Карчевская Н. В., Голев Д. Ю.

 

Украинская инжинерно- педагогическая академия

 

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Формирование педагогической культуры инженера- педагога предпологают развитие коммуникативных способностей личности, которые являются одним из важнейших факторов в инженерно- педагогической деятельности. Это и составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека. В свою очередь педагогическая культура личности включает в качестве своих необходимых компонентов понимание психологического аспекта человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную целостно- смысловую сферу (стремление, интересы, мировоззрение), а также творчество в собственной жизни.

Ролевые игры представляют со­бой мощное образовательное средство, позволяющее глубже вникнуть в проблему, пропустить ее «через себя», т. е. роль которою учащийся принимает на себя.

Под ролевой игрой понимаются разные виды ролевой дея­тельности: чтения по ролям, драматизации, инсценировки, симуляции. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она име­ет определенную дидактическую цель, предполагает определен­ный сценарий развертывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевая игра отличается от традиционных обучающих (дидактических) игр, которые также имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драмати­зации. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях или вполне реальных, отражающих реальные события. Если игра имеет проблемную на­правленность, т.е. содержит еще и некую проблему, требующую разрешения, это позволяет учащимся глубже понять ее.

Ролевая игра может использовать­ся как самостоятельный метод или в качестве компонента других методов, (метода проектов, контекстного метода). Кроме того, ролевая игра используется при научном исследовании защиты проекта. В данном случае мы будем говорить о ролевых играх как о само­стоятельном методе в контексте гуманистической педагогики.

       Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение обществен­ного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и куль­туры.

Любая игра обязательно предполагает собственную активность ее участников. То есть в игре человек действует не столько по заданию, сколько сам, так как он представляет себе возникшую ситуацию и, оказавшись в ней, пытается найти из нее выход. Игра — это значимое для ее участников действо. Важно только правильно расставить акценты. В ролевой и деловой игре проблем­ной направленности непременным условием является опора на знания, имеющиеся факты, опыт в данной предметной области и смежных областях. Участники игры не могут опираться только на собственную интуицию и воображение, они должны продемонст­рировать свою эрудицию в данном вопросе и соответственно стро­ить деятельность своего персонажа. В деятельности они должны продемонстрировать знание контекста проблемы.

При подготовке магистров инжинерно- педагогических специальностей в качестве ролевой игры целесообразней провести «защиту дидактического проекта» разработанного для баколавров специальности электромеханик, по дисциплине ТАУ и теме «Повышение помехоустойчивости автоматических систем регулирования (АСР)». В качестве обучаемых могут выступать студенты, которые специально под­готовятся к такой роли, в качестве преподавателя будующие магистры. В результате такого обсуждения должны выработаться у студентов понятия: что такое АСР, как увеличить ее помехоустойчивость, какие элементы включает в себя схема, какую роль играет ПИД -  регулятор в схемах.

Студенты должны будут усвоить все тонкости данной проблемы, для того чтобы  успешно применять ее на практике, получить умение устранения неполадки, возникающей при работе схем и снижение помех, а так же сформировать умение успешно применять все это. Благодаря чему будет расширяться общий кругозор студентов, а так же желание к  повышению уровня технического общения. У студентов поднимется на более высокий уровень их педагогический интеллект, в связи с тем что при разработки данного проекта будут широко рассматриваться все нюансы педагогических тонкостей обучения.  Студенты будут объяснять и демонстрировать все свои знания и умения, которые они достигли за годы обучения.

Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков и умений, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. В игровой ситуации ошибки допустимы. Они не наказуемы в обычном понимании и даже могут стать новым интересным поворотом в игровой ситуации. Они для того и используются в каче­стве метода обучения, чтобы предостеречь будущих специалистов и просто обычных людей от возможных ошибок в профессиональ­ной деятельности, жизненных ситуациях, научить грамотно ис­кать выход из любых проблемных ситуаций.

Преимуществом ролевых игр как образовательного сред­ства является:

Мотивация. Знания, овладение которыми является дидактической целью, рассматри­ваются как средство достижения игрового результата.

Прагматизм.  Прикладной характер получаемых знаний. Игра не действительность, но она моделирует жизненные ситуации, ко­торые вполне реально могут возникнуть.

Научность. Студент должен разработать свой проект и уметь объяснить почему он выбрал именно этот метод.

Доступность. Каждому из учащихся должно быть понятно о чем рассказывает его товарищ.

Системность. Обеспечение плавности перехода между задачами, связями между ними и более качественного усвоения материала.

Прочность связей. При разработки проекта находятся множество вариантов решения поставленных задач, и выбираются  оптимальные решения, в поиске которых немаловажную роль играют и другие предметы.

Взаимосвязь теории и практики. Ей отводиться особое внимание, для того что бы данные методы  и разработки можно было воплотить в жизнь.

Личностно ориентированный подход. Ученик должен быть активным строителем собственного обра­зования — не мы его учим, а он учится.

        К характерным признакам роевой игры проблемной направ­ленности относятся следующие.

1. Наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональных знаний и умений для принятия решений.

2. Наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего координацию действий всех участников.

3. Моделирование сопутствующих атрибутов реальной профессиональной деятельности — обстановки, социально-психологи­ческой установки взаимоотношений действующих участников: руководитель—подчиненный; специалист — помощник и т.п.

4. Альтернативность решений. Деятельность участников ролевой игры оценивается по следующим параметрам:

- эффективность принимаемых участниками игры решений;

- активность участников игры;

- оригинальность, творческий подход к поиску выхода из со­здавшейся проблемной ситуации;

- использование интеллектуальных умений критического мыш­ления;

- достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий   участников игры, их взаимодействия и контексте дан­ной ситуации.

5. Наличие единой коллективной цели у игроков: они должны выступать одной командой, поскольку от их компетентных дей­ствий зависит успех поставленной задачи. Ошибки допустимы (они не приводят в данном случае к реальным потерям), но нежела­тельны, поскольку демонстрируют недостаточную профессиональ­ную компетентность игроков.

        6. Наличие и распределение ролей подчинено основному сце­нарию, связанному с моделированием ситуации реальной про­фессиональной деятельности.

В ролевых играх немаловажное значение приобрета­ет сопровождающий фон — все виды наглядности: иллюстра­ции, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы (как работает автоматическая система регулирования или этапы ее регулировки) и т.д. В зависимости от сценария игры, ее сюжета возникает необ­ходимость показать, где будет происходить действие, кто в нем участвует.

Ролевые игры проблемной направленности носят продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении приме­нять знания, творчество, практические умения в различных обла­стях в моделируемых ситуациях. Это действенное средство для раз­вития критического и творческого мышления у студентов инжинерно- педагогических специальностей.

        Литература.

1.     Королева Н. В. Коммуникативные способности как фактор формирования педагогической культуры инженера- педагога // проблемы инженерно- педагогического образования. Харьков 2005.- с. 201-207

2.     Полат Е. С. Совершенные педагогические и информационные технологи в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.- 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368с.