Политология /5.    Политическая социология

 

 

к.пол. н. Белоганов В.А.,

Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета

потребительской кооперации, Россия

 

Социально-политические аспекты организации военно-патриотического воспитания  в советский период и на современном этапе

 

В советский период развития российской государственности сформировалось понимание патриотического воспитания как процесса целенаправленного формирования у молодежи высоких морально-политических и психологических качеств, необходимых для обеспечения безопасности Отечества. При этом важнейшими направлениями патриотического воспитания выступали следующие: формирование научно-мировоззренческой устойчивости и высоких морально-психологических качеств, воспитание патриотизма, интернационализма и уважения к своей истории, традициям, ориентация на активизацию политического сознания молодежи. Являясь типичным свойством советского человека, патриотизм формировался всем укладом жизни, всеми ценностями социалистического общества. Однако этот процесс происходил не автоматически, а начинался с детских лет. Исходя из того, что основой морального воспитания является идеал Родины, ее честь, слава, могущество и независимость, при воспитании патриотизма необходимо было, как можно раньше развивать в ребенке заинтересованность в делах окружающих его людей, родителей, всемерно способствовать тому, чтобы борьба за коммунизм стала высшем смыслом жизни каждого человека. Таким образом, важной задачей становилось воспитание советского патриота, способного активно бороться за идеи коммунизма, претворять их в жизнь, а также активно и наступательно противостоять чуждой идеологии.

Марксизм – ленинизм последовательно доказывал социальную природу воспитания, раскрывал причины и факторы воспитания как общественно организуемого явления. Именно поэтому, несмотря на смену идеологии в современном российском обществе, в методологии российского воспитания продолжают действовать положения, принципы, общенаучные и специальные методы, которые были выделены и обоснованы философией марксизма – ленинизма.

В настоящий период непрофессиональные, импульсивные призывы упразднения советского патриотизма (без внедрения нового), «очищения» общественного сознания от советского наследия, противопоставления всему просоветской системы общечеловеческих ценностей привели к негативному отношению властей к традиционно проводившейся в стране патриотической работе.

Практически прекратился общественный и административный контроль над решением задач патриотического воспитания. Пионерские и комсомольские организации в своем большинстве самораспустились, многие детские и юношеские сообщества, союзы, клубы, ассоциации бездействуют.

Сложившаяся критическая ситуация подтолкнула руководство страны, деятелей науки, культуры к поиску общенациональной, общероссийской объединительной идеи. В ходе ее публичного обсуждения сталкиваются самые различные, порой противоположные позиции. Одни признают полузабытые ценностные ориентиры (монархизм, соборность и т.д.), другие предлагают решать проблему военным путем.

В последнее время многие государственные и общественные деятели, ученые, служащие религиозной конфессии основной идеей, способной сплотить российское общество, укрепить единство и целостность федеративного государства, считают идею российского патриотизма.

На современном этапе развития российского общества происходит смещение акцента в понимании общенациональной идеи, выступающей важнейшей составляющей в построении российской государственности. Как известно, в XIX в. русская национальная идея сформулирована графом Уваровым на государственном уровне: «Православие, самодержавие, народность». В XX в. в общественном сознании россиян национальной идеей выступало господствующая долгие годы социалистическая идея. Значительная трансформация социально-экономической жизни современной России обозначила необходимость поиска новой общенациональной идеи, адекватной сегодняшнему этапу развития российской цивилизации. Основа содержания общенациональной идеи должна учитывать духовно-нравственный компонент общественного самосознания. Определяющим условием данного единства и возрождения России является чувство гражданственности и патриотизма, любовь к своей Родине,  родному языку, к своей истории и культуры своего народа. Известен опыт привития чувства патриотизма во Франции XIX в. на основе  «L,idee nationale» (национальной идеи), призванной ускорять в сознании французского ребенка с раннего возраста привычку думать и чувствовать, что ты принадлежишь французской нации.

Стержневыми элементами общенациональной идеи является следующее:

Ø     ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ как постоянное ощущение принадлежности к великому российскому народу и его исторической судьбы. По определению Г.Н. Филонова, «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятой норме и нравственной ценности, включая сферу труда, семейно-бытовых межнациональных и межличностных отношений». 

