Скворцова Н.В., Ткаченко В.В.

Славянский государственный педагогический университет

«Роза мира» - модель идеализированного духовного общества.

Сотни лет человечество было под властью различных учений и вероисповеданий. Люди бездумно поклонялись богам и божествам, шли на поводу у церковных фанатиков, жрецов и сектантов, считающих себя божьими посланниками. Но мало кто задумывался, что же такое религия, на чем она основана и как развивалась. Каждое из вероисповеданий считает себя истинным и пытается завоевать все больше и больше приверженцев, называя все другие течения вероотступническими. А что же такое религия? Определений «религии» множество. Словари русского языка фиксируют две группы прямых значений данного слова – субъективно-личностные (религия как индивидуальная «вера», «религиозность») и объективно-общие (религия как институциональное «вероисповедание», «богопочитание», «конфессия»).

До сих пор между философами всего мира ведутся споры по поводу самой сущности религии. Одни были приверженцами религиозных учений, другие их полностью отвергали. Фридрих Ницше о религии говорил так:  «Нечего приукрашивать христианство — оно вело борьбу не на жизнь, а на смерть с высшим типом человека, оно предало анафеме все основные его инстинкты и извлекло из них зло — лукавого в чистом виде: сильный человек — типичный отверженец, «порочный» человек. Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовного». По мнению Фрейда, религиозные представления – тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Л. Фейербах считает, что Бог – это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. «Бесконечная или божественная сущность, – пишет он в работе «Сущность христианства», — есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо».

К. Г. Юнг рассматривает религиозные представления как продукты «коллективного бессознательного», которое идентично у всего человечества и представляет тем самым общие представления психической жизни каждого индивида и является по своей природе надличностным.

В настоящее время в мире насчитывается четыре основные религии: христианство, буддизм, ислам и иудаизм. Помимо них существует масса различных религиозных школ, конфессий и сект. Дух человечества разбит на части. В произведении «Роза Мира» Данил Андреев предлагает идею единой мировой религии, которая должна объединить все человечество. Если старые религии, по словам Андреева, это лепестки, то «Роза Мира» цветок: с корнем, стеблем, чашей и всем содружеством его лепестков. Не важно где именно произойдет рождение «Розы Мира», автор был уверен, что рано или поздно это обязательно случится. «Роза Мира» явится как итог духовной деятельности множества, как соборное творчество людей, ставших под нескончаемый  поток откровения, явится, возникнет, вступит на исторический путь. Лишь объединившись духовно, люди смогут устоять перед двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией.

Государство много веков претендовало на то, чтобы быть единственной неуклонной объединяющей инстанцией, предотвращающей от людей опасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Однако на ряду с этим оно цементировало общество на принципе насилия. Старые религии перестали вносить свой вклад в развитие общественного духа, основная роль уделяется механическим средствам преображения личности, в то время как духовное развитие отошло на второй план. Свою власть людям пытаются навязать олигархические группировки и деспотичные образования. Именно на фоне всего происходящего над Всемирной федерацией государств должна установиться некая незапятнанная, неподкупная, высокоавторитетная инстанция, по словам Андреева, Лига Преобразования сущности государства. Именно она должна осуществить всеохватывающие реформы, воспитать человека облагороженного образца, заменить принуждение добровольностью, должна подготовить почву, чтобы создать Федерацию государств. Для осуществления такого этического надгосударственного строя Д.Андреев видит необходимым создание учения, в высшей степени мирообъемлющего  нравственного, политического,  философского,  религиозного.

Человечество не стоит на месте. Быстрыми темпами развивается наука, техника, искусство. А последняя крупная религиозная реформа имела место около 400 лет назад. Не трудно заметить, что практически все религиозные учения основаны на беспрекословной вере и безоговорочном преклонении перед высшими силами. Новая религия должна смотреть на социальные преобразования общества. Андреев считает, что "истинная религиозная деятельность есть своего рода общественное служение, а истинное общественное служение в то же время и религиозная деятельность".

«Розу Мира» автор представляет себе как бездогматическое учение способное к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Она показывает ценность личности: ее право на освобождение от гнета бедности, агрессивных обществ, на благополучие, на все виды свободного творчества, обнародование этого творчества, на религиозные искания, красоту. «Роза Мира» дает ключи к загадкам, перед которыми в растерянности останавливались мыслители прошлого. Книга Д. Андреева пронизана надеждой на светлое будущее, на то, что наши внуки и правнуки будут свидетелями прихода «Розы Мира» к власти надо всей землей. Он пишет: " ...Вспомним всадников Апокалипсиса. Лишь последовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец на острове Патмосе: первым промчался Черный - эра господства иерократии на феодальной основе. Теперь завершает свой путь всадник второй, Красный: каждый поймет, что таится за этим символом. Ждем и уповаем на всадника Белого - Розу Мира, золотой век человечества!"

                                                   Литература.       

1.     Андреев Д.Л. "Роза Мира". М, из-во "Прометей", 1991.

2.     Арнин Е.И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2 ч. Ч.1. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2005.

3.     Ницше.Ф. Антихристианин. В кн. "Сумерки богов." М. 1989.

4.     Фейербах Л. "Сущность религии." М. 1955.

5.     Фрейд З. "Будущее одной иллюзии." В кн. "Сумерки богов."
М. 1989.

6.     Фромм Э. "Психоанализ и религия." В кн. "Сумерки богов."
М. 1989.