Темиров А.Н.

 

Восточно-Казахстанский Государственный Технический Университет имени Д. Серикбаева

      

Современный архитектор как образ творческой деятельности

 

Как и в любой профессии, в профессии архитектора периодически осуществляется переосмысление ее задач, ее объектов, способов работы. В архитектуре подобные вопросы были заданы и задаются на сегодняшний день чаще, чем в сфере науки, поскольку архитектура ближе к гуманитарным, чем к естественнонаучным или техническим дисциплинам. При решении множества сугубо технических задач в ней постоянно присутствует человек, привносящий в эту науку ее культурные составляющие[1].

В настоящее время бытует мнение, что архитектор это технолог окружающей среды, основной задачей которого является разработка новых и оптимизация существующих объемно-планировочных решений окружающей среды необходимых для нормального функционирования человека. Называя архитектора технологом, люди неосознанно ставят человека этой профессии в один ряд с представителями бытовых специальностей, таких как учителя, врачи, экономисты. Действительно много людей получивших специализированное архитектурное образование сидят в проектных бюро, мастерских известных архитекторов и работают над чертежами в качестве подмастерьев. Это происходит, потому что творчество архитектора ценится только своими реализованными идеями, в отличие от творчества поэта или композитора, результат труда которых можно оценить, услышав или увидев.

Современному архитектору для достижения успехов в творчестве, и для выделения себя в архитектурной сфере деятельности, недостаточно иметь простой набор знаний, полученный во время обучения. Обучение архитектурному ремеслу должно продолжаться всю жизнь, необходимо черпать знания из всех известных источников. Архитектор должен быть развит в других сферах науки, он должен быть художником, скульптором, музыкантом, философом, психологом, социологом, врачом, инженером и экономистом. Все эти знания необходимы, потому что архитектура не просто строительная специальность, это определенная наука, которая воздействует на все сферы деятельности в жизни человека. Она как инструмент, в руках грамотного человека имеющего необходимые знания, который помогает людям успешно развиваться нравственно, физический и духовно.

Архитектору необходимо понимать, какой ответственной работой он занимается. Его работы всегда выставлены на всеобщее обозрения,  на протяжении многих поколений. И от того насколько грамотно осуществлен проект, зависит, насколько положительно будет развиваться общество в нравственном плане. Архитектор должен учитывать множество факторов во время поиска архитектурного решения проектируемого объекта, и уметь правильно «привязать» объект к местности. Здание должно правильно выделяться из общего ряда своей формой и семиотическими особенностями, и при этом гармонировать с окружающим его пространством, не создавая своим видом диссонанс. Архитектор должен сочетать в себе противоположные друг другу гуманитарное и техническое начало, логику рациональных обоснований и интуитивные догадки. Как сказал Леон Батиста Альберти: «Архитектором, утверждаю я, является тот, кто научился правильным и удивительным образом определять в мыслях и в душе, а так же осуществлять на деле все, что при помощи движения тяжестей, сочетания и сложения тел превосходящим образом служит наиболее важным потребностям людей. И для того, чтобы этого достичь, он нуждается  в постижений вещей наилучших и достойнейших. Вот таким должен быть архитектор»[2].

Архитектору, усвоившему эти принципы, легко будет реализовать свои проекты и умело обосновать все его положительные стороны заказчику. Однако архитектор, не смотря на все свои фантазии, всегда должен трезво рассуждать насколько реальной является его задумка. Он должен учитывать все экономические аспекты проекта, и в первую очередь техническую возможность его воплощения.