Ø     ПАТРИОТИЗМ как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейших мотивов социально значимой деятельности личности, социальной группы, достигающих высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития, бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству;

Ø     ГУМАНИЗМ как выражение приоритета духовно-нравственных, общесоциальных ценностей над классовыми, групповыми, национальными, конфессиональными, региональными интересами и т.д.;

Ø     ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ как утверждение идеи сильного, неделимого, самостоятельно развивающегося на общецивилизованных основах российского государства. Будущее России связано не с «денационализацией» национальной идеи, не с ликвидацией национальных различий унификаций образований и воспитания, а с созданием условий для расцвета всех наций и народностей (на всей территории России, в том числе и в бывших автономиях), но не в ущерб и не за счет других. Именно от каждого из нас, нашего единения на принципах Правды, зависит, быть ли ей, России, могучей, самобытной, духовной державой мира. [Кобылянский В. Национальная идея и воспитания патриотизма // Педагогика – 1998. - №5 – С.52-58].

Ø     ФЕДЕРАЛИЗМ как наиболее общий принцип и механизм взаимодействия центра и национально-территориальных образований и регионов России.

Сегодня требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания по определению концептуально ориентированной перспективы, которая позволила бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать. Актуальность разработки новых подходов, определение принципиальных направлений взаимодействия образовательных учреждений с государственными структурами обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта у подрастающего поколения, его гражданского становления.

Утраченная монополия на деятельность общественных объединений в конце 80 – начале 90-х гг. способствовала росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако, как показала практика, фактически прекратив поддержку вновь создаваемых и продолжающих действовать детских и молодежных объединений, к середине 90-х гг. образовательные институты утратили один из важнейших механизмов в выполнении своих воспитательных функций. В этой связи весьма характерным является понимание самой молодежи того положения, в котором она оказалась в результате этих преобразований, что обуславливает ее самооценку как самостоятельной социальной группы нашего общества.

В настоящее время Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике и органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации реализуется программа мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, предусматривающая поддержку деятельности общественных объединений и подготовку специалистов, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Основой государственной политики в области развития военно-патриотического воспитания российской молодежи можно считать систему следующих мероприятий:

Ø     координация деятельности органов исполнительной власти, организаций и общественных объединений в области развития военно-патриотического воспитания российской молодежи;

Ø     воспитание у молодежи любви к своему Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны;

Ø     поддержка и развитие молодежной инициативы в сфере освоения воинских профессий, изучения истории Вооруженных Сил России, военного дела и поднятие престижа профессии Защитника Родины;

Ø     изучение, сохранение и преумножение позитивных традиций отечественной истории и культуры народа;

Ø     активное участие в политической и социально-экономической жизни страны и развития потребностей в патриотических действиях;

Ø     воспитание уважения и принятие прав и обязанностей гражданина;

Ø     адекватное отношение к делам государства и делам собственным;

Ø     формирование чувства свободы, патриотического и человеческого достоинства.

Вместе с тем, современная методология военно-патриотического воспитания должна строиться на апробированных научно-методологических принципах, нормах, подходах. Необходимость обновления методологии военно-патриотического воспитания во многом объясняется тем, что человечество оказалось перед дилеммой выживания или всеобщей гибели: в этом основной вопрос XXI века. Именно общественное воспитание, в том числе военно-патриотическое воспитание, призвано сформировать человека, наделенного новым сознанием, гуманистическим мировоззрением и нравственно-этической грамотностью.

