Россия, г. Ханты-Мансийск, Югорский государственный университет

Власова Оксана Вячеславовна, к.ю.н.

 

Человеческое достоинство –

основной критерий допустимости ограничения основных прав и свобод личности

Достоинство, неприкосновенность личности — важнейшие понятия, имеющие безусловное моральное содержание и возведенные в ранг конституционного принципа. Основной Закон России (ч. 1 ст. 21) провозглашает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». В ч. 1 ст. 22 говорится: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

Понятия «честь» и «достоинство» близки друг другу. В юридической литературе и в текстах права они обычно используются в составе единого словосочетания. Например, «унижение чести и достоинства», «защита чести и достоинства», «уважение чести и достоинства». Эти этические категории тесно связаны по смыслу, но имеют несовпадающее правовое содержание. Честь можно определить как отражение положительной оценки духовных качеств личности во мнении и сознании окружающих, достоинство — это прежде всего проявление положительной оценки своих духовных качеств в собственном сознании, способности человека самому оценивать свои действия и поступки, осознавать значение своей репутации. Следовательно, достоинство и честь личности, имея некоторые отличия, являются выражением одного явления — признания ценности и уникальности отдельного индивида.

Обязанность государства по обеспечению достоинства личности связана прежде всего с тем, чтобы не допускать его умаления и предпочтения ему даже самых важных общественных, ведомственных и иных интересов. Этот принцип был неоднократно выражен в решениях Конституционного Суда РФ как необходимое условие недопущения произвола при применении закона[1].

Вопросы неприкосновенности достоинства личности тесно связаны с проблемой ограничений в праве. Тема ограничений в праве, несмотря на частое обращение к ней ученых-правоведов, не получила всестороннего рассмотрения в современной научной литературе. В теории права данная проблема впервые обстоятельно и полно была исследована А.В. Малько[2]. Однако актуальность и многогранность темы требуют дальнейшего анализа и обсуждения. Научное осмысление и уточнение оснований, целей и пределов ограничений прав и свобод граждан необходимо «для предотвращения возможности возникновения антигуманистических теоретических подходов и практики возникновения режимов, умаляющих (курсив в цитате наш. — О.Ц., О.В.) или даже отменяющих права индивида»[3].

Правовые ограничения необходимы потому, что у общества и государства существует насущная потребность в сдерживании противозаконных действий. С помощью многообразных по своим свойствам правовых ограничений (запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т.п.) обозначаются рамки удовлетворения интересов субъектов, границы их поступков[4]. Ограничение прав и свобод человека — одна из актуальнейших проблем любого государства.

Общепризнанно, что установление пределов личных прав относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической науки и практики[5].

Чувство собственного достоинства — священная «граница», мощная «оболочка», охраняющая личность как центр человеческого духа. Эта нравственная сила оберегает и цементирует внутреннюю управляемость человека, защищает его от измены собственным принципам, чувствам и интересам, от марионеточного поведения[6]. Так, в некоторых случаях индивидуум, при обострении чувства собственного достоинства и чести, предпочитает не принимать пищу из рук врага, молчать под пытками или лишить себя жизни.

Актуальной является проблема критериев (условий) допустимости ограничения прав и свобод человека. В связи с этим заметим, что во Всеобщей декларации прав человека[7] целями ограничения являются (п.2 ст.29) обеспечение должного признания прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международных пактах[8] об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), о гражданских и политических правах (ст. 12, 18, 19) в качестве цели ограничения рассматривается общее благосостояние, необходимость охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод целями ограничений являются: поддержание национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращение беспорядков или преступлений; охрана здоровья или нравственности населения (ст. 8, 9); охрана территориальной целостности; защита репутации других лиц; предотвращение разглашения конфиденциальной информации; обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10).

Правовое значение общественно значимых нравственных ценностей (свободы, достоинства человека и др.) так велико, что конституции некоторых стран (например, Италии) содержат специальные главы об этико-социальных отношениях. В Греции права и свободы граждан защищаются в той мере, в какой они не нарушают Конституцию и добрые нравы (ст. 5 Конституции Греции). В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 281) этого государства, осуществление какого-либо права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, добрыми нравами или социально-экономической целью права. Другими словами, любые гражданско-правовые действия и сделки, которые противоречат нравственным ценностям, изначально неправомерны, недействительны и потому не подлежат судебной защите. Конституция Бразилии (п. 5 ст. 89) устанавливает ответственность Президента республики, вменяя ему такое нравственное качество, как честность в государственном управлении[9].

Отсюда следует вывод — главной целью ограничений всегда является защита таких общечеловеческих ценностей, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство человека.

В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»[i].

Этим положениям соответствуют установления Конституции РФ (ст. 56), где пределами ограничения прав человека являются жизнь, достоинство личности, доброе имя, частная жизнь, честь, свобода вероисповедания, сбор информации о частной жизни, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, права, связанные с судебной защитой.

Таким образом, принцип высшей ценности человека, его достоинства является основой для решения практических и теоретических вопросов ограничения прав и свобод личности. Предопределяя систему конституционных ценностей, человеческое достоинство как критерий допустимости ограничения основных прав предотвращает всякое нарушение прав и свобод человека и гражданина.



[1]См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля, отмая 1995 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. 2/3; Постановление от 2 февраля 1996 г. // Там же. 1996. 2; Постановление от 2 июля 1998 г. // Там же. 1998. 5.

 

[2] См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. См. также: Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. М., 2006.

 

[3] Пчелинцев С.В. Основания ограничения прав и свобод граждан и особые правовые режимы: теоретический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. 3. С. 27.

 

[4] См.: Тихонравов Ю.В. Основы философии права: Учебное пособие. М, 1997. С. 208.

 

[5] Усилиями Конституционного Суда РФ немало сделано для решения этой проблемы, тем не менее еще нельзя говорить о наличии достаточно последовательной и стабильной правовой позиции по данному вопросу. Формирование надлежащей правовой позиции Конституционного Суда по вопросу ограничения основных прав и свобод осложнено тем обстоятельством, что в тексте Конституции РФ есть положения, которые являются не вполне корректными с точки зрения формальной и содержательно-правовой логики построения нормативного материала (см. подробнее: Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. 7. С. 13–23).

 

[6] См.: Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке. Фактор культуры // Общественные науки и современность. 2003. 1. С. 13.

 

[7] См.: Права и свободы личности: Международные документы. Комментарии. М., 1995. С. 10–18. (Б-чка «Российской газеты»; Вып. 11).

 

[8] См.: Права и свободы народов в современных источниках международного права: Сборник документов. Казань, 1995. С. 51–55.

 

[9] См.: Конституции государств Американского континента. М., 1957. С. 127.

 



[i] Права и свободы личности: Международные документы. Комментарии. С. 10–18.