Власова Оксана Вячеславовна, к.ю.н.

Россия, г. Ханты-Мансийск, Югорский государственный университет

Отражение принципа

неприкосновенности человеческого достоинства в международных документах и конституциях современных государств

Общепризнанные международные документы провозглашают человеческое достоинство как базовую, основополагающую категорию из которой исходят (выводятся) основные человеческие права-принципы: свобода, равенство, неприкосновенность и др. Так, преамбула Всеобщей декларации прав человека 1948 г. начинается с того, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Далее звучит та же мысль: «подтверждая веру в фундаментальные права человека и значимость человеческой личности, в равные права мужчины и женщины, а также малых и больших народов…»[1]. В первой статье этого документа провозглашается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом, совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»[2].

Принцип «уважения к присущему человеческой личности достоинству» содержится и в международных пактах[3]. С этого положения начинается Международный пакт о гражданских и политических правах[4]. Например, в ст. 10 утверждается: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Пакт об экономических, социальных и культурных правах в ст. 13 провозглашает: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и чувству человеческого достоинства».

Безусловной правовой кульминацией идеи достоинства и человеческих прав является принцип 7 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который утверждает, что участвующие государства будут содействовать эффективному осуществлению человеческих прав и свобод, а также постановление преамбулы Международного пакта о гражданских и политических правах, где говорится, что права человека прямо «проистекают из присутствующего человеческой личности достоинства», а «признание достоинства…, равных и неотъемлемых прав является основой свободы и справедливости»[5].

Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины от 4 апреля 1997 года (Конвенция о правах человека и биомедицине), как и Всеобщая декларация ООН о геноме человека и о правах человека от 11 ноября 1997 года, ориентируют все государства принимать необходимые меры к правовой защите человеческого достоинства.

Нельзя оставить без внимания один из новейших «Биллей прав человека» – Хартию основных прав Европейского Союза[6]. В своей преамбуле она исходит из «всеобщих и неразделимых ценностей» – достоинства, свободы, равенства и солидарности, а также помещает человеческую личность в центр деятельности Союза. Европейская хартия в ст. 1 провозглашает: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Оно должно уважаться и защищаться».

Как отмечают авторы, «посредством Хартии мы в некотором роде определяем, в чем заключается общее европейское благо»[7].

Ценностная классификация прав человека, использованная при структурировании Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. выделяет шесть групп прав-ценностей, отражающих предпочтения западного общества: достоинство, свобода, равенство, солидарность, гражданство, правосудие. Вокруг них концентрируются разные виды прав. Каждое право подразумевает те или иные грани различных ценностей, но благодаря лидирующей (ценности) из них права собираются в соответствующие блоки. Так, к правам, выражающим ценность человеческого достоинства, отнесены права на жизнь, на целостность личности, запрет пыток или унижающего достоинство обращения и наказания, запрет рабства и принудительного труда.

Идея о достоинстве личности как основополагающей ценности современных демократических государств получила нормативное оформление и в других международных правовых актах[8]. 

Данный принцип закреплен в законодательстве многих европейских демократических государств. Так, Основной Закон ФРГ в своей первой статье провозглашает недопустимость посягательств на достоинство человека и вменяет в обязанность органам государственной власти любого уровня иерархии уважать и защищать это достоинство. В ней сказано: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти» (ст. 1)[9]. Подобная норма содержится в ст.10 Конституции Италии. В Конституции Польши говорится: «Естественное и неотчуждаемое достоинство человека является источником свобод и прав человека и гражданина. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей» (ст. 30)[10]. Уважение к человеческому достоинству как правовой принцип закрепляется в Конституции Испании. В ней сказано, что достоинство личности, нерушимость ее неотъемлемых прав, свободное развитие личности, уважение к закону и правам других является основой политического порядка и социального мира[11]. Этот принцип отразился в конституционном законодательстве многих других современных стран, выбравших путь построения правового государства[12].

Россия в 1993 году провозгласила себя правовым государством (ч. 1 ст.1 Конституции РФ). Основной Закон нашей страны воплотил в себе основы национального суверенитета, признание человека, его прав и свобод высшими ценностями государства. Согласно российской Конституции права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение правовых актов.

В главном документе России сказано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21). Этот принцип пронизывает практически все конституционные нормы. Так, ст. 2 признает права и свободы человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Статья 7, провозглашающая Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является по сути исходной нормой реализации человеческого достоинства. Конституция (ст. 17) гарантирует права и свободы человека и гражданина, их неотчуждаемость и принадлежность человеку от рождения. Основной Закон (ст.ст. 20-25) запрещает пытки и унижающее достоинство обращение и наказание, охраняет право человека на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, устанавливает право каждого на защиту своей чести и доброго имени, охраняет свободу мысли и слова (ст. 29), гарантирует право на свободный труд, право на отдых (ст. 37), охраняет семью и детство (ст. 38) и т.д.

Конституции и Уставы субъектов РФ закрепляют достоинство личности как основополагающую идею, норму-принцип конституционного строя. Так, Конституция Республики Бурятия включает норму о достоинстве в гл. 1 «Основы конституционного строя»: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство … являются высшей ценностью в Республике Бурятия». Аналогичным образом положение о достоинстве закреплено в Конституции Республики Алтай, Карелия и др.[13].  

Нельзя не согласиться с мнением о том, что «идея достоинства личности занимает ведущее положение демократического правообразования, выражая общую и фундаментальную закономерность современного общества о социальной ценности каждого ее члена…, идея достоинства, также как и принципы права, является исходным положением, ведущим началом формирования права, являясь направленным превращением человека в личность.  Конституционное правовое государство осуществляет принцип достоинства человека, превращая граждан из объектов воздействия в активно действующих субъектов» [14].

Таким образом, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание современных государств.



[1] См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд. М., 2002. С. 39.

[2] См.: Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии (Библиотечка «Российской газеты»). Вып. 11.  М., 1995. С. 10-18.

[3] См.: Права и свободы народов в современных источниках международного права: Сборник документов. Казань, 1995. С. 51-55.

[4] Там же. С. 53.

[5] Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С.С. 120, 146.

[6] Хартия Европейского союза об основных правах: Комментарий / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2001.

[7] Там же. С. 39.

[8] Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (преамбула) от 16 ноября 1945г.; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ст. 23); Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 28 ноября 1987 г. (См.: Международные акты о правах человека. М., 1998. С. 39, 53, 226-237, 313, 620-624).

[9] Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. С. 254.

[10]  Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997. С. 57.

[11] См.: Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982. С. 32.

[12] См.: Политическая Конституция Португальской республики от 11 апреля 1933 г. (п.3 ст.6); Конституция Греции от 17 июня 1975 г. (ч.1 ст. 2) и др. (См. подробнее: Конституции государств Европы. М., 2001).

[13] См. подробнее: Марченко  В.Я. Охрана достоинства личности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2008. № 1. С. 160-164.

[14] Придворов Н.А. Достоинство человека как основа права и демократической государственности. Гл. ХШ // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 1 Теория государства. М., 1998. С.315, 321, 322.