Как отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», патриотическое воспитание в условиях изменений, происходящих в России, предполагает определение такой цели, которая соответствовала бы интересам различных социальных групп населения и требованиям всего общества по отношению к ним. В связи с этим правомерно рассматривать в качестве цели военно-патриотического воспитания – формирование человека в соответствии с оптимальной моделью социального развития, идеалом личности, соотнесенной с конкретно-историческим периодом развития российского общества. В соответствии с данным концептуальным подходом в понимании общей цели воспитания определяется и конкретная цель его патриотической составляющей, предполагающей возрождение в российском обществе патриотизма как одного из условий становления гражданского общества, формирование и развитие молодежи, обладающей важнейшими гражданскими социально значимыми качествами. Таким образом, целью военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у молодежи основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции гражданина Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей сохранение и реализацию национальных интересов. Из общей цели военно-патриотического воспитания, заключающейся в формировании у молодежи, начиная с детских лет, высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства, вытекают задачи, решение которых способствовало бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения, значительного повышения уровня его гражданственности и патриотизма. Основными из них являются:

Ø     философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирования самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;

Ø     приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

Ø     создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных групп молодежи с учетом их интересов, потребностей и разнообразных сфер человеческой деятельности и общения;

Ø     воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.

Ø     воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребностей в труде на благо общества, государства, во имя служения Отечеству, формирование социально значимой деятельности, целеустремленности;

Ø     формирование и развитие потребностей в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т.д.

Главной же задачей военно-патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного формирования молодежи в духе высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма. Успех ее решения зависит от организации работы по мобилизации всех сил общества, его социальных и государственных институтов на возрождение патриотизма у молодежи как духовно-нравственной и социально значимой составляющей реформирования России.

Между тем в настоящее время одной из главных причин продолжающегося кризиса в воспитании молодежи является отсутствие соответствующих мировоззренческо-идеологических основ в нашем российском обществе. Прежняя коммунистическая база этих основ разрушена, а новая еще не создана, лишь формируется, причем процесс ее создания развивается сложно и противоречиво. Проблема разработки мировоззренческо-идеологических основ воспитания становится все более насущной и необходимой. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентацией.

Анализ развития идеологической ситуации в России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов в массовом сознании преобладала либерально-демократическая идеология, обещавшая «… полное процветание и благополучие в случае перехода на «западную» модель общественного устройства и энергично меняющаяся в связи с этими знаками, на основных ценностных объектах культуры» [Бакиров В. Наука и идеология // Общественные науки и современность. – 1991. - №6. – С.64]. Обладая откровенно антитрадиционалистической, антироссийской направленностью, либерально-демократическая идеология «… по своей сути представляет собой не что иное, как идеологическое оружие для разрушения нашего национального и религиозного самосознания». [Душенов К. Основные тенденции общественно политической жизни современной России // Наш современник. – 1994. - №7. – С.129].

Это подтверждается, в частности, тем, что данная идеология характеризуется: пораженчеством, антипатриотизмом и государственным нигилизмом, выступающим в качестве ложной «прогрессивной» альтернативы русской державности, которая якобы несовместима с «цивилизованными» нормами современных международных отношений; космополитизмом и национальным нигилизмом, направленным против русской соборной общности, ее национальной самобытности, «мешающей» России реализовать на своей территории «передовой» опыт развитых стран; религиозным нигилизмом, способствующим духовной агрессии против Русского православия, «реакционность» которого якобы представляет собой угрозу возврата к «средневековому мракобесию» и «конфессиональной нетерпимости». [Душенов К. Основные тенденции общественно-политической жизни современной России // Наш современник. – 1994. - №7. – С.129].

Либерально-демократическая идеология потерпела поражение. Уже  к концу 1993 г. в обществе произошел быстрый и неконтролируемый подъем в обществе русского державного патриотизма.

Интересы коренного улучшения состояния военно-патриотического воспитания российской молодежи и значительного повышения эффективности этой деятельности настоятельно требуют более полного и всестороннего использования всех имеющихся для этого возможностей. Действительно, низкий уровень военно-патриотического воспитания объясняется не только тем, что не созданы все необходимые условия для его практического осуществления, но в первую очередь тем, что до сих пор отсутствует ясное и полное представление о самих возможностях данной деятельности. Это обусловлено явно недостаточным вниманием к рассматриваемой проблеме, которая за годы преобразований не получила сколько-нибудь значительного отражения в научно-исследовательской литературе, оставаясь, по существу, неразработанной – ни в теоретическом, ни тем более в организационно-патриотическом плане. Недооценка места, роли и значения военно-патриотического воспитания в нашем государстве и обществе негативно отражается на всем процессе развития личности, формирования молодежи.

