства, культуры, политики (6%) и литературы (3%). На наш взгляд, такой результат свидетельствует об отсутствии нравственных идеалов у учащихся, они не в состоянии дать определение понятию "нравственность", а эти два момента тесно связаны между собой: не зная, что такое культура, нравственность, невозможно дать оценку тому или иному лицу. Поэтому учащиеся не смогли охарактеризовать и нравственные качества своего класса, а из предложенных вариантов назовем лишь коллективизм (5%) и доброту (3%), при этом отрицательные черты преобладают. Это свидетельствует также о недостаточных связях между участниками коллектива. Чувство коллективизма, приписываемое учащимися своему коллективу, является все-таки ложным: они гораздо лучше знают свою личность, чем личность соседа. Ведь чувство коллективизма предполагает, в частности, тесные дружеские связи, а они в свою очередь - знание внутреннего духовного мира друга или подруги. Описать же внутренний духовный мир класса учащиеся не в состоянии. Поэтому необходима работа по раскрытию содержания нравственных категорий и на конкретных примерах одновременно, чтобы подкреплять теорию с практикой.

 Мы предположили, что учащиеся смогут сформулировать понятие "национальный идеал", однако немного ошиблись: ответы оказались весьма разными и далеко не близкими к истине. В результате контент-анализа верный ответ дали лишь 23% опрошенных, причем 75% не дали никакого ответа. Подчеркнем и тот факт, что некоторые учащиеся не поняли вопроса, поскольку не раскрывали содержание понятия, а рисовали вполне конкретный национальный идеал, что, на наш взгляд, тоже не лишено ценности.

Мы задались вопросом: а есть ли в сегодняшней России нравственный идеал, на которого хотелось бы равняться? Большинство учащихся ответили, что идеалов сегодня нет, что подтвердило наше предположение. Не удивительно, что большинство (86%) не смогли сказать, за что они ценят свой идеал. Большинство подростков не хотят быть ни на кого похожим и оставаться самими собой.

Последние два вопроса в анкете стоят как бы особняком, но, тем не менее, оба отражают две ценности - свобода и религия. Что мы понимаем сегодня под свободой человека в российском обществе? В чем она выражается? Подростки считают, что в основном, свобода относится к праву на слово (15%), выбору действий (13%) и независимость (17%). Вопрос религиозного характера касался частоты посещения церкви подростками, частоты духовного обогащения личности. К сожалению, почти половина (45%) посещают церковь очень редко и треть не ходит в нее совсем. Этот факт свидетельствует о необходимости духовного просвещения учащихся, особенно старших подростков, чье сознание во многом формируется именно в этом возрасте.

На основании вышесказанного сделаем выводы:

1. Жизненные установки подростков связаны с такими ценностями, как семья, образование и работа.

2. Отсутствие национальной причастности к своему народу у учащихся мы объясняем духовной разобщенностью масс, отсутствием национального идеала и общепринятых ценностей. Подростки не ощущают своего единения с нацией, вследствие чего большую часть нравственных установок приписывает абстрактному гражданину, а не себе как представителю своей нации.

3. В сознании подростков наблюдается размытая понятийная картина на тему нравственности и культуры вследствие низкого уровня знаний и бедного словарного запаса. Они достаточно подробно описывают свои нравственные качества, но не умеют проектировать их и выявлять в других людях, в том числе в своем классе, а также выражать грамотно свои мысли. Кроме того, в классе не наблюдается той духовной сплоченности, о которой пишут учащиеся, поскольку они не в состоянии выявить духовный потенциал своих товарищей, одноклассников, с которыми общаются ежедневно и с которыми проживают значительную часть своей школьной жизни.

 

Литература:

 

1. Рёдель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу // Социс. - 2000. - №12.- С. 117.