Право / 9. Гражданское право

Черновол К.

Донбасский государственный технический университет, Украина

Исторические параллели брака в Древнем Риме и в наши дни

 

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Авторы времён Римской империи считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.                                                                  

 Если желавшие заключить брак находились во власти главы семьи, им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства.

  В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались «священными». Римские юристы конца республики уделяли большее внимание «человеческому», чем «божественному» праву, а в Институциях Юстиниана римское определение брака выглядит так: «Законный брак заключают между собой римские граждане, которые сходятся, следуя предписаниям законов»

Мотивы для вступления в брак сильно отличаются от настоящего. В Древнем Риме поиск подходящего жениха для девочки отец семейства порой начинал уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих супруг. Так [родители] тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены   жених согласно Сенеке часто узнаёт лишь на свадьбе.                                                                             

Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у нее дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтверждал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры

Не менее важным было рождение законных наследников, которые тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению и продолжению рода жениха.

В наше время пары сами выбирают за кого выйти замуж и когда. В некоторых семьях родители, конечно, решают за молодых, на ком они должны жениться. Сейчас все чаще можно услышать: «Он или она не могут быть вхожими в нашу семью, потому что у него не тот статус по жизни». Общество резко разделилось на богатых и бедных. На экранах телевидения масса фильмов про то, как девушка из простой малообеспеченной семьи вдруг выходит замуж на состоятельного мужчину. Но невозможно в наше время ожидать подобный вариант вступления в законный брак. Каждому человеку хочется, чтобы его брак был стабилен, и являлся поддержкой в любых житейских проблемах. Но зачастую, в ней царит накаленная атмосфера. Брак сегодня заключается по разным причинам. Небольшой процент вступает в брак по велению родителей и по их выбору.

Брак между разными сословиями в Древнем Риме.

Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н. э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев. Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего хозяина. Установленный одним из законов Августа запрет на то, чтобы вольноотпущенница замужем за господином могла развестись против его воли, имел силу ещё в праве Юстиниана. С введением законов Августа сенаторам (а со времён Марка Аврелия и до трёх поколений потомков сенатора) запрещалось жениться на вольноотпущенниках/-цах, актёрах или актрисах или их детях, сводницах и их бывших рабах, осуждённых преступниках.

В наше время немаловажную роль при вступлении в брак имеет разница в возрасте, вероисповедание и образование будущих супругов. Например, для мусульманских народов вероисповедание стоит на первом месте. И вряд ли такой мужчина или женщина смогут вступить в брак без разрешения их семьи. Бывают случаи, что они соглашаются на такой брак, но при этом вторая половина принимает религию другой стороны. В этом случае необходимо решить этот вопрос заранее, а затем уже строить планы на будущее.                                                                                                    

 В отношении возрастной разницы между супругами дело обстоит гораздо серьезнее. Часто между такими супругами возникают психологические барьеры. Потому что старший супруг считает себя опытнее и умнее. И начинаются нравоучения, что приводит к ссоре. Хотя не всегда жизненный опыт может показать мудрость и высокий интеллект старшего супруга выше. Но, несмотря, ни на что, старший по возрасту супруг, старается подчинить себе младшего. Если они не смогут найти общего мнения в своей совместной жизни, то брак развалится.

Только найдя друг к другу подход и уступая в каких-то моментах жизненных ситуаций, можно сохранить брак на долгие годы. Но этому надо учиться с первых дней совместной жизни.  Разный уровень образования тоже играет немаловажную роль в семейной жизни. Хотя это молодые супруги до вступления в брак не считают большой проблемой. А зря. Большую роль играет различия в объеме знаний. Когда такое случается, то остро встает вопрос самооценки. Один из супругов начинает испытывать комплекс неполноценности, а другой начинает вести себя высокомерно, считая себя образованным.  

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви

Но главным все же остается вывод, что прежде чем вступать в брак в наше время люди должны это делать осознанно, не поддаваясь только вспыхнувшим чувствам называемых любовью. Относиться к этому вопросу нужно серьезно, не стоит экспериментировать. И тогда жизнь будет счастливой и радостной на многие годы.

Литература:

 

1.  И.Б. Новицкий. Римское право. М., 2002.

2. В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М., 2000.

3. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. М., 2008.