При определении основных направлений коренного улучшения военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях необходимо учесть следующие моменты:

Ø     основные направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон военно-патриотического воспитания как социально значимой деятельности, испытывающих воздействие самых различных, в том числе весьма неблагоприятных и даже противодействующих факторов;

Ø     военно-патриотическое воспитание должно быть направленно не просто на молодежь, а на различные ее категории, социальные группы, отличающиеся  между собой по возрасту, социальной группе, месту проживания, культурному и образовательному уровню, содержанию и направленности досуга, увлечений и т.п.

Ø     военно-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе не только дифференцированного, но и индивидуального подхода, то есть в интересах каждой личности, развития у нее индивидуально проявляемых качеств гражданина и патриота России;

Ø     субъекты военно-патриотического воспитания молодежи, сообразуясь с условиями, должны располагать всеми необходимыми средствами для оптимизации военно-патриотического воспитания, эффективно использовать качественно новые методы и формы этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.

В соответствии с данным концептуальным подходом в понимании общей цели воспитания определяется и конкретная цель его патриотической составляющей, предполагающей возрождение в российском обществе патриотизма, как важнейшей духовно нравственной и социальной ценности; формирование и развитие молодежи, обладающей важнейшими гражданскими социально значимыми качествами.

Таким  образом, целью военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у молодежи российского общества основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции защитника Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей сохранение и реализацию национальных интересов. Данная цель обозначает следующие задачи, решение которых призвано содействовать возрастанию социальной активности молодежи, значительному повышению уровня его патриотизма и формирование готовности к реализации функции защиты Отечества.

1.           Формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития государства.

2.           Осуществлять целенаправленную подготовку на государственном и военно-профессиональном уровне надежных защитников Отечества для успешной реализации их функций в основных сферах социально-значимой деятельности, связанной с обеспечением безопасности могущества России.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание предусматривает создание возможных условий для развития общественно значимой личности, высоко интеллектуальной, нравственно развивающейся, которая в полной мере усваивает общечеловеческие, нравственные ценности, формирует мировоззренческие взгляды и жизненную позицию, реализует их в процессе деятельности. Именно в процессе деятельности реализуются и проявляются высокие чувства, такие как любовь к Родине, своему краю, гордость за страну, ее историческое прошлое, достижения своего народа.

Готовность к осуществлению функций защитника своей страны, определяемая основными требованиями, которые предъявляются к гражданину и патриоту России, - это конечная цель военно-патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание основной функцией, которого является формирование готовности молодежи к выполнению задач по защите Отечества основанное на высокой личной ответственности и знании важнейших сторон военного дела, особенностей и требований военной службы, предполагает:

Ø     формирование убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях;

Ø     выработку основных качеств, свойств, умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей военной службы;

Ø     требования и твердую установку на добросовестное, инициативное и самоотверженное выполнение воинской присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников, на самокритичное отношение к уровню личной военной, профессиональной подготовки и на самостоятельную работу по достижению уровня, соответствующего предъявляемым требованиям.

На современном этапе построения Российской государственности воспитание у граждан, в первую очередь молодежи патриотизма является важнейшей государственной задачей. При этом военно-патриотическое воспитание должны осуществлять государственные и общественные институты и традиционно армия, которая служит своеобразным барометром, характеризующим нравственное здоровье общества, молодежной среды.

.Сложившаяся ситуация в сфере воспитания молодежи требует выработки кардинальных мер по совершенствованию форм и методов подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; необходима продуманная система военно-патриотического воспитания молодежи. Из этого следует, что военно-патриотическое воспитание молодежи должно базироваться на объединении усилий различных министерств и ведомств, государственных и общественных институтов. Необходима конкретная работа с безнадзорными подростками, создание системы военно-спортивных и оздоровительных лагерей. В современных условиях по мере усиления социальной направленности и общеформирующих функций воспитания вполне правомерно рассматривать его как деятельность по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах и проявлениях (знания, ценности, нормы, качества, навыки и умения деятельности и общения), а также по развитию его специфических индивидуальных возможностей и способностей. С этой целью в различных регионах страны созданы и работают образовательные учреждения, в которых существуют военные лицейские классы, более 400 детских военно-спортивных объединений и клубов, действуют более 550 военных музеев, образований музейного типа и комнат воинской славы. Однако совершенно очевидно недостаточное использование данных организаций в военно-патриотическом воспитании.

