Д.п.н., профессор Еркибаева Г.Г.

Международный Казахско-Турецкий университет им. Ясави, Казахстан

 

Элементы социальной доктрины ислама

 

Разработка вопросов социальной защиты населения, непосредственно связанной с устойчивым экономическим развитием, предполагает определенный тип социальной политики. Исламская концепция социальной защиты населения предполагает разработку мер, направленных на ограничение социальных рисков в основных сферах жизнеобеспечения населения и создание условий, способствующих усилению социальной ориентации экономического развития.

     Исламская социальная доктрина сформирована в рамках теории мусульманского права (фикх), каждая из школ (мазхабов) которого придавала ей свои специфические черты, хотя различия между ними носят в основном частный характер. Наиболее стройное изложение исламской социально-политической доктрины можно найти у Ахмада Шамс ад-Дин Хафаджи, рассматривающий широкий круг теоретических вопросов экономики, с социальной точки зрения. В сфере его внимания: разделение труда, проблемы собственности и роль государства в регулировании хозяйственной деятельности.

Вероучительные источники ислама много внимания уделяют проблеме справедливости. Коран вводил специальную обязательную очистительную милостыню - закят, которую должен выдавать каждый мусульманин, имеющий определенный минимум имущества. Категорическое запрещение рибы — ростовщичества, установленное Кораном, также не могло не импонировать неимущим и малоимущим. Коран объявлял, что добыча, данная Аллахом Мухаммаду, принадлежит «и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику».

Для состояния исламской социальной мысли в период ее становления и в последующие эпохи огромное значение имели некоторые весьма важные положения вероучения. Прежде всего, это непререкаемое утверждение о том, что все сущее (мир, человек, социальные институты, моральные  нормы, религиозные предписания и др.) создано богом. При этом Коран утверждает: «Нет изменений в творении Аллаха». Другим таким положением является догмат о предопределении. Вместе с тем в Коране имеется ряд аятов, в которых говорится о свободе воли человека: «Всякий поступает по своему подобию», «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» [1]. Третий важный момент в вероучении ислама, наложивший существенный отпечаток на многие элементы социальной доктрины ислама, состоит в учении о человеке. Четвертый постулат вероучения состоит в утверждении, что все священные книги, которые ниспосылались свыше до Корана, были руководством для отдельных народов, Коран же ниспослан для всего человечества и им должны руководствоваться все народы планеты до дня страшного суда. Пятым является положение, зафиксированное в хадисе: в каждое столетие Аллах будет возвышать из мусульман таких людей, которые станут обновителями религии.

Эти идеи дали стимул для сбора хадисов и канонизации соответствующих сборников, а также для систематизации нравственно-правовых норм, содержащихся в Коране и Сунне, и внедрения в практику общеобязательного требования совершать все, что предписано «священными» книгами и канонизированными сборниками норм права, избегая тех действий и поступков, которые не одобряются ими. При всей широте охватываемых вопросов классическая исламская социальная доктрина фактически содержала разработку трех ключевых вопросов:

1. Учение о собственности, основанное на положении о том, что «абсолютным собственником» всех земных благ является лишь Аллах. А отдельный человек не может полностью распоряжаться по своему усмотрению тем, что мусульманское право определяет как его собственность.

2. Учение об источниках приобретения земных благ, главных среди которых называется труд. Любое богатство является дозволенным с точки зрения ислама только в том случае, если оно приобретено собственным трудом.

3. Учение об использовании богатства. Материальные блага, являющиеся собственностью общины или одного мусульманина, должны быть использованы «наилучшим образом», то есть с максимальной пользой для индивидуума и общества. В рамках этого же учения существует и положение о необходимости справедливого распределения материальных благ.

Таким образом, изначальным источником социально-экономической доктрины ислама являются зафиксированные в священном Коране и сборниках хадисов высказывания Мухаммеда (с.а.с.) по различным вопросам, имеющим отношение к регламентации экономического поведения мусульман. Причем для анализа истоков социально-политической доктрины ислама наибольшую ценность представляют аяты Корана, а также хадисы Пророка (с.а.с). В Коране можно выделить следующие основные «блоки», касающиеся социально-экономической проблематики, которые и являются основой социально-экономической доктрины: осуждение чрезмерного богатства, осуждение ростовщичества, поощрение торговли, отношения собственности, наказание за покушение на собственность, право наследования, имущественные отношения супругов, милостыня и риба, долги, ссудный процент, расходование накопленного.

        Ведущие теологи современности продолжают считать, что в отличии от других религий (иудаизма, христианства) «...ислам создал всеобъемлющую социально-политическую систему, пригодную для всех времен и народов, и содержащую неизменные и непреходящие ценности, отвечающие потребностям людей независимо от цвета кожи и вызовам времени» [2, с. 102].

Используя опыт других стран, и, прежде всего европейского сообщества, исламские государства, пытаются приобщиться к новым цивилизационным стандартам с учетом своей специфики. Втягиваясь в современный цивилизационный поток, эти государства стремятся преодолеть состояние отсталости, найти на путях реформирования исламской социальной модели оптимальную формулу социально-экономического развития, которая бы обеспечивала рациональное совмещение достижение экономики с национальной культурой, религиозной идеологией, исторической памятью.

      Модель «исламской экономики» покоится на постулате, что ислам содержит непреходящие ценности, полностью сохраняющие свое значение для всех сфер человеческой жизни, включая экономическую. В исламском обществе создаются истинно гуманные условия для жизни и деятельности индивида, освобождения человека от идолопоклонства, устранения всех социальных недугов и установления гармонии между личностью и государством. Основу социально-экономической доктрины ислама составляет понятие собственности, сущность которого сводится к признанию того, что «богатство в руках людей - это богатство бога, а они - лишь его управители». Поскольку собственность, согласно исламскому вероучению, «дар божий», она священна и неприкосновенна. В то же время ряд предписаний ислама призван обеспечить «справедливость», «ограничить злоупотребления» собственностью. Такими важными социально-экономическими предписаниями являются указания касательно «закята», порядка наследования и запрещения ростовщичества.

 

Литература:

1. Коран/Пер. С араб.акад.И.Ю.Крачковского.-М.:СПИКТА, 1990.-511 с.

2. Жданов Н.В.Исламская концепция миропорядка. –М., 2003.-325 с.