За последние 15-20 лет технология строительства шагнула далеко вперед. Такого скачка в сфере строительства не было на протяжении 200 лет, это касается в первую очередь прорыва в техническом обеспечении. Новшества в этой сфере сделали возможным воплощение самых невероятных объектов современной архитектурной мысли. Техника может быть основным средством решения архитектурных проблем, связанных с невыполнимостью поставленной задачи. Иногда именно способность осуществления проекта при помощи технического обеспечения влияет на его архитектурное решение. Интересно, каково было бы творчество таких известных архитекторов как, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис Ван Дер Рое, если бы они жили и творили в наше время. Прямым примером того, как технологический прогресс влияет на творчество архитектора является, знаменитый архитектор Заха Хадид. Заказчики считали ее архитектурные идеи слишком сложными и не реальными. В период открытия ее мастерской «Zaha Hadid Architects» желающих вкладывать деньги в ее проекты было не много: необычной формы геометрии, похожие на застывшие потоки и ледники, остроугольные скалы, космические кометы, они переворачивали всякие представления о законах физики и математики строительства. Хадид регулярно производила проекты для международных конкурсов, которые почти всегда выигрывала, но не могла построить почти ничего. Но благодаря прорывам в области строительства на стыке XX-XXI вв. ситуация кардинально изменилась. На сегодняшний день Заха Хадид является самым востребованным архитектором, проектная работа, которой расчерчена до 2021 года. Стоит отметить, что она является первой женщиной ставшей лауреатом Притцкеровской архитектурной премии. Опыт Хадид это яркий пример того, как влияет на достижение цели. Как заметил Жорж Кандилис, французский архитектор: «средства, материалы, технические методы…становятся иными – образ мышления, т.е. необходимые знания, способность анализировать и синтезировать чувства, короче говоря, образ мышления, остаются теми же»[3].

Строительные материалы это тоже не маловажный фактор позволяющий раскрыть весь творческий потенциал архитектора. Разработки в этой области ведутся с начала времен, и каждый день ученые делают новые открытия. К примеру, японскими учеными был разработан особый вид бетона который может сохнуть находясь в воде, при этом, не теряя всех своих качеств. Это значительно упростило работу мостостроителей, позволяя создавать фундаменты опор мостов непосредственно на месте стройки.

Эксперименты с использованием новых строительных материалов проводят большинство современных архитекторов, например: Т. Андо, Д. Перро, Д. Аджае, Г. Чанг. Но особенно хочется отметить мастера по работе со стеклом и бетоном – Норманна Фостера. Он является одним из лидеров стиля хай-тэк. Он усвоил фуллеровскую «технократический-природную» эстетику, а так же стилистику хай-тэка, и создал глубоко индивидуальное творческое направление, осмысляющие технологические новинки в высшей степени образно, порою даже экстравагантно. Свойственная раннему хай-тэку ироническая «поп-артистская» пародийность сменилась здесь новым, по своему эпическим монументализмом.

Самым главным фактором, позволяющим архитектору обрести успех и народное признание неизменно является его талант и творческое мышление. Способность не ординарно мыслить, искать новые архитектурные решения делают архитектора мастером своего дела. Архитектором, успешно сочетавшим в себе качества художника, скульптора и  инженера-конструктора, безусловно является гений архитектурной мысли, испанский архитектор – Сантьяго Калатрава. Когда говорят о современной архитектуре его имя обязательно выходит на первый план. Представить современную архитектуру без него практический не возможно. Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложные и, одновременно новаторские конструктивные решения – отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток еще одного призвания Калатравы – профессии скульптора. Он черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны, за что его сравнивают с великим Антонио Гауди. Этот яркий представитель неоконструктивизма поражает своей работой с масштабностью своих объектов. Несмотря на то, что большинство его работ имеет гигантские размеры, все они соразмерны человеку и окружающих их городской среде.

Современный архитектор это человек, которому повезло жить во время свершения огромных шагов в технологическом  прогрессе и архитектурном искусстве и видеть, как воплощаются самые радикальные проекты гениев современности. Архитектор должен умело воспользоваться всеми преимуществами данной эпохи, не забывая при этом опыт прошлых поколений. Самое главное архитектор должен понять, что он является проводником между человеком и архитектурой, и что именно он должен грамотно преподнести и раскрыть всю суть искусства архитектурного  искусства. Зодчий нашего времени должен понять всю ответственность выбранной им профессии, он является единственным человеком способным создать новую модель жизни людей.

Для успешной работы архитектор обязан переосмыслить навязанные обществом  стереотипы, в первую очередь архитектор должен думать о людях и их нравственном развитии, а уже потом об личной выгоде. Вальтер Гропиус ставил перед собой сакраментальный вопрос: «архитектор – слуга или вождь?» и нашел на него единственно верный ответ: «Поставьте вместо «или» - «и»[4].

 

Список используемой литературы:

1.        Ждахина Н.П., Козинец Л.А. Введение в профессию (для специальности «Архитектура»). – М., 1990.

2.        Альберти Л. О зодчестве. Десять книг. Предисловие. – М.,1935.

3.        Кандилис Ж. Стать архитектором. – М.: Стройиздат, 1979.

4.        Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М.: Вече, 2009