Устойчивой тенденцией последних лет является создание военно-учебных заведений, кадетских корпусов, лицейских военных классов для углубленной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи в различных регионах Российской Федерации. В 1998 году в одной из школ г. Читы был открыт лицейский военный класс  пограничного профиля (Решение военного совета Забайкальского Регионального Управления ПС ФСБ РФ, май 1998 г.), целью создания которого явилось разностороннее воспитание развитой, идейно-нравственной личности, способной участвовать в полноценной жизни современного общества, а также создание профессиональной основы для подготовки несовершеннолетней молодежи к служению Отечеству на гражданском и военном поприще

В последнее время мы неизбежно возвращаемся к вопросу о том, что без единой объединяющей идеи наше поступательное движение невозможно. Такой идеей должно выступать военно-патриотическое воспитание. Характерно, что данный принцип был обозначен в указе № 727 Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16.05.1996 г.

В настоящее время правительством Российской Федерации была принята целевая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», увековечивание памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества. Актуальность данного вопроса проявляется наиболее очевидно при анализе современного состояния организации патриотического воспитания в различных регионах страны. Подлинный патриотизм русского народа всегда был органически связан с гуманизмом, милосердием, общечеловеческими ценностями. В настоящее время положение заметно осложнилось в условиях, когда патриотизм русского народа служит объектом постоянной клеветы, а антипатриотические силы, заинтересованные в колонизации России, стремятся противопоставить друг другу ее народы, различные слои общества, когда падает экономический и военный потенциал страны. В этих нелегких условиях русские патриоты думают о путях возрождения нации, углублении ее цементирующей роли в многонациональной России.

Эпоха реформ настоятельно диктует необходимость рассмотрения проблемы военно-патриотического воспитания с общим ходом развития общества, с историей народов России.

Развитие любого этноса предполагает воспитание. Между тем необходимо отметить один непреложный факт: изучением взаимосвязи общей истории народа и истории развития этноса до настоящего времени никто серьезно не занимается. Это особенно важно, когда речь идет о воспитании граждан того или иного общества. Патриотическое мировосприятие, прежде всего, основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого народа. Речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые люди не без основания выстраивают в один ряд. Так, очевидно, что восстание бурят в 1658, 1696 годах воспринимаются как факты, соединенные общей идеей борьбы за свободу. А вот факт участия башкир в Отечественной войне 1812 года нельзя не рассматривать вне идеи общей борьбы за независимость России и Башкирии. Иными словами, мы связываем такие события друг с другом, включая их в исторические традиции башкирского, бурятского и русского народов. Таким образом, военно-патриотическое воспитание возникло еще на заре человечества.

В аспекте рассмотрения проблемы военно-патриотического воспитания как явления этносоциального патриотизма русского народа на протяжении всей своей истории представляется феноменальным. Военные аспекты в общественно-государственной жизни России стояли не на последнем месте. Сама судьба и история России является преимущественно военной. Известно, что только с 1240 по 1462 год (за 222 года) наша страна отразила 200 войн и нашествий, а с XIV по XX в.в. (525 лет) – провоевала 329 лет. Так как Россия воевала 2/3 своего существования, ее можно назвать «державой - воином». В течение второго тысячелетия нашей эры страна четырежды защищала и спасла Европу и весь мир от татаро-монгольского (XIIIXV) вв., наполеоновского (XIX в.), гитлеровского (XX в.) порабощения, от смерти в ядерной войны (вторая половина XX в.) и (XXI в.) в борьбе с международным терроризмом. Все это стало причиной того, что общенациональная идея Руси, а затем и России отводила важнейшее место военному могуществу страны, заботе об укреплении армии и о воинстве. В основе отношения общества и власти к вооруженным силам лежали следующие идеалы: армия – творец и хранитель государства; фактор его свободы, независимости, целостности; носительница мира и спокойствия; источник гордости и роста духовных сил, «величайшая драгоценность народа, которую надо оберегать и хранить, как главную святыню», служение в ней – «святое божье дело»; забота об обороне – «первейшая обязанность государства, народа, каждого гражданина».

