И.Г. Галянт

Интегрированное художественное воспитание дошкольников как педагогическая проблема

Обращение к проблеме художественного воспитания дошкольников актуально в русле педагогической интеграции в целом, являющейся перспективной областью современных научных исследований. Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности. Мы считаем, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования. Интегрированное воспитание направлено на развитие творческого мышления и фантазии воспитанников, на формирование умения обобщать  информацию и знания,  на решение конкретной задачи (проблемы), на воспитание стремления творчески выражать себя в какой-либо деятельности.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В дошкольной педагогике  накоплен  теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова,          С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова, Г.П. Новикова, и другие).

Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» [2, с. 6].

А.Г. Гогоберидзе и  В.А. Деркунская обозначили ряд актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей, связанных с разработкой  новых подходов и педагогических технологий. Авторы выделяют задачу интеграции разных видов искусств в процессе музыкально-творческого воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова [1, с.14]. Сказанное означает, что современные исследователи детской деятельности начали понимать,  что основным принципом интеграции является обучение в действии. Это предполагает связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит «сама по себе», а каждый принимает участие в процессе для создания музыки. Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части [3].

В связи  с этим, главная задача художественно-творческого воспитания понимается как вхождение ребёнка в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества. Искусство – одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале – в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.

Как показывают наблюдения и практика, приобщение дошкольников к  большему количеству искусств только обогатит детскую душу и наполнит ее положительными эмоциями. С помощью искусства полноценно развивается эмоционально-чувственная сфера ребенка. Разве можно, например, предложить что-то лучшее, чем музыка для развития слуха. А для развития зрения, цветоразличения незаменимо изобразительное искусство. Искусство театра научает детей общаться друг с другом и с взрослыми, дает возможность понять другого, выражая его мысли, действия, поступки героя, которого он играет на сцене. Танец развивает грацию, свободное владение телом, ориентацию в пространстве. Литература и поэзия обогащают речь и развивают литературный язык.

Опираясь на эти особенности, можно создать динамическую систему теоретико-методического обеспечения процесса интеграции. Эта особенность искусства становится  ориентиром в нашем исследовании, так как дети дошкольного возраста, не имея в своём жизненном опыте ни научности, ни идеологии, ни морали, осваивают  и воспроизводят действительность через свою уникальную детскую систему образов. При этом дети используют не менее уникальную систему изобразительно-выразительных средств. Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений  создаются выразительными средствами разных видов искусства в разных видах художественной деятельности детей:

         Следует заметить, что образ детьми представляется целостно, так же целостно  он должен быть передан. Например, образ дождя дети передают языками разных искусств одновременно: а) изображают цветом, линиями, формой (туча), используя различный материал (бумага, ткань, дерево, песок, глина и т.д.); б) подбирают соответствующий звук, используя звучащие материалы или музыкальные инструменты (шуршание бумаги, ореховых скорлупок, битого стекла, хрустальных рюмок, подвешенных гвоздей, металлических трубочек, звуки металлофона, треугольника, колокольчика и т.д.);  в) изображают образ в пластических импровизациях, используя различные предметы (султанчики, ленты, газовые платки, шарфы, разрезанные на полоски полиэтиленовые пакеты, гафрированную бумагу, новогодний дождь из фольги, мыльные пузыри, вода  в лейке и т.д.). Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).

         Резюмируя сказанное, отметим, что интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, а традиционная предметная система, существующая в детском саду,  знания преподносит разрозненно по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

          Обобщая взгляды ученых, занимающихся проблемой интеграции в различных областях наук, рассмотрим педагогические условия интегрированного воспитания:

•  выход за рамки одного искусства;

•  перенос акцента с восприятия на творческое проявление воспитанников в деятельности;

•  включение в занятия развивающих творческих заданий;

•  взаимодействие друг с другом;

•  активные организационные формы  занятий;

•  связь с ближайшим окружением (природой, особенностями региона, его традициями, культурой, выдающимися людьми);

•  предметно-пространственный характер освоения искусства;

•  системность во внедрении интегрированного воспитания.

Таким образом, интеграция это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей.      Это, во-первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение его сознания. Во-вторых, это самообразование, самовоспитание, самосовершенствование педагога. В-третьих, это ориентация  на развитие дошкольников, а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании на творческое проявление ребёнка, развитие его желания самостоятельно развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса, исходя из задач и возможностей детей. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества.

Для дошкольных учреждений рассматриваемое направление в освоении искусства важно и со стороны общего экологического подхода к процессу воспитания. Резюмируя сказанное  можно утверждать, что интегрированный подход в художественно-творческом воспитании дошкольников необходимо рассматривать как целостный процесс, который требует специальной подготовки педагога и который предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии воспитанников.  В результате такого  процесса,  происходит перенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов художественного мышления и рождение нового индивидуального образа. Тем самым происходит познание, осознание, осмысление и переосмысление происходящего.
Список литературы:

1. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в детском саду: современный взгляд на проблему [Текст] / А.Г. Гогоберидзе,                 В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. – 2010. − №3. – С. 4-14.

2. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества  [Текст] / Т.С.Комарова.  – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.

3. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и муз.руководителя [Текст]/ Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1985. 207 с.

 

Галянт Ирина Геннадьевна

Челябинский государственный педагогический университет

Доцент факультета дошкольного образования, к.п.н.

454129 г.Челябинск, ул. Новороссийская. д.88.кв.81

8-351-254-79-34, 8-908-053-91-91