Хребтова Татьяна Сергеевна

Алтайский государственный университет

 

Идиоматичность англосаксонской художественной культуры 19 века (на

материале рассказа Ч.Диккенса «What christmas is as we grow older»)

 

Интеллектуальная история, одна из обязательных составляющих ментальной деятельности человечества, в британском варианте создается произведениями выдающихся писателей, ученых, политиков. Англосаксонской культуре присуща высокая степень идиоматичности, отражающая особый вариант сочетания в культурном артефакте визуальной и повседневной реальности. В произведениях Ч.Диккенса, как образцах художественно-ментальной деятельности британского народа, можно обнаружить огромное число идиоматических единиц -  фразеосхем.

Под фразеосхемами мы понимаем устойчивые образования, отражающие деятельность мистического мышления человека.

Мистическое в произведениях Ч.Диккенса истолковывается нами как система ментальных действий, которые позволяют постичь существующие в мире таинственные, сверхъестественные силы, воздействующие на человека.

Мистическим типом мышления, в основе которого лежит идея сверхчувственной, трансцедентальной реальности, постигается случайное, спонтанное, «звездное». Трансцендентальная реальность для собственного постижения требует внечувственного, внеэмпирического познания, или особого «мистического опыта».

Основу мистического опыта составляет концепт «общения», коммуникации человеческого сознания с «духовным абсолютом» [Поликарпов,180].

Мистическое мышление исследует «другую» реальность, осуществляет связь человеческого сознания и различных миров, о множественности которых писал К.Поппер.

Мир состоит, по крайней мере, из трех различных субмиров: первый – это физический мир, или мир физических состояний; второй – духовный (mental) мир, мир состояний духа, или ментальных состояний; третий – мир умопостигаемых сущностей (intelligibles), или идеи в объективном смысле, это мир возможных предметов мысли, мир теорий «в себе» и их логических отношений, аргументов «в себе» [К.Поппер, 154].

Мистическая функция мышления помогает выйти за пределы трех миров в иной мир, мир возможностей и теорий «в себе». Мистическое мышление подобно мостику между миром реальным и миром умопостигаемых сущностей.

То есть мистическая функция мышления – это особая функция соединения языковой действительности и ментальной структуры человеческого разума. «Моменты» соединения языковой действительности и «ментальной» структуры человеческого разума обусловливают идиоматичность культурных артефактов этноса.

Через фразеосхемы реализуется идиоматичность культуры и функции мистического мышления. Фразеосхемы – это знаки, которые фиксируют в тексте деятельность спонтанного состояния сознания, репрезентируют виртуальную реальность и создают идиоматичность англосаксонской культуры.

Большое внимание исследованию фразеосхем уделял Д.М.Шмелев. Он писал, что фразеосхемы – это единицы, которые, как правило, имеют определенное ««контекстное» обрамление» - более или менее свободное»…..

Фразеосхемы – это особые ментальные образования, создаваемые в процессе познания с помощью мистического мышления действительности этносом.

Фразеосхемы визуализируют в тексте идиоматичность, отраженную в коннотациях.

Р.Барт выделяет в тексте два плана: план денотативный и коннотативный.

Все денотативные значения даются в явной форме, эксплицитно, тогда как коннотативные значения тяготеют к имплицитности, относятся к области «вторичных смысловых эффектов»; коннотативные смыслы суггестивны, неопределены, расплывчаты… [Барт, 12].

Что касается коннотативных, или, по Барту, «символических» смыслов, то они «могут иметь форму ассоциаций; они могут представать также в форме реляций, когда устанавливается определенное отношение между двумя местами текста, иногда очень удаленными друг от друга».

Наши лексии дожны стать как бы ячейками сита, предельно мелкими ячейками, с помощью которых мы будем «снимать пенки» смысла, обнаруживая коннотации» [Барт, 13].

Такое «снятие пенок» мы осуществляем при помощи выделения в тексте опорных точек – фразеосхем. Они создают когнитивную карту ориентации по виртуальной реальности, одной из форм семантического существования человека.

Фразеосхемы задают способ существования в семантическом континууме. Это идиоматический способ существования.

Наши выводы, касающиеся этого способа,  мотивированы исследованием  рассказа Ч.Диккенса «What christmas is as we grow older». Мы  обнаружили в нем следующие  фразеосхемы:

Season of immortal hope

     A shower of tears of joy

     We shut out Nothing

     Which subsisted until death

     A burning sand beneath a burning sun

      Last sleep for weariness

 

         Quiet keeping of the tree

         Encircling all our limited world like a magic ring

    Bloom and ripen to the end of all

         Arise for ever

С помощью опорных лексий, мы создаем когнитивную карту текстовой деятельности человека.

Когнитивная карта, создаваемая с учетом выделенных фразеосхем, позволяет выделить два коннотативных уровня, или уровня идиоматичности британской (англосаксонской) культуры XIX века – ассоциативный и реляционный.

Лексии «nothing», «death», «immortal» «sleep» отражают ассоциативную коннотацию. Продвигаясь по этим лексиям, мы можем уловить ассоциативный характер ментальной деятельности человека.

Лексии «tree», «ring», «future», «hope», «and of all», «for ever»  отражают реляционную коннотацию. Опирая на них, мы можем уловить  отношения разных, далеко стоящих друг от друга смыслов в тексте, но связанных друг с другом.

Итак, ассоциативная и реляционная коннотации в тексте, выраженные в  идиоматичности специальных единиц -  фразеосхем, позволяют уловить особенности существования ментальной деятельности человека в текстовом пространстве и пути продвижения индивида по мистическому контенту действительности.

 

 

Литература:

1.     Барт Р. Избранные работы, М.: «Прогресс», 1989. 616с.

2.     Боровкова Л.П. Тавтологические фразеосхемы // Фразеологическая система языка, Челябинск, 1976. С. 88-95.

3.     Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке, М.: 1990. 219с.

4.     Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход, М.: 2000. 154с.