 Уникальность русского самосознания определилась в момент формирования основ всенародного единства. Изначально русский народ складывался в виде этической или этнологической общности, как общность гораздо более высокого духовного порядка. Отсюда во многом человечность, национальная терпимость, отсутствие этнокритических тенденций в государственном устройстве, знаменитые качества «русской души», которые непонятны Западу: милосердие, сострадание, терпение в единстве с удивительной стойкостью, мужеством, способностью к самопожертвованию. Жизнеспособность русской идеи содержится в том, что она не продукт искусственного идеологического конструирования, а не рукотворный плод некой целенаправленной мировоззренческой селекции. На протяжении многих столетий русский человек стремился во всех аспектах своего бытия – личном, семейном, общественном и государственном, соблюдать идеалы святости и сердечной чистоты. В истории русского народа сложилась стройная система патриотического воспитания своих юных граждан, оправдавшая себя в тяжелые годы испытаний.

В романе «Война и мир» Лев Толстой глубоко проник в динамику общечеловеческих отношений и общественной психологии, показав, как вчерашний бонапартизм русских свободолюбцев в момент, когда война перенеслась на территорию России, сменился героическим патриотизмом. Патриотическое настроение охватило и мужчин, и женщин, что прекрасно передано и в «Войне и мире», и в Пушкинском «Рославлеве», и в незаконченной драме – мистерии А. Грибоедова «1812 год».

Подведя некоторую черту сказанному, отметим: в критические периоды истории наше Отечество спасали мощные духовные силы народа – патриотизм, самоутвержденность, способность к самопожертвованию. Народ, думая о грядущей России, исходил из ее исторических, национальных, культурных и державных основ и интересов.


Библиографический список

1.     Актуальные вопросы патриотического и интернационального воспитания на современном этапе.// Материалы научно-практической конференции. Чебоксары. М.: - 165 с.

2.     Аронов А.А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988. №2. с.10-13.

3.     Барабанщиков А.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1983. 127 с.

4.     Баразгова Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1989. 116 с.

5.     Белкин А. Идеи патриотизма в русской литературе // Под знаменем марксизма-ленинизма, 1943. № 12. с. 32-45.

6.     Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания, 1915. № 4.

7.     Бочевский В., Наумов С. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи  (задачи и проблемы на современном этапе) // ОБЖ, 1999. № 7.С.43-47.

8.     Волков А.П. Подготовка молодежи к защите Родины.: проблемы и пути их решения М.: ГАВС, 1992. 63 с.

9.     Голотвин Ж.Г. Традиции советского патриотизма. М.: Мысль, 1975. 199 с.

10. Государственная программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М.: 2005. С.56.

11. Ильин И.А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993. 312 с.

12. Кобылянский В.А. Русская идея и российский патриотизм. Сбор….сост. Е. Троицкий. М.: 1996. с.199.

13. Лутовинов В.И. Патриотизм: история, современность и будущее России. М.: НИЕВ, 1997. 141 с.


 

Анатация

на статью «Социально-политические аспекты организации военно-патриотического воспитания  в советский период и на современном этапе»

 

В своей статье «Социально-политические аспекты организации военно-патриотического воспитания  в советский период и на современном этапе» автор показал то, что современный этап российской государственности, характеризующийся возросшим уровнем социальной напряженности в стране, потребовал разработки адекватных современным условиям механизмов военно-патриотического воспитания молодежи. В связи с этим возросла роль общественных и политических организаций и объединений как общественного института, в рамках которых происходит воспитание и развитие патриотизма у молодежи. Успешное решение этих идей и принципов в современном российском обществе рассматривается в данной статье в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе.